Бабушка Карга

Миша ходил по квартире и зевал. Уже десять утра, он давно не спал так долго. А вот сегодня спал, и теперь никак не может окончательно проснуться.
Дома, естественно, никого нет. Мама уехала в санаторий, отец уже ушёл на работу. Младший брат сдаёт сегодня экзамен в школе, так что он, естественно, там.
Миша в свои 20 лет оказался в июне в родительском доме. Он уже сдал в университете летнюю сессию и решил не оставаться на лето в большом городе, хоть там и больше возможностей найти на эти три месяца хоть какую-то работёнку, а приехать домой. Наверняка через несколько дней он об этом пожалеет, но сейчас он бесцельно бродит по квартире, пытаясь вспомнить, чем он занимался здесь раньше на выходных и во время каникул. В кухне Миша наткнулся на грязную посуду. Ну естественно, папа и братик Никита завтракали!.. Пришлось эту посуду помыть. Зевать Мишка так и не переставал. После этого парень, раз уж он сегодня такая хозяюшка, решил постирать свои любимые красные шорты. Они у него вечно грязные, потому что любимые и носит он часов по 15 в сутки только их… В связи с древностью стирать их в машинке просто опасно.
Проходя мимо туалета, Мишка заметил, что там горит свет. Выключить забыл, бывает. Он щёлкнул выключателем.
- Извините, не будете ли Вы так любезны включить свет? – донеслось из запертого снаружи туалета.
- Чего? – Миша уставился на дверь. Зевота прошла. – Что за чёрт? – пробурчал он и дёрнул на себя дверь.
На унитазе сидела женщина. Причём крышка унитаза оставалась опущенной, а женщина не выглядела смущённой. Она выглядела нездоровой. Немного… серо-зелёной. Вся. Лицо. И волосы. И юбка, и старомодная блуза в цветочек. Как… как не из этого мира.
- Здрасьте, - пискнула она и растворилась в воздухе.
- Нормально, - выдохнул Мишка немного осипшим голосом. Он понимал, что нужно как-то реагировать, но не знал, как.
Он опёрся на дверной косяк.
- Нельзя так много спать, - решил Мишка. Наверное, он продолжает видеть сны. Потому что это мистика, а в жизнь человека, изучающего строительство, архитектуру и математику, мистика никак не вписывалась. Он знал, что обязательно должно найтись конкретное и рациональное объяснение.
Значит, надо умыться, переодеться, заправить постель и вступить, наконец, в новый день.
Он вернулся в Никиткину спальню (вообще-то она общая, но так как два года назад Миша, в основном, жил в другом городе, Никита считает её только своей). Эта дама валялась на его кровати!!! Будто старушенция прилегла отдохнуть у себя дома. 
- Да кто Вы? – возмутился Миша.
- А чего ты кричишь? А я лежу просто. Опля, опля! – старушенция привстала, похлопала себя по коленкам и снова улеглась. – Я кому-то мешаю? Я никому не мешаю!
- Но это моя квартира! Как Вы попали сюда?
- А как? А попала – да и попала! Я места немного занимаю в твоей квартире. Мы поместимся вместе все! О, стихи! Опля, опля! Ха-ха!
Мишке впору было испугаться или хотя бы удивиться, но от такой наглости он был рассержен.
Мишка крепко зажмурился. Это точно не происходит в реальности. Сейчас он откроет глаза и ничего не увидит. 1, 2, 3…
Ничего. Конечно, он был в этом уверен!
Он радостно покачал головой, с силой выдохнул и резко развернулся, чтобы выйти в коридор. О нет, опять!
- Да кто Вы? – воскликнул вновь Миша. От досады чуть не проступили слёзы на глазах.
- Я Карга, - старушенция протянула руку. На рукопожатие не ответить было неудобно. Миша осторожно сжал старушечью серо-зелёную ладошку и почувствовал сухое тепло.
- Таким молоденьким, как ты, я разрешаю звать меня «бабушка Карга», - старушенция засмущалась, взглядом уткнулась в пол и руками приподняла подол юбки. Вроде как склонилась в реверансе.
- Очень приятно, Миша, - представился Михаил. Хотя насчёт «очень приятно» можно было поспорить… - Бабушка…э… бабушка Карга, - проговорил он наконец. Ему, как парню воспитанному, называть пожилую женщину Каргой было неудобно, пусть даже она болотного цвета и любит растворяться  воздухе.  – Бабушка Карга, а что Вы здесь делаете?  - он уставился на неё широко открытыми глазами, ожидая, что её ответ что-нибудь прояснит.
- Я просто буду здесь пока, - «объяснила» старушка. – Могу тебе, в конце концов, жизнь украсить.
Да уж, украсила уже! И всё-таки это не может происходить на самом деле.
- А… откуда Вы родом?
- Я уж не припомню, давно это было!.. Бывай пока, - она исполнила свою любимую «фишку» - растворилась в воздухе.
Миша сел прямо на пол.
Не успел он погрузиться в раздумья, как зазвонил мобильный.
Звонил братишка Никита.
- Алло, Никита, это твоих рук дело? – озарило Мишу.
- Что? Я не знаю, о чём ты. Всё потом. Миша, сейчас мне нужна твоя помощь. Срочно приходи в школу, Миша, я здесь всё объясню. Срочно! Срочно!!!
Что могло стрястись? Мишка схватил всё те же красные шорты и белую футболку, оделся и выбежал на улицу. «Чёрт, я даже не расчесался!» - выругался он про себя. Выглядел он порядком помятым.
До школы было рукой подать. И вот он уже в здании, где бесцельно проходили лучшие годы его жизни.
Никита ждал его на первом этаже.
- Мишка, помоги, папа меня убьёт.
- Что случилось? Окно разбил?
- Ты в своём уме, какое окно? У меня шпаргалку на экзамене забрали!
- И что? Без шпаргалки что-нибудь напиши!
