История школьного набора

Как скобочки порядок в арифметике наводили.

В старой картонной коробке, на полочке, у мальчика Коли жили циферки и знаки. Жили они спокойно, особо ни о чём не тужили, пока Коля был малышом. Однако прошло несколько лет, и пошел Коля в школу. Вот тут и случилась история, которую я хочу рассказать.
***
Итак, Коля стал учеником. Он учился читать, писать, считать и всё было хорошо до тех пор, пока однажды в его руки не попал набор, в котором жили они. Это был вот такой 0 нолик и цифры - 1,2,3,4,5,6,7,8,9, а так же знаки.
Плюс, вот такой +
Минус такой  -
Умножение выглядило так  х
А это ребята, деление :
И две скобки - одна (  и вторая )
 
Посмотрел на них Коля и обрадовался. Карточки были яркие, красивые. Все до одной побывали они в Колиных руках. Для каждой он нашел работу, и только скобочки, Коля покрутил, повертел и отложил в сторону. Не знал еще мальчик, что они значат. Несколько минут спустя, мальчишка устал и пошел гулять, а две карточки остались на столе. Полежали скобки, поскучали одни, а потом подошли к своей коробке и постучались. Тут, тук!
- Впустите нас циферки, мы домой хотим.

Молчат цифры, не отзываются. Тук, тук - барабанят скобочки.
- Впустите нас знаки, мы домой хотим.
Не отвечают знаки. Тук, тук - колотят скобки. Тук, тук. Вдруг, слышат, Минус ворчит. 
- А зачем вы тут нужны? Коля ведь вас не зря убрал. Вы лишние. Вы нам не нужны.
- Что, вы!!! – удивились скобочки. – Мы не можем быть лишними. Мы необходимы и очень, нужны. Вот, послушайте… -  но договорить скобки ничего не смогли, потому что их перебил Плюс.

- И слушать ничего не хотим. На вас посмотришь и сразу понятно -  вы ошибка взрослых. Хотели сделать меня, да так спешили, что промахнулись. Упали наши черточки на разные таблички и скривились.
- Нет, нет!!! – Обиделись скобки. – Не могли взрослые ошибиться. А в арифметике мы, очень нужны. Важнее нас никого нет. Просто рано нам еще выходить. А вот, как Коля немного подрастет, ему учителя всё расскажут, объяснят.
- Что? – Возмутились знаки.

- Вы слышали, что заявляют эти закорючки. Говорят, что они главные.
- Да послушайте же вы! - Закричали скобочки. 
- Уходите туда, откуда пришли. Сюда мы вас больше не впустим. – Заявил кто-то и скобочки обиделись. 
- Ладно, пусть будет так! Только запомните! Если не придете за нами до вечера, мы от вас уйдем.
- Не пугайте, Коленька даже не вспомнит о вас. Скатертью дорога!
Сгорбились бедные скобочки  еще больше, и пошли, но на прощание напомнили.
- Мы-то уйдем, ни одна скобка не останется. Пройдет совсем немного времени и Коля за нас заступится. Вот тогда вы пожалеете, что нас обидели и поймете кто тут самый главный, но будет поздно. Нас уже не будет.
И ушли. Знаки только посмеялись вслед, а в это время, маленькая единичка, встала рядом с ноликом и сказала.
 
- Ой, Плюсик! Ой, Минус! Зачем вы так? Они ведь наши друзья.
- Пусть идут, - заявил минус, - а друзей у нас и без них достаточно.
- А вам не кажется, что они не зря среди нас лежали? – Поинтересовался Нолик. – Вот, если вспомнить, то я – только ноль.
- А я – единичка!
И громко, в один голос, добавили.

- Но когда мы стоим рядышком, то мы - десятка. А это уже величина!
- И вообще, если мы окажемся рядом с каждой из вас, то вы сразу становитесь другим числом. – Продолжил Ноль - А, вдруг, Коля чего-то не знает, и зря скобочки на столе оставил?
- Глупости! – Закричал знак Умножения. – Это испорченные таблички. Хотели меня сделать, да, перепутали. Не так поставили.
- Или меня, – заявил знак Равенства.
Единичка только головой покачала.

