О высшем руководстве Ордена Девы Марии
Духовно-рыцарский (военно-монашеский)Тевтонский Орден Пресвятой Девы Марии имел строгий устав и четкую иерархическую структуру. Во главе Ордена стоял Совет (Конвент) высших должностных лиц, называвшихся по-немецки «(гросс)гебитигеры» (Grossgebietiger), в переводе на русский – «(великие) повелители» и, в свою очередь, возглавлявшихся «Повелителем Ордена» - «орденсгебитигером» (Ordensgebietiger), избиравшимся пожизненно Генеральным Капитулом (административным советом) и носившим титул «магистра» (лат.: magister) или «мейстера» (нем.: meyster, meister), а с середины XIII в. титул «Верховного магистра» - «Супремус магистер» (supremus magister) или «Магистер генералис» (magister generalis) по-латыни и «Гохмейстер» (Hochmeister) по-немецки (старонем.: homeyster).
Данное обстоятельство следует особо подчеркнуть, поскольку глава Тевтонского Ордена в русскоязычной литературе почему-то (вероятно, в подражание главам других военно-монашеских Орденов - например, храмовников или госпитальеров-иоаннитов) упорно именуется не «Верховным», а «Великим» магистром. Латинское слово «магистер» (нам более привычна русифицированная форма «магистр»), равно как и его немецкий эквивалент «мейстер» («майстер»), означает «мастер» в антично-средневековом значении этого слова («начальник», «учитель», «наставник» или, как тогда говорили – «ректор» - сравните наше современное «мэтр» в значении «авторитет», «величина в своей области»). Например, в немецком переводе Евангелия ученики Иисусовы именуют своего Божественного Учителя «Мейстер» (буквально «мастер», «магистр»).
Верховный магистр Тевтонского Ордена, осуществлявший, в соответствии со своим титулом, верховную духовную и светскую власть и подчиненный непосредственно римскому папе, избирался пожизненно, хотя иногда орденские рыцари его смещали (как, например, Гергарда фон Мальберга или Генриха фон Плауэна), а порой - даже убивали (как Вернера фон Орзельна). Гохмейстер Карл фон Трир (Каролус де Тревери), смещенный своим окружением в 1317 г., покинул свою мариенбургскую резиденцию, был в 1318 г. восстановлен в должности на орденском Конвенте в городе Эрфурте, но в Мариенбург больше не вернулся, продолжая управлять Орденом Приснодевы Марии из своего родного немецкого города Трира. Гохмейстер Буркхард фон Швенден (Бургардус де Сванден), выходец из Швейцарии, перед самым отбытием в Святую Землю неожиданно вышел из Тевтонского Ордена и вступил в Орден госпиталариев Святого Иоанна (иоаннитов), членом которого оставался до самой смерти (хотя и пытался впоследствии вернуться в Орден Девы Марии). Но подобные случаи были крайне редки (причем большинство тевтонских рыцарей, перешедших в другой военно-монашеский Орден, вступало в Орден иоаннитов - вероятно, потому, что Тевтонский Орден зародился на базе немецкого госпиталя в Иерусалиме, изначально находившегося в подчинении тамошнего братства иоаннитов).
По своему достоинству Верховный магистр, как духовное лицо, считался равным епископу римско-католической церкви, в знак чего носил полученный от папы епископский перстень («кольцо Верховного магистра») и посох. До наших дней сохранился перстень, датируемый первой половиной XIII в., якобы подаренный (анти)папой Гонорием III четвертому Гохмейстеру «тевтонов» брату Герману фон Зальца. Этот перстень представляет собой массивное литое кольцо из червонного золота, украшенное большим, неправильной формы кроваво-красным рубином, обрамленным по бокам двумя крупными алмазами (cм. фотографию в заголовке настоящей исторической миниатюры).