- Ты ненормальный? Меня ВЫГНАЛИ!!!
- Сразу человеческим языком объяснять надо! Ты извинялся?
- Извинялся! И каялся! И говорил, что я больше не буду, и что не пользовался ей, и что могу билет перетянуть и вообще отвечу всё на свете!
- И что?
- И ничего! Накричала только, ты что, нашу классную не знаешь? Сказала, что видела, как я списывал.
- Она правда видела?
- Да, - Никита понуро опустил голову.
- Ладно, не расстраивайся. Пересдашь.
- Ты не понял, мне сегодня надо! И чтобы папа ничего не узнал.
- Что ты заладил – «папа», «папа»… Для него–то это почему вдруг таким важным стало?
- Я хвастался, что все экзамены не меньше чем на «четыре» сдам и дальше буду хорошо учиться, не то, что ты… Мне тогда мама с папой велик хороший купят! А теперь вроде как договорённость нарушена… Мне стыдно. Но я-то учил!
- Так что если родители не узнают – вроде и не было ничего, да?.. – улыбнулся Миша. – Ясно. Но чем я могу помочь?
- Не знаю, поговори с учителями, с завучем. Учителя всегда выпускников внезапно любить начинают, тебя послушают!..
Миша задумался. Как поступить? Вряд ли он сможет что-то сделать. Этот день он намеревался спокойно провести дома, а не носиться по школе, которую не очень-то в своё время любил. И тут он вспомнил, что произошло сегодня дома, и возвращаться ему резко расхотелось. Никиткина проблема показалась ему проще пареной репы.
- Будь спок. Повторяй пока, сейчас всё устрою!
Никита ничего повторять и не думал, а просто стоял и переживал.
Миша вернулся через десять минут с видом, как будто только что вагоны разгружал.
- Беги сдавай, - сказал он.
- Что, всё? Так сразу?
- Нет, сначала я послушал шуточки по поводу того, что я за тебя договариваться бегаю. Потом про твою шпору. Потом я пообещал сделать интереснейший доклад по истории родного города.  Вернее, ты пообещал.
- Когда?
- Сегодня. После экзамена добро пожаловать в библиотеку.
- Сегодня?!
- Да. У тебя целый день свободен будет. Посидишь за книжками…
- Я не могу, у меня футбол!
- Пропустишь разок.
- Но это важный матч!
- А, леший с тобой! Дома поговорим. Шагай давай, тебя вся комиссия в кабинете ждёт.
Никита нахмурился, но побежал в класс.
Миша тоже нахмурился и вышел на улицу.
Сказать «спасибо» братик, как всегда, забыл, но это пустяки. Как всегда быстрым шагом Миша направился домой, но чем ближе он подходил, тем медленнее становился темп. Что ждёт его дома?
Он открывал дверь тихо-тихо, осторожно-осторожно.
Пока ничего.
Тогда Миша стал медленно осматривать комнату за комнатой. Инспекцию Никиткиной комнаты он подсознательно откладывал на потом.
Она сидела там. На этот раз за письменным столом. И рисовала на обратной стороне Мишкиной папки с кое-какими учебными проектами зайчика в синей юбочке.
Дурдом. Определённо.
Карга подмигнула ему и продолжила своё занятие.
Миша снова впал в ступор. И больше его волновало даже не то, что по их квартире гуляет старушка явно из потустороннего мира, а то, что он практически спокойно к этому относится. Что он должен сделать, что сказать? Старушенция ведь права, она здесь не мешает, не шумит, не занимает много места. Но… ведь это же НЕНОРМАЛЬНО!
Нужно всё вернуть на свои места. Отправить старуху туда, откуда она пришла.
Привидение обычно появляется, если хотят, чтобы кто-то завершил дело, которое они не успели закончить при жизни. Интересно, она – привидение? Наверное. Но почему именно в этой квартире? Миша похолодел, когда представил замурованный где-нибудь в стенке старушечий скелет…
Чтобы там ни было, выходит, чтобы избавиться от неё, сначала нужно ей помочь.
- Извините, бабушка, - он хотел тронуть её за плечо, но передумал. – Извините, Вам чем-то помочь?
- Мне? Чем? Зачем помочь?
«Она тупая?»  - пронеслась в голове у парня безнадёжная мысль.
- Да, малыш, помоги…
Миша так обрадовался, что даже пропустил мимо ушей «малыша».
- Мишка, помоги… Пожалуйста, как брата прошу, - это Никита вернулся домой и стал канючить. Но Мишка не слышал ничего, он был весь погружён во внимание к старухе.
- Ну же? – ожидал он. – Я обязательно помогу, мне нужно только знать, как…
Но Никитка-то услышал.
- Спасибо, Миш! Ладно, пойдёшь тогда в библиотеку… Или в музей. Ну, там посмотришь. Завтра к восьми утра. Я сам отнесу.
Младший брат взял спортивную сумку и умотал на матч.
- Что? Что завтра к восьми? Никит, ты её видел? А-а-а, - обречённо махнул он рукой.
Старушенция продолжала сидеть на месте, но Мише показалось, что на какое-то время она исчезала.
- Так что я могу для Вас сделать?
Она снова растворилась.
Мишка пытался её найти, но впустую.
За этим занятием его и застал отец.
- Что ищешь?
- Да так…
- Не знаешь, как у Никиты дела? Заработал он свой велик?
- Ага. Ты уже отработал?
- Нет, на обед пришёл. Ты будешь есть?
- Нет, спасибо. Мне бежать пора. Пока.
И Миша убежал. А ведь он сегодня ещё не ел. И даже не переоделся. Только сунул в карман шортов кошелёк, а то совсем без копеечки по городу бегал. Ладно, так уж и быть, займётся сегодня Никиткиной «проблемой», а там, глядишь, и своей решение придумает.
Так он прибежал в музей.
