Модернизм

Если в основе реалистического искусства лежал принцип точного отражения действительности, то побудительным импульсом к развитию модернизма явилось стремление постигнуть самую суть этой действительности и то, как она воспринимается человеком. Раньше и ярче всего эта тенденция проявилась в живописи, музыке и поэзии.

Еще в 70-х гг. XIX века несколько молодых французских художников заявили, что задачей живописца должно стать не создание образов живых существ, пейзажей или предметов, а впечатлений от изображаемого (от французского слова «impression» (впечатление) и родилось само название этого направления). На новую технику живописи импрессионистов навела игра света на воде. Из наблюдаемого  ими разложения и соединения красок на дрожащей поверхности воды родилась идея класть на полотно одну краску к другой, не смешивая их предварительно на палитре. На полотне пятнышки этих красок, соответственно расположенные, должны были вызывать у зрителя впечатление вибрации, скрадывающей всякую четкость контуров изображаемых предметов. При этом утрачивалась графичность рисунка, зато большую важность приобретали  цветовые пятна, размытые, с неясными очертаниями и неизбежной в таком случае зыбкостью. Образ уже не фиксировался на холсте, но создавался вибрацией красок, их смешением и взаимопроникновением. Таким образом, импрессионисты возвратили ощущениям их непосредственность. Изначально они как будто претендовали на то, что смогут изобразить действительность наиболее адекватно, то есть хотели быть «реалистичнее» самих реалистов. Вскоре стало ясно, что эта цель неосуществима. Но зато импрессионисты смогли показать, что мир – это не бытие, но становление. Образ природы они превратили в процесс возникновения и минования. Все это дало урок нового видения действительности. Импрессионизм был гигантским шагом из объятий бездушного натурализма. Следующим шагом стало тяготеющее к символизму творчество постимпрессионистов, прежде всего Сезанна и Гогена. После них за художником было признано право на деформацию природы – живопись освободилась от обязанности точно ее имитировать.

Вне зависимости от художников-импрессионистов, совершенно сходные  с ними цели начали ставить композиторы. Так в 1887 г. один из основоположников музыкального импрессионизма Дебюсси писал по поводу сюиты «Весна», над которой он тогда работал: «Я задался целью написать произведение особого характера, которое представляло бы  как можно больше впечатлений. Называется оно "Весна", но это не весна в описательном смысле, а весна с точки зрения человеческой. Я хотел бы выразить медленное и болезненное возникновение существ и явлений в природе, их рвущееся вперед развитие, кончающееся взрывом радости, которая рождается из чувства возрожденных сил, способных к новой жизни…»

Как литературное явление импрессионизм возник под влиянием импрессионизма в живописи. В поэзии новое мироощущение утвердило язык намеков, полутонов, зыбких настроений, неясных очертаний. Поэты старались создать  единую поэтическую мелодию, передающую сиюминутное эмоциональное состояние, мимолетное настроение, более или менее  устойчивый мотив переживания или хотя бы  «ноту» в этом мотиве. Стихотворение в модернизме уже не просто зарисовка картин природы или городских сцен; главное в нем – настроение, переживаемое человеком, эмоциональное впечатление оттого, что он слышит и видит. Поэзия стремится выйти из круга обыденной, «земной» жизни, шагнуть за пределы реальности и приобщиться к тайнам бытия.  Таким образом, в ней властно утверждается символизм. Доктрина символизма  предполагала  все видимое, все сущее  тайными знаками и шифрами вечных, вневременных идей. Искусство же в понимании символистов, было как бы инструментом интуитивного постижения этих идей сквозь внешние покровы.

В модернистском романе происходит существенное усиление субъективного начала, так что роман начинает отражать не мир сам по себе (как это было у реалистов), а мир в сознании рассказчика. Все внимание в нем, подчас,  сосредоточено на душевной жизни одного персонажа. Смещение акцента привело к созданию совершенно новой технике письма, для которой характерны внутренний монолог, поток сознания,  причудливая игра ассоциаций и т.п.

Архитекторы модерна, широко используя  новые возможности строительной техники, отказываются от традиционной фасадности зданий, придавая им свободную, прихотливую конфигурацию и особенно изощряясь в области декора. В убранство жилищ и общественных зданий включаются панно, витражи, декоративная скульптура, керамика, ткани – все выдержанное в едином стилевом ключе. Художники модерна возродили и применили к делу многие забытые  отрасли техники и художественного труда, как, например, мозаику, расписное стекло, инкрустацию.

Модернизм никогда не был однородным, он включал в себя множество течений, по разному интерпретирующих присущие этому направлению черты.  Одним  из значительных течений  начала ХХ века, наряду с символизмом  являлся экспрессионизм. Он был пронизан ощущением  катастрофичности и  хаотичности мира, жестокости социальных катаклизмов, трагизма человеческой жизни. Экспрессионизм отличали изломанность форм и очертаний, резкое сгущение красок, предпочтение черно-белой тональности, гротескность, напряженность, «взвинченный» тон и стилистика контрастов.

На грани веков обозначают себя множество других авангардистских школ и течений: футуризм, имажизм (имажинизм), сюрреализм, дадаизм, кубизм и т.п.  Общим для всех них был подчеркнутый вызов традициям, установка на радикальное обновление и эксперимент, полный разрыв  с классическим искусством. Особенно ярко проявились эти тенденции в живописи. Так, например, в кубизме композиция распадается на фрагменты, которые, хотя и связаны с реальностью, но не прямо, а ассоциативно. Живопись становится здесь своеобразным  сочетанием образов, а не представлением предмета.  Зарождение этого направления оказалось равнозначным «коперниковскому перевороту» в живописи. Как только было признано, что пластическое воображение имеет в своем распоряжении не неподвижную перспективу (что влечет за собой необходимость  объективно согласовывать наблюдаемые в реальности образы), но свободное сочетание любых видимых элементов, сразу же открылся  простор для такой художественной активности, которая имела мало общего с пластическим искусством прошлого.  Другим весьма плодотворным течением оказался сюрреализм (буквально «сверхреализм»), возникший сначала в литературе. Сюрреалисты, находившиеся под влиянием молодой психоаналитической теория Фрейда, призывали к созданию произведений, продиктованных бессознательным слоем мышления, передающим свои импульсы через сны, автоматические записи и другие процессы, способные освободить нас от тирании рациональности.

К середине ХХ века творческая сила, присущая модернизму, иссякает. Направление это изживает себя и обретает новые черты, которые характеризуют как постмодернистские. Важнейшей чертой постмодернизма считают плюрализм, то есть сознательный отказ от каких бы то ни было ограничивающих установок. Отсюда идет присущий этому направлению широкий эклектизм (например, в архитектуре это смелое и сознательное смешение разных стилей и направлений; в литературе – постоянное использование чужих слов, идей и образов; в музыке - апелляция к классическим произведениям прежних эпох).

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Здравствуйте. Константин.очень понравились Ваши очерки по культуре, понравилось то, что Вы совершенно справедливо видите начАла в созидательном. Я имею в виду начала стилей. Удачи!

Елена Татаринцева   05.11.2010 01:52     Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо, Елена.

Константин Рыжов   06.11.2010 21:53   Заявить о нарушении