01-07. 1976 г. Гириконд

На фото:
1. На свадьбе Валеры Каминского
2. Виталий Иванов и Сергей Немакин
--------------------------------------

Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет могут быть не точны и, в любом случае, являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

3/I/1976 г.
Георгий Мартынов «Звездоплаватели».
1. 220 дней на звездолете.
2. Сестра Земли.
3. Наследие фаэтонцев.

Мир приключений
П. Багряк «Оборотень»
Евг. Рис «Украденная невеста»
А. и С. Абрамовы «Фирма «Прощай оружие»
К.Булычев «Остров ржавого лейтенанта»
А.Горцев «Пепел времени»
В.Казаков «За час до вылета», «Каскадер»
Б.Зубков, Е.Муслин «Игра»

Галай «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе».
Вальтер Скот «Ричард Львиное Сердце».
Александр Дюма «Три мушкетера»

29/I/1976 г.
Газета «Маяк» №12 (1508)
«Каждую среду после пяти
По-настоящему творчески и по-деловому прошло второе в этом году занятие литературного объединения нашей фирмы. Посвящено оно было разбору последних стихов Виталия Иванова, работника Гириконда.
Несколько лет назад, когда ЛИТО только складывалось, познакомились мы со стихами Виталия впервые. Знакомы с его творчеством и многие позитроновцы: его стихи опубликовала газета «Маяк», они звучали в исполнении самого Виталия на смотрах художественной самодеятельности.
Несмотря на то, что с поэтическими работами Виталия мы знакомы давно, интерес к ним не ослаб, а скорее, еще более повысился. И объясняется это тем, что стихи Иванова подкупают своей искренностью и большой лиричностью.
… И вот потекли, полились стихи:
«Беззаботный ручеёк
Тёк, тёк, тёк…» -
Так начинается одно из стихотворений молодого поэта. Прозвучало одно, и зазвучало, запело новое:
«Как веселье и счастье речей,
Поддержал птичий щебет ручей.
И златистых лучей череда
Заиграла с зеркальем пруда…»
Так строка за строкой участники ЛИТО познакомились с большим количеством разных как по сюжету и стилю, так и по степени проработки стихотворений самодеятельного поэта.
Разбор стихов Виталия начал один из старейших участников ЛИТО, научный сотрудник Гириконда В. Лапшин. Очень подробно оценивая все плюсы и минуса в работах молодого поэта, в мягкой дружеской форме В. Лапшин высказал свое мнение о прочитанных стихах. Вторым оппонентом был автор публикуемой заметки. Разговор получился очень обстоятельным и интересным, в него включился каждый из присутствующих, а завершил разбор руководитель ЛИТО поэт А. Шевелев.
Что дает подобный разговор? Он помогает самодеятельному поэту разобраться в казусах, языковых неточностях и других неполадках своих литературных произведений. Кроме того коллективный разбор по достоинству оценивает творческие находки, которые сам автор порой может и не заметить. Вот потому при обсуждении и возникает спор. Но каким бы жарким он ни был – спор этот всегда добрый, ведь это спор друзей.
Еще один интересный разговор состоялся на занятии. Александр Александрович Шевелев рассказал кружковцам о жизни и творческой судьбе рано умершего ленинградского поэта Николая Рубцова, познакомил с его прекрасными стихами.
Если вы пишите стихи, повести, если вы увлекаетесь литературой, если вам не безинтересно творчество наших товарищей – приходите к нам на занятие. Каждую среду сразу после пяти, а точнее в 17.15, в 30-й комнате здания проходной Гириконда вы можете присутствовать на очередном занятии ЛИТО «Позитрона».
В. Шевцов, инженер-технолог Гириконда»

3/II/1976 г.
Аполлон Григорьев. Библиотека поэта.
Андрей Вознесенский. Взгляд.
Джек Лондон, т.12. «Маленькая хозяйка большого дома»
Черепахи Тасмана.
Голландская доблесть.
Шалимов. «Охотники за динозаврами»