- Здрасьте. Мне нужно доклад по истории города написать. Вы могли бы мне помочь?
И ему помогли. Отправили гулять по музею, а в нагрузку выдали килограммов 15 книг.
И предупредили.
- Книги домой дать не можем. Через час мы закрываемся. Внешнее мероприятие. Короткий день.
- Спасибо, - сказал Миша.
Он посмотрел на книги. И что же делать со всем этим счастьем? Рассматривать экспозиции смысла нет – за последние 20 лет они не менялась, и Мишка знает их наизусть. А книги? Что он может там найти? Он уселся в уголке и взял в руки самую тонкую. Повертел и отложил в сторону.
- Вам помочь? – услышал Миша и поднял голову. Он увидел молоденькую девушку, наверное, его возраста. У неё были прямые русые волосы средней длины и приятная улыбка.
От смущения Мишка даже не встал, а вскочил.
- Я могу справиться сам. У Вас наверняка своей работы полно. Мне нужен небольшой доклад для брата.
- Что-то из истории города? Какая именно тема?
- Свободная. Но не помешало бы что-то поинтересней. Не хочется банального «Город основан в 1905 году…» А как Вас зовут?
- Марина. А Вас? Может, лучше на ты?
- Я Миша. Очень приятно. Ты работаешь здесь?
- Можно сказать, работаю… И практику заодно прохожу.
- А на кого ты учишься?
- На археолога. Только первый курс закончила.
- А я второй. На архитектора.
- Отлично! Тогда, может, что-то из истории архитектуры города?
- Да? Я об этом даже не подумал. Было бы интересней. По крайней мере, мне.
- А брату?
- Вот уж кому точно всё равно!
Марина была симпатичной девушкой, а ещё оказалась и приятной собеседницей. А он – нерасчёсанный и в мятых шортах.
Она вытащила из стопки самую толстую книгу и ещё одну, в зелёной обложке.
- Эти пригодятся, а в остальных ты ничего не найдёшь.
Она хотела отнести ненужные книги, но Миша не позволил.
- Ты что, они ведь тяжёлые! – он поднял стопку. – Только покажи, куда нести.
Она показала, а сама пошла сфотографировать для него несколько экспозиций.
- У тебя Интернет есть? Я могла бы скинуть фотографии на мэйл.
- Да.
Он написал в её блокноте пару своих электронных адресов.
- Ну, вот и всё. Книги можешь взять с собой, потому что музей закрывается через полчаса.
- Но смотрительница не разрешила…
- Да? А мы ей не скажем. Просто возьмём мой рюкзак.
Миша улыбнулся. Он положил книги в порядочных размеров серый рюкзак.
- Спасибо тебе большое за помощь, - сказал Миша.
- Не за что, - отмахнулась Марина. – Я, честно говоря, здесь заскучала. У нас всё готово, а с работы раньше времени всё равно не уйдёшь. Так что мне было приятно.
- Мне тем более!
- Вот и хорошо. А сейчас можно идти.
- Ты уезжаешь на «внешнее мероприятие»?
- Нет, иду домой, - пожала она плечами.
Мишка обрадовался. И в этот момент в пустом желудке заурчало.
Ну вот. Он нерасчесанный. В мятых шортах. Ещё и в животе урчит. Это конец. А значит, нечего терять.
- Ты торопишься домой? – спросил он.
- Особо нет… А что?
- Предлагаю ударить по мороженому. А ещё лучше – по два. А вообще я бы что-нибудь посущественне съел, - признался Миша. – Наверное, это слышно. Ну что, ты не против?
- Не против… Вперёд, на солнышко, греться!
- Точно, у вас здесь не жарко.
Время в летней кафешке пролетело приятно и от того незаметно.
Уже собираясь расставаться с Мариной, Миша решился спросить.
- Ты же немало про историю города знаешь… Тебе мистические рассказы никогда не встречались?
- Не припомню, я специально внимания не обращала. Ты веришь в мистику?
- Абсолютно нет. Просто… иногда интересно послушать, разве нет?
- Да, интересно, - согласилась Марина. – Кстати, можно полистать воспоминания старожилов, там всегда можно что-то найти.
- Да… Как-нибудь полистаю.
- Ладно, пока. Пора мне уже.
- Пока… Погоди, а как же мне рюкзак вернуть?
- Завтра с книгами и принесёшь.
- А ты не боишься, что я его прикарманю? – лукаво прищурился Мишка.
- Боюсь. Но в карман он никак не поместится, - она улыбнулась и убежала на остановку.
Миша вернулся домой с твёрдым намерением посидеть за книжками. На этот раз никто ему не мешал – Карги нигде не было видно.
- Уже неплохо, - решил Миша.
Работа заинтересовала парня. Оказывается, у них в городке и окрестностях можно найти немало интересного. Особое внимание он обратил на старое поместье в 15 километрах от города. Мишка никогда раньше не слышал о нём, да и не бывал в тех краях. Так почему бы не съездить? Судя по старым чёрно-белым фото, когда-то поместье было красивым. Интересно, насколько заброшено это здание сейчас.
Миша передохнул, перекусил и проверил электронку. Файлы из музея уже были там. Парень ответил Марине «спасибо» и уселся за доклад. К вечеру, когда вернулись домой Никита и папа, доклад был готов, распечатан и вложен в пластиковую папочку.
 -Чем занимался весь день, сынок? – спросил папа за ужином.
- Я и сам не понял, - пожал плечами Миша. – Завтра чем-нибудь тебе помочь?
- Можешь сходить с нами за велосипедом для твоего брата, отличника почти. Если ты в них хоть чуть-чуть разбираешься…
- Не разбираюсь, но с вами сходить могу. А потом… - он рассказал, что хотел бы посетить поместье. Ни папа, ни тем более брат ничего о нём раньше не слышали. – Никит, не хочешь со мной? Я понимаю, что будет невтерпёж опробовать новый велосипед, но может, составишь мне компанию? Мы могли бы устроить небольшой пикник.
