Консультирование деликта подростков

«Особенности когнитивно-поведенческого психологического консультирования
делинквентных подростков»
Содержание

Введение
1. Особенности проявления делинквентности у подростков
2. Принципы и направления когнитивно-поведенческого
психологического консультирования делинквентных подростков
3. Психотехническое описание случая когнитивно-поведенческого
психологического психологического консультирования
с делинквентным подростком
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для самих детей, так и для будущего общества. В стране расширяется спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, социальную дезадаптацию ребенка.
Исследование проблемы отклоняющегося поведения показывает, что социальная дезадаптивность имеет исторические причины и своеобразное культурно-детерминированное проявление. Повседневные отношения людей в области личных контактов пронизаны конфликтами, соперничеством, противоречиями в сфере интересов. Решение конфликтов может носить как созидательный, так и разрушительный характер. С этой точки зрения формы дезадаптивного поведения представляют собой антиобщественные образцы решения конфликта.
В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме проступочного (делинквентного) поведения подростков значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, статики и динамики этого нарушения поведения и крайней степени его – криминального (преступного) поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных,  профилактических, коррекционных (в том числе и психологического консультирования), реабилитационных  и др. Это стимулировало заметное развитие теории психологии деликта и необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов – психологов, социальных работников, педагогов, юристов, социологов, медиков и др.
Социально-психологические механизмы и факторы формирования делинквентного поведения несовершеннолетних изучались в работах таких авторов как А.И.Долгова, А.А.Реан, А.Е.Личко, Ф.Райс, К.Долджин и др. 
Основные направления деятельности психологов-консультантов по предупреждению девиаций в поведении подростков  раскрывались в работах исследователей проблем профилактики делинквентного поведения подростков  с помощью терапии и психологических консультаций  А.Айххорна, А.Бека,  Г.В.Лаута,  К. Бартола,  С. Хенггелера, И.А.Фурманова, В.Д.Менделевича, Е.В.Змановской, И.Ушатикова, Б.Б. Казак и др.
Вместе с тем анализ научной литературы по психологическому консультированию деликта подростков показывает, что эта проблема наименее изучена. Основные теоретические подходы психологического консультирования к исследованию возможностей коррекции деликта подростков, этого сложного и многоаспектного феномена сочетается с разработкой конкретных технологий, методическими рекомендациями, супервизии.
Объект исследования: особенности проявления делинквентности у подростков.
Предмет исследования: особенности когнитивно-поведенческого
психологического консультирования делинквентных подростков.
Цель исследования: на основе научных знаний по психологическому консультированию выявить особенности когнитивно-поведенческого психологического консультирования как эффективного метода психологической работы с делинквентными подростками.
Задачи исследования:
- на основе анализа литературы выявить особенности проявления делинквентности у подростков;
- на основе проведенного анализа литературы определить принципы и направления психологического консультирования с делинквентными подростками, выделить особенности когнитивно-поведенческого психологического консультирования;
- провести психотехническое описание случая психологического консультирования с делинквентным подростком.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование подростков способствует конструктивным изменениям в их психических установках.
1. Особенности проявления делинквентности у подростков
В последнее время проблема делинквентности  подростков попала в поле пристального внимания психологов-консультантов. Однако  данная проблематика мало разработана. Как влияет психологическое консультирование на процесс коррекции делинквентного поведения подростков? Что такое делинквентное поведение?
ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens - совершающий проступок), правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением.
В.Д. Менделевич считает, что  как разновидность девиантного поведения, как его тип является делинквентное поведение и это «разновидность преступного (криминального) поведения человека представляет собой делинквентное поведение -  отклоняющееся  поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовнонаказуемое деяние» (8.c,77].
 М.И. Еникеев полагает, что делинквентность (от латинского delinquere – проступок, прегрешение, ошибка, вина, преступление, провинность, дурное поведение) синдром патохарактерологической реакции человека или группы, проявляющийся в систематическом совершении им или ими мелких правонарушений, не  достигающих степени преступлений, основной вид девиантного поведения»[3.c.82]
         Моника Геретхаузер в книге «Коррекция поведения детей и подростков» пишет, что к делинквентному поведению подростков относятся – драки, вандализм, нецензурные выражения в общественных мессах и др., т.е. все мелкие хулиганские проступки. Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие  незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Психологи установили, что человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем а) чаще с ним сталкивается; б) моложе его возраст.
Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте.
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство [6.с.223-224].
По классификации психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКД-10 констатируется: «Заключение о наличии расстройства поведения должно учитывать возраст и уровень развития ребенка. Примеры форм поведения,   на которых основывается диагноз расстройство поведения, включают: чрезмерная драчливость или хулиганство; жестокость по отношению к другим людям и животным; причинение значительного ущерба чей-либо собственности; поджоги; воровство; постоянную лживость; прогулы занятий в школе и побеги из дому; необычно частые и тяжелые вспышки гнева; вызывающее и провоцирующее поведение; открытое непослушание.  Любая из форм поведения при условии её выраженности является достаточной для установления диагноза, но изолированные диссоциальные акты не могут служить основанием для него.  Установление данного диагноза рекомендуется только в том случае, если длительность описанных форм поведения составляет шесть и более месяцев.
Основанием для  диагноза  социализированное расстройство поведения, является хулиганство и издевательство над другими детьми, и может распространяться на поведение в школе, на домашнюю обстановку и семейное окружение. Часто расстройство оказывается наиболее выраженным именно вне семейного контекста, в частности, ярко проявляясь в школе (или других общественных местах), - это обстоятельство вполне совместимо с данным диагнозом. Включаются: Расстройство поведения, групповой тип; групповая делинквентность; правонарушения в условиях членства в банде; воровство в компании с другими; прогулы школьных занятий» [9. с.48-53]. Ф. Райс, К. Должин считают, что к особенностям проявления делинквентности у подростков можно отнести и особенности  их мышления (идеализм, ценности, лицемерие, псевдоглупость, эгоцентризм, Интроспекция, Я-концепция). Уровень развития формального мышления влияет на образ мыслей и поведение делинквентных подростков. Умение разобраться в том, что есть, и представить себе то, что могло бы быть, делает их идеалитичными и не покорными. Подростков иногда обвиняют в лицемерии, поскольку у них часто слово расходится с делом. Иногда подростки проявляют псевдоглупость – тенденцию выбирать слишком сложный подход к простым задачам. Подростки становятся эгоцентричными, у них развиваются явления воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности и это заставляет их верить в уникальность собственных переживаний и собственную неуязвимость. Для делинквентных подростков характерны повторяющиеся и стойкие паттерны диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Подростки отличаются не сформированной идентификацией, «идеализмом», эмоциональной децентрацией, лицемерием, псевдоглупостью, эгоцентризмом, самодесткруктивностью и всё это может развиться в делинквентность[13. c.262]
Ф. Райс, К. Должин в своей книге «Психология подросткового и юношеского возраста» пишет: «Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте.
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство» (13.с.319-320).