15/II/1976 г.
У меня любопытное свойство. Вызывает отвращение или равнодушие всё, что мне не интересно или, в крайнем случае, неполезно – сейчас, в данную минуту, всё, что не доставляет физического или духовного наслаждения.
Отвращение же это и равнодушие я пытаюсь гасить в вине или картах (раньше).
Ещё одна из причин моего запоя вином и картами – боязнь одиночества.
Как странно! Раньше я избегал людей, потому что с ними, чаще всего, мне было скучно. Но жить одному нельзя, даже в самом сказочном и прекрасном мире. И вот теперь, чтобы мне не было скучно в разговорах и т.д., я – пью. Уравновешиваю шансы. Ведь пьяному легче найти друзей.
Нелепость! Но мне казалось, что всё это так. Чего только мне не казалось!..
Я ещё себя не нашёл. Точнее, того «Я», с которым мне приятно было бы жить. Скорее всего, никогда его не найду. Ведь взгляды, цели и желания человека зависят от мира, в каком он живёт.

Мне кажется, я всё вру.
Как выразить словами это чувство неудовлентворенности, которое постоянно живет во мне? И понять причину его? Как поймать чёрта?
Временами хочется сказать… все люди – сволочи, и мне не чуждо ни что человеческое.
Но в каждом человеке есть что-то хорошее и плохое. И, может быть, качества наши резко заостряются в критические, кульминационные моменты истории, а в промежутках между ними – серые будни и жующие быдла?

Как скользят мысли! А ведь с  какими-то из них можно было бы перевернуть себя и весь мир.
Вот сел и написал всё это за 20 минут. Что я решил для себя? В чем уверился окончательно?
Я устал от этих безрезультатных, нескончаемых монологов. Могу так сесть и написать тетрадь, книгу…. И что?

24.II.1976 г.
У меня нет завершенных стихов. Однажды начавши, редактирую постепенно, и буду дорабатывать, пока жив.

Вступаю в комсомол…
Да, всё-таки решился вступить. Хотя никогда не считал и сейчас не считаю эту организацию серьезной. Именно в наше время. Комсомол много сделал для страны в трудные для неё годы. Но, рождённый в эпоху боёв, трудового энтузиазма, когда от комсомольца требовались, прежде всего, практические дела, каждодневный боевой и трудовой подвиг, найдя тогда свои приёмы и методы работы (т.е. отчаянный энтузиазм и чуть ли не фанатичную веру в мировую революцию), комсомол так и не смог приспособиться к мирной, спокойной жизни, будничному строительству коммунизма.
В мирных городах и селах он загнивает. Грустно и неприятно видеть, как в комсомол вступают только для того, чтобы «если будут выгонять, то сначала из комсомола, а потом уж из школы, института, т.д.»
Потом, никакая организация не должна быть обязательною для всех. Это смешно.

Пригласила меня в комсомол симпатичная девушка, секретарь комсомольской ячейки нашей лаборатории в Гириконде. Вроде бы, имевшая ко мне интерес не чисто партийный. Не смог отказать.

Кстати, в нашем мат. классе, помнится, было лишь треть комсомольцев. Редкость большая! И даже, когда поступал в институт, меня спрашивали о членстве! На собеседовании. Не навязчиво. Речь шла о том, в какую из двух параллельных групп определить. Зачислили в более сильную.
А еще Лена Митькина была секретарем всей нашей школьной комсомольской организации. Да… А вышла замуж – за самого отчаянного хулигана. Как полагаю, в воспитательных целях. Полтора года назад. Ну, вот и я, наконец, созрел стать комсомольцем!

И ещё, кстати. В пионеры меня приняли в конце пятого класса. С четвёртой попытки. Последнего в классе. Большинство было принято в третьем.
Вовсе не из-за моих политических мнений, почему – чёрт его знает, не помню уже. Что-то связанное с поведением… Но ведь хулиганом я не был! Правда, видимо, недостаточно был послушным. Похоже, это ощущали, даже когда я просто молчал.