- Там видно будет, - деловито ответил брат.
- Ой, какие мы!..
- Покупай себе велик, вместе махнём, - пообещал Никита. -  Серьёзно! – оживился он. Кажется, ему самому эта идея здорово понравилась. – За лето все окрестности с тобой объедем!
- В принципе, у меня ещё сохранились на карточке две стипендии… Но на что я буду жить всё лето,  если не удастся найти работу?
- Вообще-то ты сейчас дома живешь, - напомнил папа. – Как-нибудь голодным не оставим.
Мишка всерьёз задумался.
- Может быть…
К восьми утра Никита сбегал в школу, где его похвалили за качество и оперативность работы, а Миша пошёл в музей, чтобы с самого утра увидеться с Мариной и вернуть ей книги. Он рассказал ей про свою затею посмотреть заброшенное поместье. Оказалось, и Марина не знала о нём! И опять же оказалось, что у Марины есть велосипед. И она не прочь длительной велосипедной прогулки, особенно с такой интересной целью! А завтра как раз в музее выходной...
Ведь поместье это могло оказаться настоящей исторической ценностью. Суд по фотографии,  архитектура его если  и не уникальна, то достаточно оригинальна и своеобразна.
После этого уверенность Миши насчёт необходимости приобретения двухколёсного друга окрепла окончательно. И через пару часов они с братом стали счастливыми обладателями двух весьма неплохих экземпляров.
Они затащили Мишин велик к ним в квартиру на второй этаж и оставили на лоджии, а Никита на своём сразу же куда-то укатил. Папа тоже убежал на работу, с которой он ради сына отпрашивался на два часа. А на Мишку навалилась вдруг такая усталость (видимо, накопленная за все 2 года беготни и недосыпания), что он растянулся на кровати и закрыл глаза.
Но что-то заставило его их открыть.
- Здрасьте, - улыбнулась Карга.
- Угу, - кивнул Миша. В горле снова застрял комок. После вчерашнего вечера и спокойного утра он отвык от неё.- Здрасьте. Э... Какие новости?
- Вот пришла.
И она опять села за стол и стала что-то там перекладывать.
Миша стал сзади и замялся, пытаясь спросить что-то путное.
- У вас всё в порядке?
- Да, - и она продолжала заниматься своими делами.
А потом вдруг неожиданно повернулась и добавила:
- Без дома только плохо. Плохо без дома, - вздохнула она.
- А что случилось с вашим домом?! - схватился Миша за этот вопрос как за соломинку.
- Был дом...
- Но что с ним СЕЙЧАС?
- С кем?
- С Вашим домом!
- С каким  домом?
Нет, она опять прикидывается!
Но больше ничего добиться не удалось. Миша так и ходил кругами вокруг этой потусторонней бабусеньки, но у неё в роду были либо партизаны, либо склерозники.
И позже она исчезла.
Сейчас Мишу это обрадовало не так сильно, как в предыдущий раз. Потому что он понимал, что она, скорее всего, вернется опять. Кажется, в прошлый раз, когда домой заходил Никита, старуха исчезала... Она пряталась, следовательно, её может видеть не только он, но и остальные. Может, попросить кого-то спрятаться в их квартире и "засечь" Каргу? Мише ОЧЕНЬ хотелось убедиться, что это не плод его воображения, которое в таком случае можно было бы уже назвать не разыгравшимся, а без стеснения - больным...
Но рассказывать это определённо никому нельзя! Конечно, он бы тоже не поверил.
- Ну что, что делать? - громко вслух спросил парень. Это не помогло, никакой умной идеи ему, к сожалению, в голову не пришло.
А вот и завтрашнее утро, обещавшее вылиться в  приятный день. Никита увязался с ними.
 - Ты меня приглашал, - напомнил он. Мише возразить было нечем. Дорога оказалась не сильно утомительной, потому что было достаточно рано и солнце не «работало» в полную летнюю силу...
Только  Миша всё время напрягался, потому что сусаниным был всё-таки он... Сбиться с дороги, когда едешь в незнакомом направлении, очень легко, но Миша с честью выдержал это испытание! Честно признаться, пару раз они сворачивали не туда, но потом спрашивали у редких прохожих дорогу и выезжали на правильный маршрут.
Наши путешественники, хоть и подустали, не кинулась первым делом есть и отдыхать. Они разыскали поместье.
- Красота!.. - вырвалось даже у Никиты.
Да, это было красиво.
И не настолько разрушено, как представлял себе Миша.
И его понесло.
- Почему у нас никто никогда подобным не занимается? Ведь это не просто памятник архитектуры, здесь действительно можно развить туризм, рассказать об этом людям! Ясно, формат не международный, но всё же...
- Ну да, будут здесь туристы всякие бродить... - как-то неопределённо заметил Никита.
- Потому что только так можно это здание сохранить! Кто иначе захочет им заниматься?..
Марина была с ним согласна.
После первого осмотра можно было и передохнуть. Они устроили пикник во дворе поместья.
- Здесь так хорошо... Будто в прошлое попали, - сказала Марина.
- Точно! Наверное, хозяева тоже здесь когда-то так сидели, - согласился Никита.- Или крестьяне.
- А ещё здесь бывали белые офицеры... И красная армия.
- И фашисты, и советские войска, - продолжил Никита. - Короче, кто здесь только не побывал, - заключил он.- Мёдом  будто помазано. Ладно, я поел, пойду по деревне прокачусь.
- Было бы неплохо, если б ты не потерялся, - заметил Миша. - Телефон с собой?
- Да! Сами не потеряйтесь.
Он поднял велик и покрутил педали вглубь деревни.
- Нам тоже в деревню нужно будет сходить, - сказала Марина. - Может, удастся расспросить кого-то о владельцах этого поместья. Как считаешь?