2. Принципы и направления психологического консультирования делинквентных подростков

Психологическое консультирование - это форма деятельности психолога, состоящая в непосредственном взаимодействии с людьми с целью оказания помощи в принятии в принятии ими решений относительно обстоятельств и условий их личной и социальной жизни. направленных на достижение психологического комфорта. личностный рост и развития [16. с.4]
Виды психологического консультирования  делинквентных подростков:
1.      Индивидуальное психологическое консультирование.
 2.      Групповое психологическое консультирование  (подбор  по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);       
 3.     Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов. Однако, прежде всего, перед началом применения психологических мер воздействия необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи; взаимоотношения в нутрии семьи; место данного субъекта в группе сверстников ( лидер, отверженный, «козел отпущения» и т.д.).

Косвенным подтверждением склонности к делинвентному поведению субъекта будет наличие у него  дезадаптивного и антисоциального поведения. Работа с любым видом делинквентного поведения должно строиться по определенному   когнитивному алгоритму:
1.      Определить вид делинквентного поведения;
2.      Распознать факторы, провоцирующие у делинквента данный тип реагирования;
3.      Выявить цель (что именно субъект хочет достичь при помощи данного поведения);
4.      Выявить, идентифицировать, раскрыть суть дисфункциональной системы убеждений;
5.   Выяснить: «Действительно ли «Это» надо? Может на самом деле надо нечто иное?»
6.   Определить, как можно этого достичь иначе (другим, социально одобряемым и более приятным для данного индивида способом);
7.  Отработать данные виды поведенческих реакций. Индивидуальное и групповое консультирование необходимо сочетать   с психологической и социальной работой с семьей [15.c.300-303].
Г.В. Лаут и др. отмечают: «Эффективность психологического консультирования по мнению (Losel,1996) составляет примерно 10% , так как «согласно оценкам, доля рецидивов у делинквентных подростков составляет от 70 до 90%. В исследованиях эффективности поведенческого психологического консультирования или мультимодальных подходов в работе с делинквентами, как правило, регистрируется только сокращение неадекватного поведения в течении короткого периода, а новые проступки (например, по прошествии трех лет) в исследованиях эффективности не всегда фиксируются» (6. c.231)
Психологическое консультирование имеет три основных направления: психоаналитическое, гуманистическое (клиент-центрированное) и когнитивно-поведенческое .
Психоаналитическое направление. Подлинное начало психодинамического подхода к деликту, положил Зигмунд Фрейд (1856-2939), который разработал психоаналитическую терапию («Человек крыса» - пример влечения между влечениями к жизни и влечениями к смерти). Фред рассматривал проступочное поведение человека как результат психоаналитический конфликта Ид, Эго и Супер-эго, то есть конфликт между различными влечениями (Эдипов комплекс). Между этими структурами, в силу ранних эмоциональных переживаний он и возникает вытеснение «действие, посредством которого субъект стремится устранить или удержать в бессознательном представлении (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечениями. Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения, само по себе способное приносить удовольствие, может оказаться неприятным при учете других требований (5.c.142-143).
Согласно ему делинквент  является, по существу, малодушным человеком. С самой ранней юности, говорят психоаналитики, он не способен выносить мучительного чувства, что уступает остальным. Тем не менее и тогда, и позднее ему не хватает мужества, чтобы увидеть что только чувство общности с остальным человеческим родом может решить его проблему. Вместо этого он выстраивает свою жизнь (как и другие плохо приспособленные индивиды) на фиктивной ведущей идее собственного превосходства, которого в данном случае надеется достичь путем преступления. Среди современных психодинамических теорий особого внимания заслуживают теории фрейдовского психоанализа. Когда речь идет о делинквентности, теория самым настойчивым образом будет утверждать, что мотивом является бессознательная потребность в наказании из-за бессознательных чувств вины, что и определяет жизненный стиль делинквента. Более осторожные психоаналитики говорят, что они охватывают этой интерпретацией только один тип преступников.
Более новая психоаналитическая теория утверждает, что преступность развивается на основе характерных качеств Я маленького ребенка, которые теория называет "антисоциальным характером". Антисоциальный характер возникает вследствие неправильного развития при переходе к принципу реальности. Можно возразить, многие делинквентные дети, по-видимому, безо всяких проблем могут справляться с физической и социальной реальностью. Зачастую делинквентный ребенок успешно существует в условиях, в которых другие дети пропали бы... Но этого теория не предполагает. Она объясняет неправильное развитие при переходе к принципу реальности неспособностью ждать удовлетворения...Перечислим основные психотерапевтические цели  при психологическом консультировании.«Целью психологического консультирования является: избавление клиента от патологического отставания в развитии, замещение нарциссизма объектным либидо, преодоление страха, способствование пациенту в переходе от психической реальности к внешней, интеграция чувств клиента и содействие ему в принятии независимых решений» (Federn, Meng, 28).Одним из наибольших препятствий для успешной психологической консультации делинквентных подростков является созданная ими нарциссическая защита. Вполне вероятно,  что нарциссизм есть следствие серьезных отклонений в раннем детстве и вторичных отклонений, возникших в результате поведения, обусловленного прежней травмой [см соответствующую статью X. Хензклера в т. I]   И.А. Фурманов считает: « основной упор в психоаналитическом консультировании делается главным образом на обеспечение эмоционально – символического выражения чувств («катарсиса»).  В работе с подростками используются:  как индивидуальные, так и групповые методы работы» [17.c.256].  (Критические замечания: консультант должен быть высококвалифицированным специалистом).
Личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем. Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль. У делинквентной личности процесс самоактуализации заблокирован и существуют лишь в возможности. Основная преграда коренится в системе так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в том случае их соответствия каким-то условным идеалам. Находясь под жестким влиянием условных ценностей, личность по существу превращается в маску-личину. Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно вызывает проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая специальные условия. Например, в клиентцентрированной терапии это – искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.
Выводы: одной из причин делинквентного поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации. Это может означать: фрустрацию базовых потребностей (препятствия на пути их удовлетворения); индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней; недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность не возможна, она может быть подменена самовыражением через делинквентное поведение.
Когнитивно-поведенческое консультирование  основаны на изменение мышления, убеждения, установок и делинквентного поведения подростка.
Бонта и Кормьер (Bonta and Cormier,1999) правомерно замечают, что «исследование эффективности применения когнитивно-бихевиоральных стратегий в работе   делинквентами привели к повсеместному принятию этого подхода как наиболее удобного метода коррекционной работы с проступочным поведением Более традиционные методы консультирования (например, центрированный на клиенте или психодинамические подходы) постепенно  утрачиваю свое значение среди клиницистов, работающих с делинквентами [17.c.344]. Популярность  консультирования  реальностью частично обусловлена прямолинейностью подхода и его легкими для понимания процедурами. В сущности, когнитивно-поведенческое консультирование направлено на обучение делинквентных подростков ответственному поведению. Главный упор консультирования реальностью делает на том характере  делинквентности, вместо того, чтобы рассматривать её как результат некоего пограничного расстройства личности. Важными предшественниками когнитивно-поведенческого консультирования являются теория личностных конструктов Келли (Kelly,1955), рационально-эмотивная  терапия А.Эллиса (1962) и когнитивная терапия А.Бека (1970).
Марша М.Лайнен замечает,  что когнитивно-поведенческое консультирование  опережает все другие, подчеркивая необходимость обучения клиентов принятию себя и своего мира таким, какие они есть в настоящий момент [7.c.49].
Особенности когнитивно-поведенческого психологического консультирования делинквентных подростков.