Символом власти земского (провинциального) магистра (ландмейстера, нем.: Landmeister) Тевтонского Ордена в Ливонии (Прибалтике), носившего также старинный титул «войскового магистра», по-немецки: «геермейстера» (нем.: Heermester), или «герренмейстера», унаследованный им от прежнего главы ливонского (лифляндского) Ордена меченосцев («бедной братии Христовой в Ливонии», лат.: pauperes fratres Christi in Livonia), служил аналогичный золотой перстень, но не с рубином, а с синим сапфиром.
Первоначально Верховные магистры «тевтонов» носили такой же белый, с черным крестом на левом плече, плащ, что и все «братья-рыцари» (нем.: Ritterbrueder) и «братья-священники» (нем.: Priesterbrueder) их Ордена, независимо от занимаемой должности. Под плащ, именовавшийся «герренмантель» («господский плащ»), братья-рыцари поддевали в мирное время белый кафтан с черным крестом на груди, а в военное (поверх доспехов) - более короткое белое полукафтанье (котту), тоже с черным крестом на груди.
Единственным внешним отличием Верховного магистра от остальных рыцарей Ордена Приснодевы Марии в описываемый ранний период орденской истории являлся нашитый на груди его белого кафтана (котты) или полукафтанья (сюрко) черный крест с серебряной окантовкой - первоначально прямой, но со временем превратившийся в лапчатый. К концу XV в. серебряную окантовку, судя по дошедшим до нас иллюстрациям и гравюрам, получили и черные (ставшие к описываемому времени лапчатыми) кресты на белых плащах «братьев-рыцарей» и «братьев-священников» Тевтонского Ордена. Именно этот черный, прошитый серебром тевтонский крест впоследствии, в начале XIX в., вдохновил прусских художников на создание знака Железного Креста, а в годы Великой (Первой мировой) войны - опознавательных эмблем для боевых машин и самолетов германской армии.
Весьма любопытной представляется на наш взгляд процедура выборов Верховного магистра «тевтонов».
Сначала на заседании Генерального капитула зачитывался вслух Устав Тевтонского Ордена. Затем служили обедню, во время который каждый член капитула пятнадцать раз читал молитву «Pater noster» («Отче наш»). После этого торжественного богослужения устраивалась традиционная даровая трапеза для тринадцати убогих. Затем Великий комтур (заместитель Верховного магистра) назначал первого электора (выборщика), тот, в свою очередь - второго, потом первый и второй выборщики вместе назначали третьего выборщика, и так далее, пока общее число всех выборщиков не достигало тринадцати. Это число считалось священным - в память Иисуса Христа и двенадцати его апостолов - и складывалось из одного «брата-священника», восьми «братьев-рыцарей» и четырех «услужающих братьев» («братьев-сариантов», нем.: Sariantsbrueder), представлявших различные комменды (комтурии, командорства) Тевтонского Ордена. Выборщики присягали на Святом Евангелии честно исполнить свой долг, после чего приступали к процедуре выборов нового Верховного магистра.
Как правило, выборы протекали спокойно, без особых разногласий, и завершались пением псалма «Te Deum laudamus» (лат.: «Тебя Бога хвалим...»). Затем заместитель главы Ордена Девы Марии торжественно вручал вновь избранному Верховному магистру большую орденскую печать и перстень, символизировавший высшую власть над Орденом Девы Марии. Под колокольный звон Верховный магистр, его заместитель и отправлявший торжественное богослужение «брат-священник» обменивались так называемым «поцелуем мира», после чего Верховный магистр, с согласия Генерального Капитула, назначал на высшие должности Ордена новых «гебитигеров» (или оставлял в должности прежних).
Состояние орденской казны держалось в строжайшей тайне. Большая печать Тевтонского Ордена хранилась в потайном шкафу с тремя замками. Ключ от первого замка хранился у самого Верховного магистра, ключ от второго замка - у Великого комтура, ключ от третьего замка - у «тресслера» (казначея). Поэтому открыть шкаф с казной они могли только втроем. Таким образом, власть Верховного магистра, хотя и была - теоретически! - самодержавной, тем не менее, в действительности ограничивалась Генеральным капитулом - например, в столь важных финансовых вопросах.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №210101301457