- Идентично тебе.
- Значит, пойдём?
- С тобой теперь - хоть на край света! - он улыбнулся и галантно протянул руку. И улыбнулся Миша тоже галантно, это он умел!
- Это интересно!.. А что будем делать, если земля всё-таки окажется круглой?
- Как что? Жить долго и счастливо. Так все делают, - пожал он плечами
- Ну, если все, тогда ладно.
И они улыбнулись друг другу. А после вместе расхохотались.
Они взяли велосипеды, но медленно пошли пешком.
- Хороший день, - сказала Марина.
Солнышко ярко светило, цветочки красовались на зелёной лужайке.
- Да, хороший, - согласился Миша и глубоко вдохнул этот июньский воздух. - Смотри, сейчас по закону жанра появится какой-нибудь всезнающий дедулечка и всё нам расскажет, - пообещал он. - Всю-всю историю поместья. И перипетию личной жизни его хозяев. И проблемы детей.
- И неприятности кухарки, - подсказала Марина.
- Да, про кухарку я забыл.
Они твёрдо решили допытать сегодня местных жителей и хоть что-то выяснить. Хотя и без того о поездке не пожалели бы…
- Здравствуйте, - пристал Миша к женщине, которая пришла напоить привязанную неподалёку корову. – Мы приехали, чтобы посмотреть старое поместье и узнать о нём побольше. Вы не знаете, кто бы мог нам об этом рассказать?
Но женщина не знала. Они могла только поведать им, что скоро в здании имения будет большой то ли развлекательный комплекс, то ли комплекс отдыха, что, в принципе, одно и то же. А так, в прошлом жила здесь богатая семья, которой, естественно, рослее революции пришлось туго. Но не то, чтобы чересчур, потому что они, по слухам, не иммигрировали, а остались жить где-то неподалеку.
- Возможно, их потомки живут в наших краях до сих пор? – обрадовалась Марина.
- Да, может, - пожала женщина плечами. Миша поблагодарил её.
- Закон жанра не сильно сработал, - усмехнулась Марина.
- Это потому, что нам нужен старичок, - напомнил Миша. – Трухлявенький такой. И который любит поговорить. Смотри, ещё кто-то идёт.
- Не подходит, это молодой парень. Хотя… в будущем он потенциальный старичок. Подойдём?
Мишка кивнул и теперь стал делиться своим вопросом с парнем практически своих лет, может, чуть старше…
Звали его Вадим.
- Много всяких слухов и сплетен ходило раньше о владельцах. Как, впрочем, обо всем людям, особенно небедных. А так, мне кажется, ничего особенного. Потомки? Кажется, потомков у них нет. Последней представительницей фамилии была женщина, она, насколько я помню,  бездетная. Но если… Вы историки, что ли? А, типа того! Тогда вам надо поговорить с моим дедом. Прадедом, если быть точным. Он, конечно, заговаривается иногда. Но он любит вспоминать о страстях времён своей молодости.
Газа Миши округлились и выпучились. Заметив недоумённость Вадима, Миша пояснил.
- Мы как раз говорили, что нам нужен какой-нибудь старенький трухлявенький сказочник…
Марина пхнула его кроссовкой в лодыжку, мол, ты думай, что говоришь!
Но Вадим улыбнулся.
- Да, мой дед как раз такой.
- А как его имя? – поинтересовалась Марина.
- К сожалению, не Устим и не Игнат. Он простой Саша. Так, ребята, вообще-то я на автобус шёл, но так уж и быть, поеду на следующем. Отведу вас к деду.
- Спасибо! – в один голос искренне вырвалось у Миши и Марины.
- Не за что! Надо же деду приятное сделать, он любит кому-то об этом рассказать, только слушать его здесь некому. Ещё недобрым словом меня вспомните, когда уши отпадать начнут! – Вадим рассмеялся.
Мише как раз позвонил брат.
- Никита, бегом сюда, сейчас с живой историей знакомиться пойдёшь! – сказал Миша.
Никита примчался через несколько секунд, потому что оказался неподалёку от поместья.
- Я здесь, - сообщил он. – Можем идти.
Вадим привёл их в свой дом и познакомил с дедом. Дед не выглядел таким уж старым. Он был вполне адекватен, как определил позже Миша. Дедушка Саша действительно был рад гостям, а тому, что гости интересуются историей поместья – вообще счастлив!!!
И он приступил к рассказу.
Жила в этом имении семья Штромовых. Не князья, не бароны, а просто помещики средней руки. Занимались сельским хозяйством, крестьян намерено не обижали. После революции молодые Штромовы эмигрировали (сын с женою, молодожёны), а их мать, в то время ещё молодая сорокапятилетняя женщина, так и не захотела расстаться с родной землёй. Она не побоялась остаться, решив, будь что будет, и понимая, что выжить, имея семью-эмигрантов, ей наверняка не судьба. Но ей повезло, очевидно, органы надзора в этом краю были не сильно жестоки… Женщина осталась в деревне, заняла малюсенькую землянку (она давно уже разрушена) и продолжала заниматься сельским хозяйством, только теперь своими руками. В силу природной доброты старалась помогать людям, чем могла, и не обижалась на презрительное отношение многих односельчан. Наверняка в душе было обидно, но она понимала, что народ просто напичкан идеологией…
Единственное, что ля неё было действительно болезненное – запятнанное имя благородной семьи. Благородной не достатком, а сердцем… Дед Саша ей верил и пытался вразумить негативно настроенных. Сейчас, конечно, время другое, никто не считает Штромовых врагами народа… но никто уже и не помнит о них!!!
- Так всё-таки наследники Штромовых продолжают жить за границей? – снова обрадовалась Марина.