1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании. Чтобы помочь клиенту изменить неадаптивное поведение, психолог-консультант должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высоко индивидуализирован для каждого клиента и семьи, так, у клиента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени переразвитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в отношении многих ситуаций. Эти клиенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психологу-консультанту необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение клиента в дисфункциональной манере. У лиц с личностными расстройствами труднее формируется "доброкачественная" альтернативная когнитивная система.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода. Это требует функционального анализа, то есть детального исследования поведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.
3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психологическое консультирование использует достижения, методы и техники классического (условно-рефлекторного, павловского), оперантного, наблюдательного (моделирование поведения), когнитивного научения и саморегуляции поведения.
5. Когнитивный компонент является решающим в процессе научения. Считается, что поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.
6. Психологическое консультирование активно вовлекает клиента и семью, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, то есть методика психологического консультирования структурирована.
7. Прогноз и результативность психологического консультирования определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.
Цели когнитивно-поведенческого психологического консультирования представляются следующим образом: 1) проведение функционального поведенческого анализа; 2) изменение представлений о себе; 3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; 4) развитие компетентности в социальном функционировании.
Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в когнитивно-поведенческом консультировании. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие,  утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние) [11.c.676-678].
Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование психологического консультирования и его ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения.
При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем.
1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка.
2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психологу-консультанту.
3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.
4. Наблюдать моторные  (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки.  Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) малоприменимо для последующего психологического консультирования. Необходимо качественное и количественное описание признаков.
5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.
В качестве задач клинического интервью можно назвать и такие, как демонстрация клиенту его способа избирательной фиксации негативной информации и получения ложных выводов; подчеркивание наиболее важных проблем, которые могли бы послужить ключом к психологическому консультированию; установление степени устойчивости к стрессу и выяснение способов совладания со стрессорами; выяснение "условной приятности" симптома; получение информации о мотивации клиента к изменениям; подробный анализ влияния микросоциального окружения; психопатологическое исследование, поиск ресурсов личности.
Поиск ресурсов может быть ориентирован в прошлое, настоящее и будущее. На самой проблеме психолог-консультант не фиксируется, но активно подкрепляет любую находку клиента относительно возможности ее разрешения. Варианты вопросов: "Что раньше помогало преодолевать подобные проблемы? Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые? Когда последний раз Вы постояли за себя? Когда Вы последний раз получали удовольствие без чьей-либо поддержки? Делали ли Вы что-нибудь приятное для братьев и сестер? В чем Вы достигли большего, чем Ваши друзья?" Поиск ресурсов основан и на признании компетентности клиента. Клиентам нередко известно решение их проблемы, хотя они об этом с трудом догадываются. Образец вопроса: "Предположим, что Ваш друг с подобной проблемой пришел за советом. Что бы Вы ему сказали?".
Задача когнитивно-поведенческого психолога-консультанта - сделать клиента активным участником процесса, установление партнерских отношений между клиентом и психологом-консультантом. Это сотрудничество происходит в форме устного контракта, в котором психолог и клиент соглашаются вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего.
Такая совместная деятельность преследует по меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на каждом этапе психологического консультирования; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление клиента, возникающее нередко как следствие восприятия психолога с делинквентом или идентификация его с родителем, если он пытается контролировать клиента; в-третьих, контракт помогает предупредить непонимание между двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения клиента может заставить психолога двигаться вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психологического консультирования и ее срыву.
Так как когнитивно-поведенческое консультирование представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема "психотерапевтического обучения" - определение мотивации клиента. Для усиления мотивации к психологическому консультированию консультант осуществляет следующие действия:
- совместное определение целей и задач психологического консультирования, важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через "Я хочу, а не хотел бы";
- составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого клиента, тщательное планирование этапов;
- проявление психологом интереса к личности клиента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;
- усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует "повестка дня" занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психологического консультирования.
При устном  контракте рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и адаптивному поведению.
В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует "повестка дня", благодаря которой удается последовательно прорабатывать психокоррекционные "мишени". "Повестка дня" обычно начинается с короткого обзора опыта клиента с последнего занятия. Она включает "обратную связь" психолога по поводу домашних заданий. Затем клиента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психолог сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в "повестку дня".
По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психологической сессии, анализируется эмоциональное состояние клиента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии. Домашняя работа вытекает из материала последнего.
Основные принципы проведения сессий когнитивно-поведенческого консультирования. В деятельности психолога-консультанта при оказании им психологической помощи существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также социально приемлемым.
Ведущими принципами когнитивно-поведенческого консультирования является: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. Рассмотрим их.   
Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.
Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:
1. стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);
2. поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
3. результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).
Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения - переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.
Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.
Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение. Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. При этом, важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения - той психологической "выгоды", которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение. В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем, спланировать последовательность работы. Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту.
 Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества. В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами. Таким образом, ведущим условием эффективности воздействия на отклоняющееся поведение личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции.
Другим важным моментом, наравне с принципами, безусловно можно назвать методы поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: 
• - стимулирование мотивации изменения поведения;
• - коррекции эмоциональных нарушений,
• - методы саморегуляции;
• - методы когнитивного  переструктурирования;
• - методы угашения нежелательного поведения;
• - методы формирования позитивного поведения [10.c.233-234]. Психологическое консультирование делинквентных подростков имеет ряд особенностей. Для делинквентов, как правило, проблемой является не собственное поведение, а внешние реакции на него и санкции со стороны общества. Поэтому важно понимание механизмов неадекватного поведения, для того чтобы в рамках консультативного процесса делинквент смог ответить, почему и зачем он совершал свои поступки, и принял решение о необходимости изменения своего  поведения.
Работа психолога-консультанта с делинквентным подростком ведется по следующему алгоритму:
Анализ выгод и потерь. Наиболее действенным будет письменное составление выгод и потерь клиента в связи с нарушением поведения. Необходимо заострить внимание на его долгосрочных вредных последствиях для последующей жизни и внутреннего мира подростка.
