Литература и Интернет

   Не первый год в узких интеллектуальных кругах обсуждается вопрос о влиянии Интернет на жизнь современного общества и, в более узком контексте, - о влиянии его на тенденции современного искусства и литературы.
  Вопрос этот действительно относится к категории не только актуальных, но и «интересных», то есть имеющих далеко идущие последствия.
  Первым, приходящим на ум, ответом является симбиоз искусства и литературы с Интернетом: появление «виртуальных» музеев и галерей, создающих реальную возможность ознакомления с конкретными экспонатами, коллекциями, выставками и т.д., включая архивы, фоно- и фильмотеки, с одной стороны, безоговорочно свидетельством пользы от такого искусственного соединения.
  К подобного рода виртуальным базам данных относятся электронные книги (тексты, вплоть до апокрифических), электронные библиотеки и электронные газеты и журналы, в том числе литературно-художественные.
  Заменит ли со временем электронный контент реальный «традиционно-бумажный» текст и полиграфическую продукцию?
  Вряд ли, по крайней мере, в течение ближайших еще 30 – 50 лет. Возможно даже, что в итоге реального соперничества Интернет- и традиционной прессы, будет развиваться «эстетическая» тенденция чтения именно изданных полиграфическим способом книги и собирания настоящих, а не электронных, библиотек или тематических собраний.
  Но нас также интересует и другая, творческая сторона литературного процесса, касающаяся создания и распространения содержательного контента, особенно молодых, пробующих свои силы, авторов…

  «Рукописи – не горят!» - вне зависимости от того, кто первым поделился с современниками этой сентенцией, она оказалась верна на все сто процентов!
  Зашифрованная автором 10 глава «Евгения Онегина», содержавшая крамольные строки:
   - Плешивый щеголь, враг труда,
     Нечаянно пригретый славой
     Над нами царствовал тогда.

     Его мы очень скромным знали,
     Когда не наши повара
     Орла двуглавого щипали
     У Бонапартова шатра,
   через десятилетия нашла своих читателей….
   А второй том «Мертвых душ»?….
   «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича!?
   Кстати, публикация романа началась в ноябрьском номере «Москвы» 1966 года (Вот вам и брежневско-сусловские «заморозки»!).
   «Все течет», «Жизнь и судьба» Василия Гросмана…. Начало публикации последнего романа – в «Октябре» в январе 1988 г.
   И вряд ли кто ныне вспомнит такого «писателя» как «Николай Аржак», творчество которого наделало в свое время немало шума и вызывало?
   А сегодня вряд ли кто сможет раскрыть тайну этого псевдонима, хотя имя это, что называется, «на слуху», и вы наверняка его слышали. А вот идишь ты…. Короче, «творения» его не прошли проверку временем, впрочем, что и предсказывали ему современники….
   Или бред «Говорит Москва» «Абрама Терца» (А. Синявского) – о ее литературных «достоинствах» сегодня тоже как-то не принято вспоминать….
   Более ста лет назад, слывший самым интеллектуальным эстетом своего времени, Оскар Уайльд написал:
   - Уровень культуры современного человека зависит не только от того, что он читает, но и от того, что он не читает!
   Бесспорно.
   Но мне все же ближе некрасовское:
     - Сейте разумное, доброе, вечное!
       Сейте! - вам скажет спасибо свободный народ!.....
   Но об этом вспоминать сегодня тоже как-то не принято ни в литературе, ни в радио- и телевизионном творчестве.
   Почему я завел разговор о рукописях? То есть начальном, еще не реализованном этапе жизни законченного(?) произведения?
   Потому, что ныне Интернет предоставляет – хотя бы гипотетическую!, - возможность не только сохранить написанное, но сразу же поделиться им с аудиторией, неважно, что это – фотография, аудио- или фонозапись, стихотворение или эпопея….
   Хотя и здесь следует руководствоваться мудрым советом:
   - Прежде чем сказать глупость – подумай! А прежде чем написать – подумай вдвойне!
   Интернет, в свою очередь, породил и новую информационную среду, и новые технологии, и даже психологию работы с информацией….
   Но это уже, как говорится – совсем другая история!


Рецензии