- К сожалению, нет, - на глазах старика даже проступили слёзы. – Пришло письмо от их друзей, тоже эмигрантов. Они жили в одном и том же европейском городе… В общем, вся молодая семья погибла. Ужасная смерть – пожар…
Миша и Марина затихли. Действительно, ужасно…
- У меня есть это письмо, - старик отрешился от тягостных воспоминаний и продолжил говорить. - Незадолго до войны (мне тогда всего четверть века было, а ей уж точно за шестьдесят), она, очевидно, боясь умереть и не попытаться рассказать кому-то о своей семье, передала мне семейный письма… Даже чертежи поместья… Всё-таки сейчас оно побито революцией, войной и годами, но тогда оно было много красивее. Я ещё мальчуганом чувствовал её доброту и жалел, потому-то она и доверила это всё мне. Сказала, что если смогу хоть перед одним человеком отмыть честь её семьи – хорошо, нет – значит, не нужно себя винить. Меня так это задело, что вначале войны я положил все документы в металлический коробок и закопал в землю. В то время я уже был два года как женат и имел дитя малого… И рассказал я о шкатулке жене, да чтоб сыну всё пересказала, если меня не станет рано. Она у меня женщина умная и понимающая была, не боялась ничего и исполнить просьбу обещала. Не пережила старшая Штромова войны, Катерина её звали, забыл сказать… А я пережил. Вернулся и выкопал документы. Хранятся они с тех пор у меня дома, всё в той же коробке.
Ребята давно уже сидели затаив дыхание. Они как будто прикоснулись к чужим нелёгким судьбам…
А дедушка снова продолжал.
- Только теперь это никого не интересует. На месте старинного красивого поместья будет бильярд или казино, да и бумажки эти никому не нужны. Все обеспокоены только благосостоянием своей семьи. Не скажу, что это неправильно. Время сейчас тоже нелёгкое. Но вы ребята молодые… Я не просто доверяю людям, на долгую жизнь я научился разбираться в них. Я вижу, вы прониклись тем, что я рассказал. Если вы готовы взять на себя эту ответственность, я передам их вам. Моих внуков это не заботит. Опять же, если вы сумеете заинтересовать кого-то этими бумажками – хорошо. Если нет – не беда, они и так уже практически потеряны для общества.
Мишка не знал, что на это ответить. На сердце была длинная прочувствованная речь, но он просто выпалил:
- Да!
Придя после этого в себя, принялся объяснять.
- Не подумайте, что это просто сгоряча. Рассказанное вами действительно нас задело. Марина работает сейчас в музее, а так как Штромовы – это история нашего края, мы могли бы выставить часть документов там. Если нет, постараемся продвинуть что-то в наших институтах. Поверьте, сейчас достаточно молодых учёных, заинтересованных своим делом. Обещаю, что ваши старания не пропадут даром. Спасибо.
- Спасибо за то, что до сих пор сохранили бумаги. И память о тех событиях, - сказала Марина.
 -И за доверие, - добавил Миша.
А Никитка притих и просто сидел рядом.
- Среди этих бумаг есть труды Катерининого мужа по истории их фамилии. Она достаточно интересна. Простите, не припомню я сейчас много. Но вам будет интересно прочесть.
И старик пошёл в другую комнату за обещанным сокровищем.
- Несчастная женщина, - добавил он, обернувшись. - Ведь муж её тоже погиб. Но до революции ещё, до того времени, как сын справил совершеннолетие…
За время его отсутствия ребята не проронили ни слова.
Слово «шкатулка» было явным преуменьшением. Там действительно оказался целый ящик. Ещё бы, в нём оказались и письма, и чертежи, и фотографии, и труды мужа Катерины, и несколько книг. Ребята боялись повредить их и, естественно, не стали везти в рюкзаках. Думали либо сейчас везти эту драгоценность всем вместе на автобусе, а потом вернуться за велосипедами, либо отправиться на великах домой, а приехать за документами может Миша на автобусе и один. 
- Я бы не стала так сразу перекладывать всё это куда-либо из ящика, - покачала головой Марина. – А ящик сам по себе тяжёлый, ты его один никак не дотащишь.
- Я помогу, - вызвался Никита.
 -Не пойдёт. Я лучше отца попрошу. Ладно, меньше текста, больше дела. Пора возвращаться.
И сделали так, как задумали.
Миша позвонил отцу, объяснил ситуацию и попросил не задерживаться на работе, чтобы успеть на последний автобус. Тот обещал помочь.
И вот всех троих прорвало. Всю обратную дорогу домой они живо обсуждали всё, что им рассказал дед Саша, и поэтому показалось, что домой добрались очень быстро.
Как раз вернулся и отец. Оказалось, что ввиду важности груза он попросил своего двоюродного брата (соответственно, Мишиного и Никитиного дядю) съездить с ними на машине. Мишка был в восторге и очень благодарен. Никиту оставили дома. Марина тоже поехала домой, но Мишка, конечно же, обещал позвонить, когда они вернутся.
Дед Саша не ожидал их так быстро. Когда Миша с папой выносили из дома ящик, он снова прослезился и попросил, если будет возможность и если они не забудут старого деда, рассказать ему о судьбе документов. Миша горячо пообещал. 
Вернувшись домой, он созвонился с Мариной и сообщил, что бумаги доехали благополучно. Завтра после Марининой работы они договорились встретиться у Миши, чтобы потихоньку начать разбираться с ними.
Но, конечно, Миша не утерпел, открыл ящик и вытащил из него то, скажем, к чему потянулась рука. Это оказался дневник Екатерины. Он, к сожалению, был практически чист, заполнены лишь несколько страниц. Мгновение Мишка колебался, читать его ему или нет (всё-таки личный дневник), но решил, что можно, раз женщина сама передала его в чужие руки. В дневнике содержались мысли по поводу того, о чём рассказал им дед Саша – о незаслуженной клевете односельчан на их семью. Также здесь имелось замечание о том, что она их не винит и понимает. Конечно, несколько лет назад  Штромовы стояли как бы выше остальных, так кто же откажется пошпынять их после «падения»? Некому было заступиться за Катерину. Но она писала, что «нападки часто были довольно несерьёзны и детски». Например, все деревенские мужики, завидев её, называли «старой каргой» (и это в неполных 50 лет).
