Призраки МХАТ Е. Писарев

РЕЦЕНЗИЯ

Спектакль «ПРИЗРАКИ»
Театр «МХАТ» А.П. Чехова 
Премьера 28.09.10
Режиссер  Евгений Писарев
Свето-художник  Дамир Исмагилов

Премьера спектакля «Призраки» по пьесе Эдуардо Де Филиппо в театре МХАТ, была представлена режиссером постановщиком Евгением Писаревым. До того, как стать помощником худрука МХТ, Евгений Писарев прославился постановками кассовых комедий: в Театре имени Пушкина не первый год идут с аншлагом его "Одолжите тенора", а в МХТ — "Примадонны". Еще раньше Писарев был ассистентом англичанина Деклана Доннеллана во всех его русских проектах. Однако от европейского театра он перенял вкус и изобретательность, с которой там ставят мюзиклы. Писарев, так любит дарить нам феерии на сцене, как например огромный красный автобус в спектакле «Пиквикский клуб», или декорации в сцене морских жителей в сказке «Конек Горбунок» и в этот раз мы ждали ярких, грандиозных декораций. Но, похоже, осеннее лиричное настроение молодой режиссер решил открыть для нас, абсолютно новым в плане визуализации действом. Как именно сегодняшним взглядом посмотреть на проблемы, поставленные автором, в этой пьесе - юмор парадокса, наивного предположения, узнавания, аллюзии.
Театр МХАТ расположил своей  исторической одухотворенностью, приятно было заметить, персонал в зале был одет в униформу из такой же ткани, как и занавес на сцене. Как только чайка махнула своим белым крылом, и занавес распахнулся, перед нами явилась обычная белая сцена коробка, где с потолка свисали закрепленные на жгутах балконы, выполненные из кованого железа. Что, сразу определило век и предлагаемые события спектакля «Призраки», когда зазвучала устрашающая музыка и стали слышаться какие-то голоса, вдруг показались тени, вырастающие  из ямы. И с каждым биением сердца мы предвкушали встречу с непознанным, но тут появляется миловидный привратник Раффаэле  (Семчев А.Л.), пухленький как плюшевый мишка. По пьесе привратник является воплощением черной души, хотя по виду не скажешь, на протяжении всего спектакля он пытается обмануть Паскуале Лояконо  (И.А.Хрипунов), каждый раз придумывает истории про призраков, крадущих продукты и вещи.
Привратник Раффаэле рассказывает новому постояльцу Паскуале Лояконо  (И.А.Хрипунов), трогательно влюблённому в свою молодую жену, страшную историю этого дома с призраками. После целого ряда неудач, Паскуале удается снять практически даром огромный старинный дом, за которым закрепилась дурная слава. Раффаэле объясняет, как нужно вести себя с призраками и не показывать виду соседям, что в доме обитает нечистая. По преданию, в особняке произошло убийство из ревности, после чего призраки бродят по нему толпами. И по замыслу владельцев Паскуале должен развеять сомнения окружающих соседей, чтобы в дальнейшем сдавать его как пансион. По утрам ему предстоит выходить на каждый из 68 балконов, громко смеяться, петь и главное, демонстрировать соседям, что у него все идет просто отлично. Что никакие другие, иные и чужие не посещали его в предрассветных сумерках. Жизнь прекрасна.
В свою очередь Паскуале, просит привратника не рассказывать его жене о бестелесных обитателях дома.
С приходом супруги Паскуале Марии (А.В. Городенцева), атмосфера на сцене окутала нас приятным фиолетовым фоном вокруг теплой желтой гостиной, в этом сочетании цветов, жена Мария  (А.В. Городенцева) с отрешенным взглядом, виделась потерянной. И вдруг,  выросший как свежий гриб после летнего дождя молодой человек, в белом костюме, в ритме танго уносит Марию, в пучину страсти. Это ее любовник Альфредо (В.М. Егоров) дождался пока Мария останется одна, чтобы предстать перед ней в полном обличии джентльмена. Причем джентльмена в иллюзии итальянского танго, своего рода мачо. Как уверенно и свободно Альфредо покоряет одним своим присутствием Марию.  Альфредо ( В.М. Егоров) представляет мятущуюся душу, с Марией всегда спокоен и уверен в себе, но когда он встречается с женой и детьми, не может сдержать своих эмоций, и становится на наших глазах нервным, истощенным мужем с бесконечно бегающими  глазами.
Каждая новая сцена ошеломляет своей изобретательностью свет и цвет, созданные Дамиром Исмагиловым, завораживают  глубиной происходящего, порой кажется можно потрогать стену и она будет мягкая как вельвет, а на пример в сцене прихода жены Альфредо, Армиды (О.А. Васильева)  мы вообще оказываемся в холодном оттенке красно-синего туманного чистилища.
О появлении Армиды нужно рассказать в подробностях, на мой взгляд, это самая яркая сцена спектакля. В очередной раз Паскуале прогуливался по балконам, дурманящий могильный звук привлек его внимание, из под, сцены как из чистилища медленно поднималась, будто на лифте семейка приведений, во главе с Армидой. Армида, пышногрудая дама сильно затянутая корсетом с огненно-рыжими волосами, казалось, языки пламени низвергаются из ее головы, ворвалась с ревом разъяренной тигрицы.  Темпераменту актрисы нужно отдать должное, так страстно сыграть  итальянку, доминанту  семьи под силу только итальянке душой и телом. Горькими рыданьями обрушивается Армида на испугавшегося и забившегося в угол Паскуале, рассказ о том, что муж хочет бросить ее одну, с детьми и старыми родителями проходит под несуразные вокальные данные  Армиды, которая, оказывается по словам ее мужа любит, но совершенно не умеет петь. Ее дети одетые в морские костюмчики ассоциируются с приведениями из мультфильма «Труп невесты» Тима Бертона и сама атмосфера этой сцены, с водевильными выступлениями всей семейки, похоже, нашептана Бертоновской темой. Но приятная и зажигательная атмосфера передавалась зрителю, каждый сочувствовал Армиде. Должное хотелось бы отдать матери Армиды, бабушке Мадалене, (Н. Трихлеб) актриса театра оперы «Летучая мышь» создала шикарный вокал, сопровождающийся на протяжении всей мизансцены итальянской семейки. 