Пробуждение чувства стыда за совершенный проступок и его последствия для жертвы.  Этот метод особенно эффективен в рамках группового психологического консультирования, которое с искренним возмущением вынуждают провинившегося лицом к лицу конфронтировать с последствиями содеянного («горячее кресло» в рамках тренинга антиагрессивности).
Модификация вредных дисфункциональных мыслей. В поле зрения психолога должны находится причины тех чувств, которые подросток испытывал а процессе своего развития, накануне или во время совершения наказуемого деяния или неадекватного поведения (например, ярость из-за неспособности к вербальному разрешению конфликтов или по поводу несправедливости каких-либо ограничений). С помощью когнитивных моделей  поведенческого психологического консультирования можно подвести подростков к осознанию, что имеются возможности справиться с конфликтами, ограничениями и негативными переживаниями  например, в связи с разочарованием в людях; Ellis, Hoelle, 1997). Ролевые игры (например, с целью обучения вежливому устойчивому реагированию на критику со стороны носителя авторитета), упражнения в реальной обстановке ( например, сознательное принятие к сведению негативной реакции на свои поступки окружающих людей, уменьшение в себе «дурных настроений» с помощью новых когнитивных моделей или сознательная регистрация положительного реагирования окружающих людей), снижение негативного настроения на основе нового стиля мышления, фокусировка внимания на позитивных изменениях,  в реакциях окружающих после переработки прежних способов поведения подкрепляют клиента в его готовности следовать новым способам поведения и мышления.
Переработка прошлого опыта социализации. Если главной причиной делинквентного поведения является негативный опыт социализации, то психолог проводит с подростком работу, направленную на принятие им своего прошлого (например, в форме фиктивной переписки с обремененным негативным воспоминанием референтным лицом). При этом речь идет о том, что подросток не может по своему желанию изменить тех или иных близко стоящих к нему людей.  Опыт клиента в качестве жертвы злоупотреблений или насильственных действий перерабатывается как травматический  (например, с помощью методов рационально-эмотивного и когнитивного консультирования). Если члены семьи делинквента находятся «в пределах досягаемости», представляется целесообразным – разговор с семьёй для обсуждения и улаживания разрешимых конфликтов.
Тренинг социальных навыков. Сообщение знаний (на  специальных занятиях) и пробные действия в процессе записываемых на видеокамеру ролевых игр призваны повысить способность клиента к вербализации проблемных ситуаций и нахождению правильных решений (в частности, умению выражать свои чувства и высказывать критику). Трудные бытовые ситуации, которые до сих пор заставляли клиента испытывать чувства стыда, страха или вызывали у него стрессовую реакцию, преодолеваются с помощью систематической десенсибилизации (Ellis, Hoellen, 1997); подростки должны убедиться в том, что другие могут относиться толерантно к их небезупречному  поведению («Опозориться ещё не значит потерпеть катастрофу»). Во время таких пробных действий подросток убеждается на собственном опыте, что реакция на них окружения вполне сносна.  Путем обучения более конструктивному социальному поведению снижается склонность компенсировать страх и чувство собственной неполноценности.
Повышение самооценки. На когнитивном уровне подростку важно осознать, Что слабости и неудачи (связанные, в частности, с недостаточным умением путем переговоров улаживать конфликтные ситуации) вовсе не являются свидетельством малоценности или никчемности человека как личности в целом. Кроме того, ценность личности не может определяться другими людьми. Сообщение этих сведений клиенту важно, в частности, для того, чтобы избежать симптомов  стресса во время тренинга социальной компетентности, если не всё будет получаться хорошо. Успешность  в овладении социальными навыками, естественно, повышает самоценность личности. Эффективными, особенно применительно к младшим подросткам, могут быть педагогические мероприятия. Направленные на развитие эмоциональной сферы  или поощрение к конструктивному времяпровождению  (спорт, хореография, хор, музицирование, моделирование). Если игнорировать проблему в сфере самоценности, то, как показывает опыт, существует опасность сдвига симптоматики  (например, в результате тренинга клиент «перестает» вести себя агрессивно, но у него появляется стремление принимать психоактивные средства).
Содействие развитию продуктивности и успешности. Эта мера способна повысить самоценность подростка, совершившего проступок, и укрепить его позиции в обществе. Помимо повышения уровня информированности подростка следует работать над повышением его устойчивости к фрустрациям. На когнитивном уровне модифицируется иррациональное убеждение (в школах школьным психологом) готовность к обучению повышается путем положительного подкрепления («жетонное подкрепление»).
Улучшение самоконтроля. Содействие формированию социальных навыков активизирует развитие способности к самоконтролю, поскольку в распоряжении клиента оказывается выбор нескольких альтернатив при определении способов поведения. Кроме того, эффективно проведение специальных провокационных тестов, направленных на десенсебилизацию к критике (Weidner, 1990).
Обучение техникам релаксации. Как показывает практика работы с юными делинквентами, прогрессивная мускульная релаксация легче поддается усвоению, поскольку данная техника требует большей активности, чем другие. Поэтому она более эффективна в ситуациях, провоцирующих страх и вызывающих стресс.
Тренинг обращения с жертвами проступка. Heilmann (1997)
считает, что этот эмоционально окрашенный блок  упражнений  направлен  на формирование способности: поставить себя на место другого человека и проникнуться чувством сопереживания другому. Если прямой разговор с жертвой проступочного деяния невозможен или неуместен, рекомендуются следующие тренинговые техники:
- подросток должен в деталях описать свою жертву (внешность, рост, возраст, жестикуляцию и мимику во время совершения акта насилия);
- подросток пишет сочинение, изображая совершенный им проступок с точки зрения жертвы;
- подростку демострируют фильмы со сценами насилия, и он получает задание поставить  себя на место жертвы;
- подросток пишет (фиктивное) письмо своей жертве с выражением своего сочувствия, пытаясь унять её страх перед новой встречей с преступником.
Разрыв с субкультурой. Дальнейшая цель психологического консультирования и следующего за ней периода состоит в том, чтобы помочь подростку порвать со своей группировкой. Психологом ставится задача:  уменьшить пагубное влияние субкультуры на несовершеннолетнего делинквента, путем отделения не готовых к сотрудничеству с психологом от тех, кто готов к такому сотрудничеству, и положительного подкрепления последних, после окончания психологического консультирования следует  оказать поддержку юному делинквенту в его интеграции в новую социальную среду.
Наставники. В качестве поддержки проведение группового психологического консультирования хорошо зарекомендовала себя модель наставничества. Более продвинутые участники психологического  консультирования берут шефство над новичками и слабыми клиентами, помогают им освоить социально приемлемое поведение, передают им усвоенный ими самими материал, что позволяет лучше его интернализировать. Приступающие к психологическому консультированию новички получают заряд мотивации и поддержку от «единомышленников»[6.c.228-231].
3. Психотерапевтическое описание случая психологического
консультирования с делинквентным подростком
1. Отчет о проведенных консультационных сессиях
Сессии проводились в кабинете психолога ГОУ СОШ №1*** с делинквентным подростком 10 класса  Б.   Б. стоит на внутришкольном учете (воровство мобильного телефона, драки, неуспешное обучение, пропуски занятий в школе).
Сведения об истории обращения
Социальный педагог школы предложил мне как психологу школы провести психологическую консультативную работу с учеником 10 класса, стоящим на внутришкольном учете, Б. Его приводили в мой кабинет на сессии (продолжительностью 40 минут  каждая). Формальное согласие семьи на проведения психологического  консультирования я получил от матери Б. (заявление с просьбой о проведении психологической консультации с её сыном Н), так как она знала о наличия нарушений поведения её сына в школе.
Сведения о родительской семье
Неполная семья, состоящая из матери Ел.А.( 35 лет) и сына. Мать разведена с  отцом Б.,  который проживает  отдельно от них. Отец Б., в прошлом стоял на учете в наркологическом диспансере, в настоящее время работает инженером в ООО. Мать и сын   проживают  в отдельной квартире, и с ними живет состоятельный мужчина, который ведет с ними совместное хозяйство.
Сведения о физическом развитии в детстве
Б.  имел задержки в интеллектуальном развитии и несколько раз менял место учебы (31. 05.05. шк.№ **17;11.06.шк.№ **81;15.11.07 шк.№ 1040 принят в коррекционно-развивающий класс). Физическое развитие ребенка на момент обращения нормальное.
Сведения о когнитивном развитии
В младшем школьном возрасте из-за плохой успеваемости был переведен в класс коррекционно–развивающего обучения (см таблицу 1).





