Японский геометризм

        Давно прочитал. Не вылетает этот образ из души:

                Погостила и ушла
                Светлая луна... Остался
                Стол о четырех углах.

                /Басё, 17 век. Памяти поэта Тодзюна/

       Художник, когда-то погружённый в живопись Сезанна, Пикассо, Малевича, Кандинского и других, не может не увидеть геометризма этого хокку. И контраст между "светлой" - полной, круглой луной и четырьмя углами стола совершенно живописно-графический.
       Круглое и угловатое, светлое и тёмное, холодное /синее/ и горячее /красное/, шершавое и гладкое, и многое другое - это всё элементы живописи, не только современной.
       Погостил поэт и уехал. Осталась боль разлуки, как от укола угловатого в круглое или острого в шарообразное.
       Знаток может вспомнить старинные дзэн-буддистские рисунки тушью и кистью. Не только многим известный круг, но и квадрат и треугольник. Этакий супрематизм азиатский. Некоторые фотографии Шинзо Маеда, не чисто пейзажные, а с включённой деревенской архитектурой, тоже хорошо передают смысл сказанного мною.
       Вглядывание, вчитывание, вдумывание, вслушивание - какими благами мы владеем! А убийства происходят по всей Земле, каждый Божий день...

                01.10.2010г. Висбаден.


Рецензии
В свое время открывал в хокку Басё глубины. Нужно особое состояние, чтобы уловить в этих трех строчках нечто великое и необъяснимое. Когда-то такие состояния были часты. И даже сам хокку писал. Потом понимание померкло, и лишь изредка возвращаются те прежние состояния прозрения и ясности.

Дмитрий Саночкин   24.09.2016 01:05     Заявить о нарушении
Прогоните "понимание", поместитесь в ощущение и, м.б., прозрение и ясность вернутся! А это - просветление.

Вадим Филимонов   24.09.2016 02:29   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ и подсказку!

Дмитрий Саночкин   25.09.2016 05:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.