25.II.1976 г.
Приняли в комсомол. Собрание в нашей ячейки прошло чисто формально.

Для поэта необходимо помнить все свои стихи, удачи и промахи. Только тогда возможно постоянное движение по ступенькам мастерства – выше и выше.
Если не держать стихи в голове, неизбежно топтание на месте, одну и ту же ступеньку придется брать несколько раз.
Собственно, не запоминать все свои стихи и не получается. Ведь повторяешь их про себя сотни раз, непроизвольно. Просто так - вспоминаются.

28.II.1976 г.
----------
Хвалебная ода – «кричалка»
Посвящается Виталию Альбертовичу Иванову

Чтоб Виталик без затей
Твой отметить юбилей
Надо спеть или сплясать,
Наконец, стихи читать.
Хоть с Ростом мы не поэты,
Но, присутствуя при этом
(Ты прости уж нам грешки),
Мы прочтём тебе стишки.

Наш Виталя – вот так раз!
Стал теперь рабочий класс
И, отставив внешний понт,
Поступил на «Гириконд».
И теперь у нас Виталий
Самый главный пролетарий.
И, по слухам, наш Виталик
Вовсе не плохой механик.

Всем друзьям помочь готов
Наш товарищ Иванов!
Коль дружинничать идти,
Наш Виталик впереди.
Про его успехи в «пуле»
Чуть в «Вечёрке» не черкнули.
В общем, гадом надо быть,
Чтоб Витальку не любить.

Так желаем же Витале,
Чтоб его в толпе искали
И чтоб он, как самолёт,
Очками двигался вперёд.
Стихи его чтоб не ругали,
А скорей публиковали.
Чтоб Виталию на днях
Повезло на мизерах.

На работе чтоб сказали –
«Мы тебе оклад подняли.»
Чтоб Виталю (до супруги!)
Обожали все подруги!
И не будь уж очень строг
(Просим извинить за слог).
А вообще – суди нас строго!
Твои Ростик и Серёга.

(Сергей Немакин, Ростислав Чайковский)
----------

Иван Ефремов. «Сердце змеи», сб. рассказов
А.и Б. Стругацкие «Возвращение»

5.III.1976 г.
Газета «Маяк» № 27 (1523)
В.Иванов. Подборка стихов «Вздымаясь с громадами строек».
Стихи: «Мы растем в молодой и веселый…», «Я повстречал тебя нежданно…», «Весной запахло на улице…»

28.III.1976 г.
Желание, пожелание, сожелание, желать, желанный, изжеланенный, желанец, сожеланец, поджеланец, желак, изжеланный, посожелать, ожелать, желака, желаха, желанистый, желаньечко, желанечко, желанко, желастый, ожеланный, желазно, желаоп, желада, желаок, желаст, желава, жел, желан, желаб, желасатый, желон, желакоко, желалон, желакова, желаева, желаёб, желатый, желафа, желадок, желадёж, поджеланный, наджелание, сверхжелание, грехжелание, пережелать, обжелаго, зажелаю, изжелаюсь, наджелаю, дожелаю, недожеланный, обжелался, желапа, желакло, пожеланенный, обжелан, пожелан, желаза, позажелаться, желаля, дожелаться, сожелаю, желаско, желандаться, поджелать, желанить, желата, желатин

26.IV.1976 г.
Инаятуллах Канбу «Книга о верных и неверных женах»
Г. Флобер «Искушение святого Антония».
Владимир Маяковский, т. 1 (8-ми томник)
Джек Лондон – рассказы, 1950 г.

26.IV.1976 г.
Франсиско де Кеведо-и-Вильегас «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников».
Дэвид Стори «Такова спортивная жизнь»

14.VII.1976 г.
В. Шукшин «Характеры»
Роберт Льюис Стивенсон «Черная стрела. Владетель Баллатрэ. Алмаз Раджи. Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда».
Джером К.Джером, том 1 (в 2-х томах)

Человек должен жить для радости.


Рецензии