Таблица 1
Сведения об успеваемости Б. Н.В.
Предмет 2003-04
3б 2004-05
4б 2005-06
5б 2006-07
6б 2008-09

Русский яз 3 3 3 3 3
Литература 4 4 4 3 4
Математика 4 4 4 3 4
Геометрия 3
Основы ИФ.
И выч.техн. 4 4
История 4 4 4 4
Обществовед. 4 4
Природовед. 3 4 4 4
География 5 5
Биология 4 3
Физика 3
Английский 4 4 4
Изобр.искусс. 4 4 4 4 4
Музыка 4 4 4 3 4
Физкультура 5 4 4 4 3
ОБЖ 5 5

Сведения о личности клиента.
Б. (16 лет) потребовалось психологическое консультирование после того, как у него нашли ворованные вещи (мобильный телефон, который он вместе с друзьями пытался продать). У него были некоторые характеристики безответственного и делинквентного поведения начиная с 12 лет, но отсутствовали какие-либо свидетельства наличия расстройств поведения до 8 лет.
Б. выглядел очень разговорчивым, красивым подростком с харизматическим обаянием. При выявлении типа темперамента на основе методики «Опросник Айзенка»(подростковый вариант; тип № 21. Экстраверсия 14, Нейротизм-11, шкала лжи 8, выше нормы на 4 балла) выявленные характерологические проявления.  Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливы. Действительно, они часто одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки с детства привыкают к тому, что им всё доступно. В результате чего они не учатся серьёзно работать над достижением цели. Легко всё бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.
Пути коррекции.
Клиент требует доброжелательного и строгого отношения. В коллективе  не стоит выбирать его на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую для него цель (например,  овладение иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать их выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, а с другой – приучит к упорядоченной работе. Полученный профиль MMPI был валиден, но имел умеренное клиническое повышение по шкале K (коррекция), а также по шкалам 4 (психопатическое отклонение) и 9 (мания), с субклиническим повышением по шкале 2 (депрессия).
История возникновения проблемы.
 Большую часть младшего  подростничества Б. жил, руководствуясь различными схемами обмана, уклонения от серьезной работы в достижении учебных целей. Например, он без разрешения пользовался телефоном соседа по парте в классе, пытался выдать фальшивые деньги  как  настоящие. Недавно Б. поймали на месте преступления с похищенным мобильным телефоном при попытке его продать тут же в школе.
Ожидания клиента.
Б. надеялся получить от психологической консультации: «Соответствует ли его настоящее поведение собственным целям в достижении успеха в учебе и  личной жизни?». Как было выяснено, у Б. имеется несколько противоречащих друг другу задач (ожиданий).
Первая сессия.
 Следующий диалог между Б. и психологом, показывает, как удалось заставить Б. задуматься о последствиях своих действий и его влиянии на других в контексте размышлений о том, соответствует ли такое поведение его собственным целям.
Психолог: Хорошо ли работает подход «обмани систему»?
Б.: Он отлично работает... пока кто-то не поймает или не начнет ловить тебя. Тогда нужно отбросить план и придумать новый.
Психолог: Насколько тебе было трудно отказываться от одной схемы чтобы  придумывать новую?
Б.: Иногда очень легко. Некоторые люди — настоящие простаки.
Психолог: Легко было всегда?
Б.: Ну, нет. Иногда было действительно трудно. Например, обман с  мобильными телефонными звонками. Скрываться было трудно, и каждый раз возникали проблемы.
Психолог: Было ли вам легко придумать альтернативный план?
Б.: Не для телефонов. Я никогда не придумывал другой план.
Психолог: А в другое время? Планы «обмани систему» приходили к вам легко? Я имею в виду те, которые работали.
Б.: Ну, я придумал много хороших планов, но было непросто придумать такой, который действительно принесет выгоду.
Психолог: Хороший план можно использовать долго или часто требовались новые схемы?
Б.: Похоже, я всегда нуждаюсь в новом хорошем плане, чтобы обмануть систему.
Психолог: Не считаете ли вы, что иногда легче быть на стороне системы, вместо того чтобы пытаться как-нибудь обмануть ее?
Б.: Ну, после всего этого я должен сказать, что бывает, когда встать на сторону системы в конечном счете легче. К тому времени, когда я расплачусь за все, мне придется выложить больше, чем стоит мое обучение. Но... обмануть систему — это такой вызов! Я чувствую возбуждение, когда придумываю новый план и полагаю, что он может сработать. Я даже не могу себе представить, чтобы быть вместе с системой.
Психолог: Итак, твой выбор связан с тем, что подобное поведение возбуждает?
Б.: Да.
Психолог: И все же некоторые из твоих планов дорого обошлись тебе и,  в конечном счете создали тебе проблемы.
Б.: Да.
Психолог: Как это согласуется с твоей целью вести легкую, беззаботную жизнь, при которой вам не нужно заниматься тяжелым трудом?
Б.: Никак не согласуется. (Пауза.) Так как же мне вести легкую жизнь, учитель?
Психолог: А когда ты начинаешь придумывать планы «обмана системы»?
Б.: Когда я должен оплатить что-то или когда я хочу чего-то, что будет стоить денег.
Психолог: Ты когда-нибудь обдумываешь свой выбор и оцениваешь возможные последствия?
Б.: Обычно нет. Обычно я просто обманываю систему.
Психолог: Что, на твой взгляд, случится, если ты обдумаешь другие выборы, а не только будешь воплощать в жизнь идею, которая возбуждает тебя в данный момент?