«Действительно, как дети», - усмехнулся Миша. И через секунду его веселье прошло.
Каргой…
Они называли её «старая карга».
Они лишили её дома, которым она дорожила.
И также дорожила добрым именем своей семьи. Воспоминаниями. Дом – это как раз главное свидетельство того, что эти воспоминания когда-то были реальностью, что они связаны с поломанными судьбами людей.
И очень скоро, благодаря развивающемуся прогрессу, один из последних очевидцев этих событий, то есть имени, перестроится и превратится в развлекательный комплекс.
Карга.
Мишку затрясло, и он задышал быстро- быстро.
Как это вообще возможно?
Возможно. Он не псих. Привидение являлось к нему несколько раз.
Всю ночь Миша не спал и думал. Что ж, они не дадут людям так просто забыть об этих событиях. У них есть достаточно письменных свидетельств, фотографий. Оставалось только надеяться, что дом не будет сильно переделан, в нём останется общий стиль и «дух» старого поместья. Хотя о каком духе здесь может идти речь, если со временем никто не вспомнит, что это здание имеет историческую ценность!
Ну вот, опять игра слов…. Дух. Если Карга – дух, который, как ни банально это звучит, восстал из могилы, чтобы попытаться защитить то, что было так дорого ему при жизни, или попросить о помощи, сможет ли она успокоиться после того, как Миша и Марина привлекут внимание людей к истории этой семьи? Наверное, да, ведь она на это надеялась, отдавая тогда ещё молодому Саше свои «богатства». Екатерина…
Почему Карга не рассказала ему всё напрямую? Наверное, призраки не обладают чёткими воспоминаниями о своей жизни. Может, ими движет какое-то беспокойство или одна-единственная мысль? Она говорила только о доме. «Плохо без дома… Плохо».
Она любила свою землю, потому и не хотела уезжать. Село её по-прежнему стоит, значит, дом – понятие буквальное. Дом – это поместье.
И мысль о том, что душа Екатерины не успокоится, если это поместье ей не вернуть, вполне здравая. Насколько только здравой может быть мысль, когда думаешь о призраке.
Мишка еле-еле дождался, когда же встанет солнышко, взял велосипед и опять помчал в деревню.
Недалеко от поместья он застал женщину, с которой разговаривал вчера. Она привязывала корову на том же месте.
- Извините, помните, мы разговаривали вчера… Вы не подскажете, кто купил старое поместье? Если не знаете точно то, хотя бы, по слухам!.. Это очень важно.
- Отчего же по слухам? Это все знают. Борис Евгеньич, наш местный олигарх. Он здесь же, в селе живёт. И дом его нетрудно найти. Большой, белый, красивый, покрасивее этого поместья. Поедешь прямо по улице, - она указала рукой, - потом свернёшь в узкий проулок, снова выедешь на широкую улицу и там увидишь.
- Спасибо Вам большое!
Найти дом не составило труда. На высоких воротах был домофон.
Мишка нажал на кнопку и, жутко волнуясь, ждал ответа.
- Да? – последовал ответ.
- Здравствуйте. Меня зовут Миша. Мне нужно поговорить с Борисом Евгеньевичем.
- По поводу?
- По поводу старого поместья.
По ту сторону переговорника замолчали.
- Ну, заходи, - дождался Миша.
Замок на двери клацнул.
Миша толкнул её и вошёл в довольно богатый двор.
- Я Борис Евгеньевич, - пожал ему руку мужчина лет 55 в строгом костюме и с внушающими размерами животом. Это рукопожатие обрадовало Мишу – значит, человек этот не зазнавшийся, возможно, им удастся найти общий язык. Только глаза не блистали умом… Мишка надеялся, что это впечатление окажется обманчивым.
Борис Евгеньевич не скрывал, что выкупает у властей поместье за бесценок, и, отремонтировав его и перестроив, откроет там развлекательный комплекс. Разве это плохо? Нет, хорошо!
- Но почему бы не построить новое, современное здание?
Так и не поняв, почему Мишка спрашивает, Борис Евгеньевич ответил, что зачем строить здание, если его можно купить?
- Я не думаю, что это будет быстрее, - настаивал Миша. – На реставрацию и переоборудование тоже уйдёт время. У меня есть предложение. Выслушайте меня всего 10 минут. Возможно, вы посчитает, что это выгодно для вас.
Борис Евгеньевич не удивлялся и не волновался, он просто сидел и слушал. А чего ему волноваться, когда рядом охрана? К тому же ему было интересно понять, зачем этот парень сюда пришёл.
И Мишка начал. Он объяснил, что поместье представляет собой историческую ценность. Что его можно взять под опеку бесплатно и, заботясь о его состоянии, получить льготы от государства и местных властей. Например, по уплате налогов с того же комплекса отдыха, который можно построить неподалёку, например, на берегу става. Кстати, очистив став и поддерживая его состояние тоже, можно получить дополнительные льготы. Комплекс отдыха, расположенный на водоёме, привлечёт ещё больше клиентов. Там можно устроить огромную кучу развлечений, организация которых стоит недорого, но они принесут неплохую прибыль владельцу. Например, прокат снаряжения для рыбалки, лодки, каноэ и каяки, много всего… Да и зимней рыбалкой можно привлечь. Разрекламировав поместье, вполне реально сделать его главной достопримечательностью области. Пригласить экскурсовода и организовывать экскурсии. Что, конечно, привлечёт ещё больше туристов. А если комплекс сделать не просто развлекательным, а туристическим? С полным набором гостиничных услуг, питанием, и теми же развлечениями, которые и так планировал устроить Борис Евгеньевич.
