Самое трудное

Самая сложная логическая задача (итал. L'indovinello pi difficile del mondo) — название логической задачи, предложенной американским философом и логиком Джорджем Булосом в итальянской газете «la Repubblica» в 1992 году:

Есть три бога: A, B и C, которые являются богами истины, лжи и случая в произвольном порядке. Бог истины всегда говорит правду, бог лжи — всегда обманывает, бог случая может говорить и правду, и ложь в произвольном порядке. Требуется определить богов, задав 3 вопроса, на которые можно ответить «да» или «нет». Каждый вопрос задаётся только одному богу. Боги понимают язык, но отвечают на своём языке, в котором есть 2 слова «da» и «ja», причём неизвестно, какое слово обозначает «да», а какое «нет».

Д. Булос также разъясняет некоторые моменты задачи:

Можно задавать одному богу более чем один вопрос (поэтому другим богам может быть не задано ни одного вопроса вообще).

Каков будет следующий вопрос и кому он будет задан, может зависеть от ответа на предыдущий вопрос.

Бог случая отвечает случайным образом, зависящим от подбрасываний монетки, спрятанной в его голове: если выпадет аверс, то отвечает правдиво, если реверс — то врёт.

Бог случая отвечает «da» или «ja» на любой вопрос, на который можно ответить «да» либо «нет».

С легкой руки современных сатириков в лексический оборот введено слово "тупо". Его применяют по делу и нет. Вот как раз "тупо" задавать вопросы и рассуждать здесь не  получится. Очень сложно создать некий стереотип - "трафарет", по которому можно было бы размышлять в данной ситуации и решить задачку.

В сказках есть упоминание о трех дорогах на пересечении которых лежит некий камень с надписью: "Налево пойдешь..." Персонаж стоит перед выбором. Логично или "наобум" выбирая путь. По этому поводу даже сложены анекдоты. Вот один из них:

Русский богатырь читает на камне, лежащем на дороге: "Направо пойдешь коня потеряешь; прямо пойдешь убитым будешь; налево пойдешь последним пидором станешь."

Почесал затылок богатырь и возмутился искренне в сердцах: "Чтобы я русский богатырь коня потерял, - да никогда в жизни! Чтобы убитым быть, - никто еще не победил меня! И чтобы пидором стать? Не бывать этому!"

И поехал он налево. День едет. Два. То лесом, то полем. На третий, приезжает на своем гнедом коне русский богатырь к холму. Там спит Змей-горыныч о трех головах. И табличка: "Не будить!"

Выхватил привычно воин свой мечь-кладенец и отрубил змею с ходу две головы. Третья проснулась и произнесла человеческим голосом: "Ну и кто ты после этого?"

Всякое в жизни бывает. Человек в любой ситуации действует соответственно привычке, выработанной годами, воспитанной определенными условиями. Но вот неординарная ситуация и он подобно анекдотическому богатырю машет мечом и рубит головы змею. Возможно он прав. Но бывает и такое, что "правильное" действие становится "не правильным".

Сложно совмещать такие два действия, как мышление и действие. Необдуманные действия приводят к ошибкам. Это авантюризм. Если поступок обдуман и обоснован, то маловероятно, что это ошибочное действие. Но если мысли не логичны, то есть между ними не прослеживается причинно-следственная связь, то это уже обман. Иллюзия верного решения - самообман. Это трагедия. Не только для индивидуума, но и для тех кто входит в круг его деятельности.

Еще. Услышал такое по радио: "Армянское радио как-то спросили, что самое трудное? Женщина, которая не знает, что хочет. Ответило Армянское радио."

Сразу же вспомнил людей, которые не знают, что желают: говорят одно, делают другое, отчитываются третьим, думают, наверное, четвертое. Когда с такими индивидумами сталкиваешься, то решаешь сложную логическую задачку, как общаться если очень надо? Решение может быть непредсказуемым. Наверное, именно это их и радует. Любопытно - это такой стиль жизни такой?

Таким типам людей придумали название - лицемеры. Их образ мысли, их слова и дела лживы. Плоды их трудов мертвы. Качество их поступков,  заведомо безнравственно, удовлетворяемое эгоистичным интересам приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его поступков. Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта, тогда как в присутствии этого субъекта ему выказывают уважение или сохраняют молчание. Хотя, даже если лгут "в глаза", утверждая обратное истине, это тоже лицемерие.

Самое сложное - сохранить мир в таком шатком и неустойчивом состоянии действительности, в которое приводит честного человека обман.


"Благими намерениями - дорога в ад стелится".


Фото из интернета


Рецензии
Сергей , в ответ на вашу рецензию-
http://proza.ru/2010/10/12/1493
а рассказ Ваш хорош...

София Павлова   13.10.2010 21:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.