Б.: Не знаю.
Психолог: Имеется ли прямо сейчас некая ситуация в твоей жизни, в которой тебе нужны деньги и ты должен решить, где их взять?
Б.: Да... как мне заплатить за интернет клуб, сходить с друзьями в «Макдоналдс», оплатить игру в бильярд, лотерею, и еще оплатить услуги «аквапарка».
Психолог: Какие варианты ты рассматриваешь в данном случае?
Б.: Ну, мои друзья требует выдать им авансом деньги на мальчишник, и мне нужно оплатить фитнесс клуб, так что мне не дают послаблений.
Психолог: Если учесть твои возможности, каковы твои выборы?
Б.: Ну, я пытался найти способ не платить за мальчишник, за кегельбан, за интернет клуб. Если я займу правильную позицию, возможно, я смогу заставить моих друзей отложить это на некоторое время.
Психолог: Это может иметь для тебя неприятные последствия?
Б.: Фактически однажды так и было, я не смог вовремя отдать долг другу, и к моей матери пришла мать этого друга за долгом, и был большой скандал в семье. Я, конечно же, не хочу, чтобы это случилось снова.
Психолог: Есть ли другие варианты решения проблем с долгами перед друзьями?
Б.: Я хотел попробовать продать свой плеер, мобильник, фотокамеру или часы и вернуть долг, а если не получится, отказаться от фитнесса  клуба, кегельбана, дискотеки и быть дома. Это даже облегчило бы мою учебу, и к тому же помогло бы сэкономить, пока дела не сдвинутся с мертвой точки.
Психолог: Есть ли у таких вариантов негативные последствия?
Б.: Для меня... Я жил бы, как в подземелье. Конечно, не совсем так. Моя мать уже сказала мне, что ей ничего не остается кроме того как больше не давать мне карманных денег, так как ей самой приходиться отдавать мои долги. А через месяц она не будет отпускать никуда с друзьями, и будет контролировать выполнение моих учебных заданий, или поведет на консультацию к психиатру.
Психолог: Ты можешь сделать что-нибудь, чтобы исправить эту ситуацию?
Б.: О, конечно. На самом деле не так все плохо. Я, так или иначе собирался серьёзно заняться учёбой, ограничить встречи с друзьями, и проводить досуг в семье..
Психолог: Итак, похоже, у тебя есть несколько вариантов решения твоих текущих проблем. В большинстве случаев в прошлом ты решал эти проблемы, придумывая, как обмануть систему. Это выглядело так, будто ты эмоционально реагировал на возбуждение от твоей идеи и, возможно, на чувство избавления от неприятностей, а иногда просто на то, что твоя схема работает, и затем это возбуждение поддерживало тебя, ты не думал о возможных последствиях или альтернативных вариантах. В этот раз ты обдумал несколько возможностей. Какая из них, на твой взгляд,  в конечном счете будет самой легкой и лучшей для тебя?
Б.: Займусь учёбой, не буду праздно проводить время с друзьями, буду продолжать заниматься в спортивной секции в школе.
На другой сессии Б. обсуждал свои отношения с подружкой, Светой, которую он был склонен обвинять в большинстве своих текущих трудностей. Психолог поощрял Б. критически оценивать выборы, которые он делал относительно подруг вообще, а также то, помогло ли это достичь его целей. Психолог старался подвести Б. к пониманию необходимости изменить свое пагубное поведение и научиться думать о своих выборах в понятиях, которые предполагали бы учет интересов других людей и норм общественного порядка.
Дневник  деструктивных мыслей Б.
7 сент. Вторник. «Если я найду потерянную вещь продам её!» (Имущественный ущерб).
8сент. Среда. «Какой-то лох с 9 класса, оставил на паре мобильный телефон. Мы с П. решили его продать!»
9 сент. Четверг.  «Какие мы с П. дурашки, нас застукали при продаже телефона во дворе школы».  (Пренебрежение к другим)
10 сент.  Пятница. «Наберу фальшивых денег и буду разыгрывать всех!»  (Действия,  досаждающие другим).
13 сент. Понедельник. «Отомстим учительнице, которая нас разоблачила с продажей телефона». (Злобные выпады).
14 сент. Вторник. «Мы стучали в окно учительнице «стукачке» и убегали и но она нас заметила («засекла»)».[Нарушение статуса, нарушение правил общественного порядка].

Разрешение проблем в учебе.
Изменение глубинных убеждений.
Таблица: Упражнение «Обзор выборов»
Проблема Выбор Преимущества Недостатки
Пребывание в школе,
Выйти из
списка нарушителей поведения. Перестать драться,
манипулировать другими,
перестать, употреблять психоактивные вещества



 назначен испытательный срок. S=10. Хочу учиться в школе Послать всех подальше и уйти из школы. Е = 20. Легкий вариант. Отомщу всем. Придется снова искать другую школу. Не хочу уходить из этой компании.
Требовать принятия меня таким каким я есть. Е = ? Покажу, что я не простофиля. Возможно, сработает. Рискую быть отчисленным из школы за хулиганство. Непочтительно по отношению к педагогам .
Найти способ отомстить всем, опорочив их. Е = 25. Буду не так переживать из-за того, что они мне надоели. Учителя могут узнать, что я порочу их. Их плохое настроение не поможет мне.
Учиться как можно лучше, пока они не поверят в меня. Е = 50. Небольшой риск. Смогу успокоиться на некоторое время. Скучно. Вероятно, не получится быстро стать отличником.
Настроиться позитивно и с усердием взяться за учебу и примерное поведение. Е = 60. Покажу, что я смогу учиться хорошо и адекватно вести себя в школе. Это позволит мне не скучать. Школа плохо обошлась со мной, но я буду отличником и примерным учеником.