- Нет! – Сказала она громко. – Так не может быть.
Затем, нолик и единица забрались в коробку и затихли, а за ними уже и остальные на свои места вернулись. Лежат цифры, лежат знаки, лежит каждый на своём месте и только два отсека пустуют.
***
Прошла неделя. Коля каждый день доставал таблички и считал. Он умножал, прибавлял, складывал, делил, и чем больше времени проходило, тем быстрее и лучше решал примеры мальчик. Весь набор гордился успехами Коли.

Он только открывал учебник и, спустя несколько минут, пример был решен. Но, однажды, Коля пришел домой расстроенный. Он ходил по своей комнате и чуть не плакал. Потом  достал набор, открыл книгу. Мальчишка записал задание.
 1+2х3
Решил его раз. Что-то не сходилось. Решил второй раз. Ответ был неверным. Коля считал его на пальцах, использовал картинки и даже калькулятор. Ответ был неправильным.
- Ничего не понимаю, почему у меня примеры не решаются? – Пожаловался он циферкам.
Вечером он снова попробовал решить примеры. Минут двадцать пыхтел мальчишка над учебником, наконец, пошел к отцу.

- Папа, помоги мне, пожалуйста! Я пример решить не могу.
- Давай, сынок, свой учебник.
Папа взглянул на задумчивое лицо ребенка и успокоил.
- Не волнуйся, сын. С трудными задачками не только ты встречаешься. Я, бывало, тоже к отцу бегал. Но, стоит решить один пример, потом,  второй и всё-всё станет понятным.
Когда результат оказался не правильным даже у взрослого папы, Коля растерялся. Это был заколдованный, неправильный пример. Отец смущенно почесал затылок, пожал плечами и виновато сказал.

- Извини, друг! Не получилось.
Расстроенный Коля набрал телефонный номер приятеля и спросил.
- Привет, Саня! Ты примеры по арифметике сделал?
- Да, - ответил приятель. – Решил.
- Ну? – Полюбопытствовал Коля. – С ответом сходится?
- Конечно, – гордо подтвердил друг. – У меня всегда всё сходится. А ты чего звонишь? Помощь нужна?
- Да, нет! Саша, я сам попытаюсь. – Отказался Коленька. -  Только пример, странный, не решается.

- А ты о скобочках не забыл? - Спросил друг и Коля, действительно, вспомнил. Он ведь даже в руки скобки не брал ни разу. Забыл о них. Вот так дела.
- Спасибо, Саша!!!
Бросил Коленька трубку и побежал к набору. Разложил мальчишка все таблички на столе и только теперь понял в чем дело. В наборе не хватало скобок. Циферки и знаки, даже подпрыгивали от нетерпения, так им хотелось заняться с Колей арифметикой, но мальчик только вздохнул.

Он бродил по комнате и разыскивал пропажу. Весь набор в большой тревоге наблюдал за Колей. Он не захотел взять их в руки. Тогда кто ему нужен? А Мальчик ходил из одного угла в другой и думал, вспоминал, куда засунул таблички. Скобки, как сквозь землю провалились. Вот тогда-то Единичка подошла к Нолику, взялись они за руку, и подошли к мальчику.
- Коля ты не скобочки разыскиваешь?
- Да! Они здорово помогли бы мне, но я их найти не могу, не помню куда положил. Единичка! Нолик! Вы не знаете, где они?
Единичка посмотрела на Колю и сказала.
-Да, Коля, мы знаем.
Она показала на край стола и ответила.

-Ты на стол их положил.
- Точно, молодец, Единичка. – Вскричал мальчишка. – Я вспомнил. Именно тут я их и оставил.
Подошел Коля к столу начал тетради, книжки перебирать.
- Скобочки! Скобочки! Откликнитесь!
Молчат скобки, ни одного звука в ответ не прозвучало. Расстроился Коля.
Посмотрел мальчик на Единичку и её приятеля.

- Циферки, помогите мне скобки отыскать.
Притихли цифры, не знают, что сказать. Достал Коля набор, смотрит, а там все спрятались, глаз не показывают. Обычно веселые и шустрые, они в такую минуту помалкивают. Что бы это значило, удивился Коля.
- Да, что с вами? – Спросил он, и тут его осенило. - Вы поссорились?
Закивали головой друзья из набора и на Колю не смотрят, стыдно.