И он заинтересовался. Всё-таки человек он неглупый. Конечно, он не может быть глупым, раз нажил такое состояние.
Он сказал, что должен всё обдумать и проверить. Что такие решения просто так не принимаются. И нужно навести справки о налоговых льготах. Но дело может оказаться интересным.
- Я тоже так думаю, - подтвердил Миша. – К тому же смотрите.  Ресторанов, бильярдных, саун и всего прочего много в городе. Чтобы люди приехали сюда, им нужно предложить что-то, чего нет у других. А если вы всё-таки примете моё предложение, то у вас будет то, аналога чему люди не смогут найти в нашей области. И в соседних. Наведите справки. Мы с друзьями пытались что-то интересное найти для летнего отдыха, но результат нулевой. На ваш продукт будет спрос!
- Говоришь ты толково, - признал бизнесмен. – Я уже сказал, что это достаточно интересно и я должен всё проверить. Остаётся главный вопрос.
- Какой?
- Ты, я так понимаю, хочешь долю в бизнесе?
- Я хочу сохранить поместье, - честно признался Миша. И выдержал проверяющий взгляд Бориса Евгеньевича.
- И у меня есть чертежи и планы поместья, по которым его можно восстановить. Можно подготовить проект…
- И ты хотел бы этим заняться?
-Не было такой цели… Но я смог бы.
- Ладно, посмотрим. Оставь свои координаты. И я дам тебе свой телефон. Вдруг ещё идеи будут, - и он усмехнулся. Миша не понял, что именно означала эта усмешка, но решил не придираться к мелочам. Главное, что надежда теперь точно есть.
И Мишка уехал. Он помчался сразу в музей, чтобы рассказать об этом Марине.
Она  была рада его видеть.
- Привет! Что, не можешь дождаться? – спросила она.
- Ага! Но я не бездельничал сегодня.
- Конечно, уже половину материала наверняка перечитал!
- Нет, всего один дневник.
- Что-то особенное?
- Нет, но из него ясно, как дорожили люди своим домом. И я решил… - он рассказал Марине о Борисе Евгеньевиче.
Она была в восторге. Но сначала не поверила.
- Правда, что ли? И ты уверен, что он серьёзно принял это во внимание?
- Не уверен, - признался Миша. – Потому что всякое может быть. Но мне кажется, что да.
- Что же… Я тобой горжусь. Правда.
- Спасибо. Ты же мне поможешь со всеми этими историческими бумажками разобраться?
- Помогу? Я могу и без тебя со всем разобраться!
- Так нечестно, мне же тоже интересно!!!
И они стали разбираться. Изучали историю семьи, которая оказалось очень интересной. И даже временами захватывающей. Систематизировали записи, фотографии. В городском музее этим заинтересовались, и это стало Марининой официальной работой.
Таким образом, Миша и Марина много времени проводили вместе. Думаю, всем уже ясно, что их это отнюдь не напрягало…
И вот ещё одна огромная радость. Борис Евгеньевич всё посчитал и согласился.
И взял на работу Мишу. Конечно, это ответственная работа, но парень был уверен, что справится.
- Хорошо всё-таки, что ты решила проходить практику в нашем музее, - сказал однажды Миша.  –Это даже не хорошо, а замечательно! Как бы мы встретились в другом случае?
- И как бы ты узнал про поместье в другом случае?.. Да, замечательно. Только не я решила проходить здесь практику. Я собиралась в Крым, но не поладила с руководителем, и меня сослали в родной город.
- То есть полное совпадение? И то, что ты оказалась здесь, и что у Никиты заметили шпаргалку и он попросил о помощи меня…
- Да! И, кстати, о совпадениях. Я читала дневник, но не нашла там ничего особенного  про поместье. Но ты говорил, что решил бороться за него именно после прочтения дневника… Почему?
Миша не знал, что ответить. Он никогда не собирался Марине врать, но сказать правду – безумие!
- Миш… Что ты молчишь? Что-то случилось?
- А? Нет, просто пытаюсь вспомнить. Наверное, я читал не только дневник. Наверное, что-то ещё…
- У тебя голос не такой… Да что случилось?
Мишка представил, как Марина покрутит пальцем у виска, если он попытается признаться, и ему стало не по себе.
- Миш, я не так давно с тобой знакома, но, кажется, неплохо знаю тебя. И не верю, что может быть что-то такое, что может поменять моё мнение о тебе.
Миша произнёс только одно слово:
- Может.
- Да? Тогда скажи, и мы увидим.
- Не уверен, что тебе надо это слушать. Но раз я сказал «А»… В общем… В то утро, когда мы познакомились, я видел привидение…
И он рассказал всё, спокойно и по порядку. Его признание многое могло изменить в худшую сторону, но всегда лучше сказать правду и ждать честного ответа.
- Наверное, это ужасно глупый вопрос, но пойми, мне необходимо переспросить. Ты не шутишь?
- Нет, Марин. Пожалуйста, поверь, я не сумасшедший. Представь, если бы оно пришло к тебе, что бы ты сделала? Рассказала бы кому-нибудь? Или не поверила бы своим глазам?
- Не знаю… Но своим глазам бы я поверила. Мишенька… Я верю тебе. Не думаю, что ты стал бы такое сочинять. И терять я тебя точно не хочу.
- Ты не боишься со мной?
- Нет, чего? Привидения?
- Карга не приходит больше, - усмехнулся Миша. – Не сказать, что я хочу её видеть, но одно время даже заскучал… Мариночка, спасибо тебе, что не отказываешься от меня сразу!
- Не только сразу, но и потом тоже не откажусь! Даже не надейся.
И вот теперь Мишка абсолютно счастлив! Теперь он не боится мистики. Он знает, что это не всегда плохо.
Каргу он больше не видел, но она сделала ему огромный подарок. Ведь теперь у него есть  интересное дело и… Марина. И вера в чудеса!


Рецензии