Дневник прогнозирующий Б.
Б. получил домашнее задание отслеживать и записывать выявленные дисфункциональные глубинные убеждения, а также отмечать степень доверия к каждому убеждению.
Старые убеждения Б. Более функциональные убеждения
Оправдание.
1.Если я чего-то желаю, то я это получу Я могу желать только в пределах здравого смысла
Доверие к своим мыслям
2. Мои мысли и чувства полностью точны, просто потому, что они мои Мои мысли могут не совпадать с мыслями других людей
Собственная непогрешимость
3. Я всегда делаю правильный выбор Я должен делать выбор в пределах здравого смысла
Мои чувства определяют факты
4. Я знаю, что я прав, потому что чувствую себя правым в том, что я делаю Я допускаю, что могу быть не прав и уточню в чем я не прав
Бессилие других
5. Мнение других людей не имеет отношение к моим решениям, если оно не влияет на результат моих действий Я буду прислушиваться к мнению других людей, потому что это может повлиять на результат моих действий.
Недооценка последствий.
6. Нежелательные последствия моих действий не произойдут или не коснутся меня Нежелательные последствия моих действий могу произойти и коснутся лично меня

 Работая с конкретным убеждением Б. , я, психолог-консультант, время от времени прошу Б. оценить его уверенность в справедливости данной идеи (от 0 до 100%) и на основании этого он должен определить когнитивный континуум, что поможет Б. увидеть промежуточные понятия и оценки. Если Б. доверяет своему проблемному убеждению меньше чем на 30%, проведенную работу можно считать успешной. В качестве домашнего задания Б. ежедневно перечитывал оба убеждения и отмечал, насколько он им доверяет.
Мы использовали и дополнительные методы:
1. Сократический диалог.
2. Поведенческий эксперимент.
3. Когнитивный континуум.
4. Рационально -эмотивную игру.
5. Использование окружающих в качестве ориентира.
6. Действия «как если бы».

Таблица 5.1. Процесс принятия решения у Б.
В пользу прекращения учебы Ценность Опровержение Ценность
Я не буду так много волноваться 60 % Я хожу на психологическую консультацию, чтобы преодолеть свой перфекционизм, который делает меня несчастным 40 %
Я смогу выяснить, хочу ли я быть юристом 10 % Я не должен принимать необратимое решение, чтобы выяснить это... Я смогу принять решение, продолжая обучение 30 %
Это принесет мне облегчение. Я смогу взять таймаут и немного отдохнуть 40 % Сначала я буду чувствовать облегчение, но потом я пожалею об этом 30 %
В пользу продолжения учебы Ценность Опровержение Ценность
Я еще учусь школе, и мне осталось учиться всего четыре года 40 % Отсутствует —
Я мог бы действительно полюбить учёбу. (Просто меня расстраивают контрольные и экзамены.) 30 % Отсутствует —
Даже если я не люблю учиться, это образование — хорошая возможность устроиться на другую перспективную работу (даже менеджером!) 30 % Отсутствует —
Некоторые из предметов вызывают у меня интерес 20 % Отсутствует —
Мой перфекционизм мог бы пригодиться мне как спортсмену 20 % Отсутствует —


Вторая сессия
Б.: Я говорил со  Светой вчера вечером. Я уверен, она все же ляжет спать со мной.
Психолог: Одну минуту. Я полагал, что Света поссорилась с тобой.
 Б.: Да, поссорилась. Но она все еще любит меня. И я хочу, чтобы мы были друзьями. Возможно, я могу заставить ее снять некоторые из обвинений.
Психолог: Это выглядит так, как будто ты говоришь, что лег бы со Светой в постель, чтобы заставить ее помириться.
Б.: Да, и просто чтобы проверить, могу ли я сделать это, есть ли у меня то, что для этого нужно, понимаете?
Психолог: Что ты знаешь о чувствах Светы и ее ожиданиях?
Б.: О, она очень традиционна. Она, вероятно, все еще надеется, что мы подружимся. Света очень молчаливая рассудительная и деликатная. У неё строгие родители, и всё время требуют от неё высокой личной ответственности. Всякий раз, когда она задерживается, они переживают за неё. Отец всякий раз, когда у неё возникают неприятности, напоминает ей о дочернем долге и об её целомудренности. И он думает, что так можно управлять дочерью, контролируя её во всем: и в учебе и в досуге.
Психолог: Ты полагаешь, что Света могла бы еще лучше относиться к тебе, если ты помиришься с ней и добьешься снятия некоторых обвинений в грубом обращении?
Б.: Ну, я полагаю, что она могла бы.
Психолог: Ты считаешь, что мог бы захотеть нежнее относится Свете и поддерживать отношения, которые её устраивают?
Б.: О, ни в коем случае. Нет.
Психолог: Итак, что может случиться, если ты снова разочаруешь Свету, когда она поймет, что ты все же намереваешься встречаться с другими подружками?
Б.: Трудно сказать. Она может испугаться за свою целомудренность. Я стараюсь не загадывать так далеко.
Психолог: Возможно, она подумает, что ты просто используешь ее, чтобы добиться близости, не принимая во внимание ее чувства?
Б.: Возможно.
Психолог: И ты уже знаешь, что, когда Света рассержена, она поступает очень круто, например, может ударить и уйти. Насколько для тебя опасно снова сердить ее?
Б.: Я полагаю, что это опасно. (Пауза.) Я просто никогда не думал, что девочка сделает что-нибудь такое по отношению ко мне.
Психолог: Насколько вероятно то, что Света снова сделает что-то подобное по отношению к тебе?
Б.: Я полагаю, приблизительно на 95 %.
Психолог: Возможность довольно велика. Учитывая это, как ты оцениваешь выбор возобновления нежных отношений с ней?
Б.: Не стоит риска. Так как её отец серьезный человек.
Психолог: Учитывая ее заинтересованность в традиционных, серьёзных отношениях и вашу заинтересованность во встречах с разными подружками, как, по-твоему, лучше всего поступить со Светой?
Б.: Ну, я не стал бы вести себя иначе, если бы встретил ее на улице. Но, понимаете, я не считаю, что должен идти на улицу и искать ее. Вероятно, лучше всего просто бросить ее и не позволять ей лелеять свои надежды, потому что она никогда не получит от меня того, что хочет.
Б. и я как, психолог-консультант,  продолжили обсуждать его отношения с подружками, рассмотрев преимущества и недостатки поиска новых подружек и получения сексуального удовлетворения с помощью применения силы. Б. никогда не рассматривал такое поведение как «насилие» и, казалось, не знал, что это может кончиться судебным преследованием. Были исследованы другие потенциальные отрицательные стороны, такие как частые расставания  с подружками, что могло стать причиной мести с их стороны или привести к заражению болезнями, передающимися половым путем. Были и не столь важные отрицательные стороны, такие как отсутствие постоянно доступного партнера и необычайно большое количество очень скучных встреч. С другой стороны, Б. сказал, что ему приятно волнение при преследовании добычи и внимание со стороны такого количества подружек поднимает его в собственных глазах. И я как, психолог-консультант попросил Б. отметить степень этого волнения для всех значимых событий в его жизни и затем применить эту оценку к каждому «завоеванию». Б. обнаружил, что это волнение не было слишком интенсивным или надежным. Мнение о себе было идентифицировано как форма гедонизма. Он хорошо думал о себе, потому  что получал то, чего, как он полагал, хотел в отдельный момент. Это было противопоставлено другим способам хорошо думать  о себе — работать над достижением общих жизненных целей и приоритетов. Б. постепенно осознавал, что, когда ты хорошо себя чувствуешь непродолжительное время, это часто затрудняет достижение главной долгосрочной цели легкой жизни.
Психолог попытался показать, как учет чувств  других людей и отдаленных последствий своего поведения будут действительно полезны ему.
По результатам консультирования можно сделать следующие выводы.
 Когда осуществляется вмешательство, невозможно знать, насколько мог бы быть деструктивен  клиент с социальным  расстройством  поведения, если бы не проводилось никакого психологического консультирования. Более того, нельзя предсказать, сколько раз  человек с делинквенцией  может решать не лгать, не обманывать, не бить, не насиловать, не красть, не тревожить, не отказываться от выполнения обязательств или не нарушать как-либо иначе социальную гармонию, потому что он полагает, что все это выгодно для него. Но каждый случай, описанный в этой сессии, показывает, как когнитивное психологическое консультирование может положительно воздействовать на течение жизни  человека с делинквенцией. Хотя оптимальная жизнедеятельность может оставаться нереалистичной целью вызвать конструктивные изменения их психических установок, улучшение просоциального  поведения имеет очевидные выгоды для стабильности клиента и благосостояния значимых для него людей, так же как и для общества в целом.
Заключение
      Нами было проверено теоретическое исследование особенностей когнитивно-поведенческого психологического консультирование делинквентных подростков. На основе анализа литературы были выявлены особенности и определены принципы когнитивно-поведенческого психологического консультирования делинквентных подростков. Последнее дало возможность спланировать и провести ряд сессий с делинквентным подростком Б. , обучающийся в средней общеобразовательной школе № 1*** г. Москвы по стандартной программе.
В результате проведенного теоретического исследования можно сделать  следующие выводы.
1. Проявления делинквентности у подростков имеет ряд особенностей:
Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие  незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Психологи установили, что человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем а) чаще с ним сталкивается; б) моложе его возраст.
2. Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте.
3. В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство [6.с.223-224].
4. Ф. Райс, К. Должин считают, что к особенностям проявления делинквентности у подростков можно отнести и особенности  их мышления (идеализм, ценности, лицемерие, псевдоглупость, эгоцентризм, Интроспекция, Я-концепция). Так же они утверждают, что для подростков характерны повторяющиеся и стойкие паттерны диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Подростки отличаются не сформированной идентификацией, «идеализмом», эмоциональной децентрацией, лицемерием, псевдоглупостью, эгоцентризмом, самодесткруктивностью и всё это может развиться в делинквентность (13.с. 248-263)