- Ну, нет. Так дело не пойдет. Придется вам ребята, скобочки разыскать и помириться. Поймите! Без них вы неполный набор, а такой мне не нужен. Идите, ищите и не возвращайтесь без них. Ничего важнее в арифметике нет, чем простая скобка, а тут у меня обе пропали. Это совсем плохо.
Мальчик показал на большой шкаф и сказал.
- Я буду искать там, а вы посмотрите тут, - и махнул на полку с книгами. Отправились все на поиски. Переходят от одной книги к другой, зовут, умоляют, но в ответ тишина. Сели таблички на краешек коробочки и ручки свесили. А Коля тоже походил, поискал, ничего не нашел, подошел к столу смотрит, а его набор в полном составе грустит. Спрашивает Коля.

- Не нашли?
- Нет!!! – Говорит единичка. – Обиделись на нас скобочки.
- А вот это уже интересно! – Удивился Коля и велел.
- Рассказывайте, что произошло.
Делать нечего. Повинились перед мальчиком знаки, рассказали, почему решили, что скобки лишние. Коленька от удивления даже присел.

- Вот так дела! Я оказывается виноват, в том, что случилось?
- Нет, Коля! Не ты виновен. Это мы глупые не правильно тебя поняли.
Коля даже говорить ничего не стал, сразу на поиски отправился и набор за ним. А как же иначе. Все друзья Коли давно пример решили и только их маленький хозяин, может завтра из школы двойку принести. Пример то без ответа остался. Переписан, но не решен. Побежали знаки, в каждый уголок заглядывают.

- Скобочки!!! Скобочки, отзовитесь, милые!!! Домой вернитесь! – Долго искали и только к вечеру, в старом забытом учебнике по математике, обнаружились все скобки. В большой обиде на Колю и своих друзей, они сидели, нахохлившись, и не желали откликаться. Даже в тот момент, когда их нашли, никто не проявил радости. Тут уже мальчишка сам раскрыл старую книгу, протер её от пыли и пообещал.

- Скобочки, отныне и навсегда, я обещаю, никогда не буду о вас забывать. Помогите мне. Пусть все скобочки назад в учебники и книги вернутся, порядок в них наведут. – Молчат скобки, не отвечают. Вспомнили тут знаки, что дело не только в Коле.
- Извините, скобочки! – Сказал Минус. – Это я был не прав. Вы - очень нужные знаки.
- Простите и меня, скобки, - поддержал друга Плюс. – Теперь я понял свою ошибку. Посмотрел, как Коля без вас мучается, и знаю теперь - вы самые важные знаки.

- И на меня не сердитесь, – откликнулся знак Умножения. – Я-то, постарше вас, должен был знать, что нет в арифметике важнее знака, чем вы. Вернитесь домой. Плохо нам без вас.
- Пожалуйста, простите нас! – Прошептал знак Равенства. – Вернитесь.
Тут скобки из книжки вышли, посмотрели на своих друзей и сказали.
- Мы рады, что вы поняли свою ошибку. И, конечно, простим. Жить без друзей нелегко. А, кроме того, мы поняли кое-что более важное. Мы, конечно, важный знак, но сами по себе, без вас, ничего не значим.
- И я такой же. – Сказал Минус.

- И я. И я! – Закричали остальные знаки.
Улыбнулись скобки, подошли к коробочке и легли на своё место. Тут уже и остальные значки, на свои места по учебникам, по книжкам разбежались. И самые первые это сделали скобочки из арифметики. Обнял Плюсик Единичку, налетел Минус на Нолик – расцеловались они крепко. Наконец-то, в арифметике порядок установился, радость-то, какая. А Коля, как только все скобки заняли свои места, сел делать домашнее задание.
(1+2)х3=9
Пример решился быстро и легко. Простой был пример, не сложный. А как все сделал, то сразу все таблички на место прибрал, чтобы никто не потерялся. Он-то теперь знал, какие события могут произойти, если пренебрежительно отнестись хоть к одному из них. В арифметике, как понял Коля, все знаки очень важные и нужные. Не верите? Проверьте сами.    


Рецензии
Поучительная сказка.
Неужели нынешние ученики ещё пользуются наборами - мне порой кажется, что они начинают кликать на компьютерах раньше, чем говорить "мама" :)
И, может быть, привести какой-то пример со скобочками, для непонятливых:
- скажем (1+3)*4=16, а 1+3*4=13?

Мария Гринберг   18.10.2010 14:12     Заявить о нарушении
Я думала об этом и пример, конечно был, но я что-то решила всё сократить. Вот :)))) и сократила, а результат вы прочли.
Подумаю ещё.

Екатерина Шульга   18.10.2010 15:02   Заявить о нарушении