Удивила смена декораций в первом акте, когда вокруг темным темно и снизу подсвечена одна стена, прямо как будто мы смотрим черно-белый фильм, а на сцене меняют  столы и стулья. Теперь все стало понятно, Евгений Писарев не отказался от привычных нам феерий, он просто пригласил Дамира Исмагилова и совершил с его помощью, очень стильную  постановку. Возможно, с возрастом и опытом видение обыденного, меняется и нам уже не нужно загромождать сцену, можно просто нарисовать. Нарисовать цветом и светом.
В конце второго акта Паскуале, в расстроенных чувствах говорит жене: «Мы потеряли наш ключ, Мари». Момент наибольшего напряжения сил,  в данной сцене спектакля и является ее кульминацией, решающим, переломным моментом во взаимоотношениях с которого начинается переход к развязке.
Некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему и решающим образом выявляет характер героя Паскуале, которого после череды жизненных неудач, покидает последняя надежда на единственный способ заработать деньги, организовать пансион, но и тут ему не везет. Периодические подбрасывания денег от призрака, которые каждый раз Паскуале находил в кармане ночной рубашки, иссякли. Это Альфредо прикинувшись призраком, решил таким образом обличить в глазах Марии, ее супруга, который по его словам только и думает, что о деньгах. Альфредо все идеально придумал, Мария убедившись в действительности происходящего, должна была сама кинуться в его объятья. Но, Альфредо просчитался в самом себе, когда Паскуале  не знает, что же ему дальше делать и в горе, приняв Альфредо за привидение, рассказывает ему свою беду, наш дивный мачо совершает достойный поступок и оставляет деньги, отложенные на побег с Марией в карман ночной рубашки Паскуале. Провозглашая, что чары с него как с привидения сняты, и он больше никогда не вернется.
После того, как режиссер Евгений Писарев  путем продолжительной работы воображения достиг того, что пьеса  «Призраки» является полноценной, на какой бы части ее мы не остановили свое внимание, каждая из основных частей целого имеет свой определенный характер. В каждой мизансцене преобладают присущие ей силы и окраски почерка Писарева. Взгляд режиссера отражается  как волны, которые, то поднимаются, то падают. Напряжение сцен в спектакле становится то сильнее, то слабее. Сцена, выражающая переход, превращение начала в конец, сцена, где были слышны одновременно и замирающая мелодия начала, и зарождающаяся мелодия конца. Привратник Раффаэле (Семчев А.Л.),  меняет свое восприятие окружающего мира, он произносит монолог, в котором его душа очищается. И вот оно волшебное воспитательное кредо театра, мы видим, как меняется Раффаэло, что Альфредо вовсе не расчетливый  эгоист, а Паскуале готов отдать все, чтобы больше не терять ключи от Мари. Мы видим сцены, где все силы и окраски конца сливаются в торжественном заключительном аккорде, земной, материальный мир исчез. Его сменил новый мир, исполненный духовных ценностей, проникнутый возвышенной атмосферой. Призрачный страх потерь, преследовавший главного героя Паскуале, превратилось в нем самом в очищающую силу. Теперь он видит внутреннюю сущность, которую не мог видеть раньше.
Спектакль по оформлению сложный и легкий одновременно, потому что перед режиссером было поставлено много задач по изменению пространства. Единая декорационная установка, коробка с балконами: и только, меняется свет, это перманентно меняющаяся среда с ее пространством, ее размерами. В некоторых картинах были задействованы специальные дополнительные многофункциональные приборы, которые создавали определенную среду и определенные световые эффекты, так называемые интеллектуальные приборы, которые включались, когда обычным светом какие-то смысловые задачи решить было невозможно. Весь спектакль «Призраки» основан на работе не только артистов, режиссера, но заметно прослеживается работа свето-художника. С его световыми эффектами, которые сейчас широко применяют в шоу-бизнесе.
Героям комедии «Призраки», попавшим в весьма причудливые обстоятельства, пришлось по-новому посмотреть не только на своих близких, но и на самих себя. Это спектакль Евгения Писарева о том, как становятся призрачными сами человеческие отношения, когда между близкими людьми просачивается ложь и настоящая любовь разрушается под грузом недоговоренностей и компромиссов.



Рахимжанова Н.А.


Рецензии
Ах...

И - как там, интересно, сейчас на подмостках... истинных ценителей прекрасного...

На фоне ужасных декораций происходящего на Донбассе...

Когда уже мир, потерявший духовную ориентацию в пространстве жизни, встанет с головы на ножки...

Кенотрон Загадочный   19.07.2015 08:02     Заявить о нарушении