5. Суммируя рассмотренные в теоретической части работы представления о возможности когнитивно-поведенческого консультировании делинквентных подростков, можно сказать, что оно возможно, но имеет ряд особенностей. По данным метаанализов (Losel,1996)  регистрируется только сокращение делинквентного поведении в течение короткого периода.  Как отмечает Моника Геретсхаузер доля повторно совершенных проступков за счет когнитивно-поведенчекого консультирования может быть сокращена примерно на 10%.[6.с.231].
6. Когнитивно-поведенческое консультирование делинквентных подростков должно быть теоретически и эмпирически обосновано, специализироваться на исправлении делинквентного поведения, ориентироваться на личность подростка и совершаемые им деяния, а также развивать в нём конструктивный образ мыслей, обучать его навыкам социально приемлемого поведения и самоконтролю. 
7. С помощью когнитивно-поведенческого консультирования удается сформировать соответствующие навыки соморегулируемого поведения и хорошо оправдывает себя в работе с ребятами  постарше (с 9лет) и с более интеллектуально продвинутыми.
8. Успешность когнитивно-поведенческого консультирования тем выше и продолжительнее, чем активнее к её проведению привлекаются родители и учителя, воспитатели и наставники.
9. Проведённые нами сессии когнитивно-поведенческого консультирование делинквентного подростка Б. учащегося одной из школ г. Москвы позволяет утверждать что делинквентное поведение учащегося в течении 9-10 класса не повторялось. Данное когнитивно-поведенческое консультировании делинквентных подростков снижают различные формы девиантного поведения.





Список литературы
1. Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. «Класс». М. 2007.
2. Гидденс Э. Социология. «Эдиториал» УРСС .М. 1999.
3. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. «Приор» М.2002.
4. Корнилова Т, Григоренко Е.Г, Смирнов С. Подростки групп риска."Питер"М.2005г.
5. Лапланш. Ж ,  Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. «Центр гуманитарных инициатив». Спб. 2010.
6. Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. ч.2. «Академия» М. 2005.
7. Марша М. Лайнен. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. «Вильямс. М. 2008
8.МенделевичВ.Д .Психология девиантного поведения.«Речь»Спб2005.
9. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. «Академия» М. 2008. 
10.Психотерапия. Под ред.Б.Д. Карварсарского. «Питер».М. 2007.
11.Психологическая Энциклопедия ,под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. «Птиер». М. 2003.
12.Психотерапевтическая энциклопедия, под ред. Б.Д.Карвасарского. «Питер». М. 2006.
13.Райс Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. «Питер». М. 2010.
14.Салогаев А.Л , Шашкин А.В.. Молодежные группировки – опыт пилотного исследования. Журнал «Социс». № 9.2009.
15.Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. «Феникс» Ростов-на- дону. 2006.
16.Сапогова Е.Е. Консультативная психология. «Академия». М. 2008.
17.Фурманов.И.А.. Агрессия и насилие. «Речь». Спб. 2007


Рецензии
Да,можно сделать вывод о том,что многие симптомы и поведенческие проблемы у подростков являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.
В школах, имеющих психологов в своём штате, у подростка имеется возможность получить не только когнитивно-поведенческую консультацию, а в сопровождении психологом и с его помощью ,подростку удается сформировать соответствующие навыки соморегулируемого поведения,что хорошо оправдывает себя в работе с ребятами постарше (с 9лет) и с более интеллектуально продвинутыми,не обязательно взрослыми людьми..И результат ожидания тем успешнее, чем больше привлекаются родители и учителя, воспитатели и наставники,что и позволяет утверждать,о наличии тенденции к снижению различных форм девиантного поведения у подростков..

Алексей Вениаминович,Вашу статью можно взять за основу для практической работы,т.к.она очень замечательно изложена,языком академических знаний
,не перегружена специальными терминами и доступна для понимания начинающему психологу..
С уважением,признательностью и благодарностью за Ваш титанический труд в
написании этой статьи,и добрыми пожеланиями творческого вдохновения Таисия Олеговна Кучина



Таисия Кучина   15.10.2010 01:12     Заявить о нарушении