Он создавал миры...

На колченогом старом табурете,
пыхтя дешевой сигаретой
сидел, седой как лунь, мечтатель
пуская сизые колечки,
он... абстрагировал себя
от серой суеты, отгородившись мыслью
в фантазиях своих, он создавал миры
разнообразные... и непохожие на Землю

там место не было для изощрённой лжи
поскольку в тех мирах отсутствовали люди
а вместе с ними не было предательств
гордыни , зависти и прочих.............
..............  из основных семи грехов!
здесь нет причин... стыдится или славить
заложенных природой или Богом .........
животных.... низменных инстинктов,
что так присущи, большинству из нас.

Он рисовал свой мир, в котором
огромные безлюдные пространства
и многомерная четырёхгранность
а фактор времени,
имеет свой удельный вес

вот почему,обычным людям он невидим
смещённый, спрятанный за параллелью ,
структурно не понятен он - трехмерным,
его, в трёх плоскостях не уместить

давным - давно., иконописцы знали
секрет смещения в четвёртом направленьи
могли нарисовать на плоскости, объём

буквально совмещая ;
реальный мир с мистической душой
границу проводя,
выкрашивали разным цветом,
суетный и нетленные миры
чтобы их области...
увидели  одновременно... сразу
не представимое...
перед глазами... представало
и люди видели объём,
что раньше недоступен был., воображенью!

на колченогом старом табурете,
пыхтя дешевой сигаретой
Сидел, седой как лунь, мечтатель
Пуская сизые колечки,
он... абстрагировал себя
От серой суеты, отгородившись мыслью
В фантазиях своих он создавал миры
Разнообразные... и непохожие на Землю

*******************************************

    Эти общие рассуждения можно проиллюстрировать, обратившись к новгородской иконе "Успение", приписываемой Феофану Греку или, во всяком случае, написанной под его сильным влиянием. Перед мастерами, писавшими иконы "Успение", возникла именно та задача, которая обсуждалась выше. Согласно церковному преданию, Богоматерь скончалась, окруженная скорбящими апостолами, а ее душа (изображаемая в виде младенца) была взята на небо явившимся для этого Христом. Важно при этом подчеркнуть, что эти два события - кончина Марии в окружении апостолов, стоящих около ее ложа, и взятие души Христом - происходили одновременно, в одном пространстве, но первое - в реальном плане, а второе - в мистическом.

Обе эти области можно, как уже говорилось, показать одновременно, если разделить их границей и дать им различные цвета. На новгородской иконе такой границей является линия, отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, в котором находится Христос. Реальному пространству принадлежат ложе Марии, апостолы, святители и архитектурный фон, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, где-то между его средним и дальним планом. Художник всячески подчеркивает, что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие - взятие души Марии. Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, и никто не смотрит на Христа, хотя совершенно очевидно, что его появление среди учеников потрясло бы их.

                Академик Б. В. Раушенбах, из книги "Пристрастие".


Рецензии