США - Гость по объявлению

Чего я только не насмотрелся за годы зарубежной работы…

За границами мотаются сегодня тысячи нас. Как в подземке Московского метро. Но в большинстве своем это организованные группы с встречами-проводами, проживанием-питанием, отдыхом-приключениями. Другое дело – лететь на чужбину заниматься делами, когда никто не возьмет за руку, не отведет куда надо, не поможет, не даст и цента!

Чего, например, только не предусматриваешь, открывая за границей компанию! Взять меня - я десятки открыл их там уже для клиентов своих! И вот новая компания. Вроде все знаешь уже, все сделал, все выстроил, все отладил! Ан, нет! Обязательно закавыка какая-то появляется, о которой и не думал! Или курьез какой-то! Хорошо, если хорошо заканчивается все...
 
Проблемой за рубежом может обернуться что-то самое элементарное! Мы ведь всюду чужие, а потому многих интересуем. И потому должны быть готовыми ко всему, страховаться от всего и вся... хотя бы в уме...

Открыв свой офис в Сиэтле, я как-то дал объявление в газету, что подыскиваю секретаря - и тут же в дверь постучали…

На пороге стоял респектабельный тип в дорогом костюме.

- Ищете секретаря, сэр? – спросил он через порог.

Я пригласил его в офис, поздоровался и подтвердил, что действительно ищу еще одного секретаря, так как работавшая у меня американка Элоиз была загружена работой и не могла помогать мне в ряде дел.

Он с удовлетворением выслушал это и произнес.

- Хочу сделать Вам предложение, сэр… - и посмотрел в сторону моего кабинета. - Не могли б побеседовать?

Признаюсь, я не понял, причем тут он. Любой умный должен был догадаться, читая объявление моя, что я ищу не солидного как он, мэна, а молодых девушку или парня, но опыт работы за границей приучил уже не делать ничего резкого, а спокойно оценить все и только потом принимать решения…

- Проходите… - пригласил я его в кабинет.

Мы прошли ко мне и сели за стол совещаний.

- Слушаю, - я достал визитку и передал ему.

Он пробежал ее глазами.

Я ожидал его визитку. Но он не дал ее, что было необычным для Штатов… Это в России на каждом шагу в 90-х можно было услышать: «Визитки печатаются" и это проходило. А в США - не дав визитку, не вручив резюме, не положив на стол бизнес-план - ты сразу становишься «никем» для того, к кому пришел по вопросам бизнеса… Да что это?! Взять сами визитки! Американская - чиста: на ней может быть или информации о тебе и твоей фирме да  фирменная эмблема. В то время как у наших бизнесменов каждая вторая визитка - золотая или серебряная. Солидно чтобы было!  На худой конец - белая, но при условии, что золотом, серебром вытеснен текст! А сколько визиток украшено жуткими эмблемами! На скольких красовуются нелепые фото краснощеких владельцев! Одним словом, «азиатщина»... Нет золота – в одежде, в украшениях, на визитках – никто ты! А в Штатах не так все! Никакого кича! Потому что кич покажет тебя как чужака!

Итак, гость не дал мне визитку... Чем удивил…

- Слушаю Вас! - обратился я к нему, рассматривавшему кабинет.

Он перевел взгляд на меня и заговорил... по-русски…

- Я по поводу себя. Ищу работу. Хорошо знаю ваш язык. Имею опыт. Мне можно поручить любую работу, любое дело... Увидел Ваше объявление о секретаре... Хотел бы услышать о той работе, которую надо будет выполнять…

Сказать, что он удивил меня - ничего не сказать! Он меня не удивил… Ошарашил... Жизнь играла со мной в шахматы... И ею был сделан какой-то ход... Который надо было понять… То, что он неспроста оказался тут и ему плевать на секретарскую работу, я видел. Какое секретарство за полторы тысячи долларов, когда на нем был костюм, стоивший не менее трех тысяч?! Плюс шикарный бордовый галстук сотен за пять! 

Я улыбнулся.

– А можно увидеть Ваше резюме, сэр, чтобы понять, есть ли смысл терять время на разговоры? - работодателем был я, а потому мог диктовать условия, что и помогало выиграть время на осмысливание ситуации.

Гость  достал из своей папки лист, подал мне. Я взял его. Бумага была добротной. Пробежал текст глазами и... если б мог, то присвистнул бы... Пришелец окончил юридический факультет Стенфодского университета. Работал в Госдепе США, по-нашему – в МИДе. Потом - третьим и вторым секретарем американских посольств в Германии, Индии. Затем вновь - в Госдепе…

Чем это я потревожил ЦРУ?

И вообще…

Что это вообще значило?!

Я отложил лист и, подчеркивая свое удивление, засмеялся.

- Сэр, Вы умный человек! Прочтите свое резюме! Какое секретарство?! Мне нужна какая-то неопытная еще особа на «пар-тайм», т.е. на семьсот пятьдесят долларов, не более, - идея сказать о неполном рабочем дне пришла экспромтом. – А у Вас – Стэнфорд! Факультет юриспруденции! Я должен платить Вам не меньше пяти тысяч в месяц по американским стандартам! А у меня таких денег нет… - и, плюнув на корректность, заключил. – За такую зарплату Вы не сможете одеваться в такие костюмы…

Он с улыбкой отвел мои доводы.

- Это не принципиально для меня. Я обеспечен, как Вы понимаете. Но сейчас "простаиваю". А тут такая возможность! И поработать... И подтянуть русский свой…

Это был перебор… «Ла-ла-ла», так сказать...

Американец с его опытом за центы работать не будет!

Не продумал, господин, не подготовился!

Мы посмотрели друг на друга…

Не понимая, что происходит, я чувствовал, что игру надо принимать и сделать все так, как если бы действительно был заинтересован в нем... Ну, дурак я... Тупой, может быть... В конце-концов, ничем не рискую... Сошлюсь потом, что претендентов много было, и я выбрал другого…

Я улыбнулся, как ни в чем ни бывало.

- Ну, если Вас не беспокоит заработок, Вы устраиваете нас. По крайней мере, пока. Я хочу увидеть и других кандидатов…

Он кивком подтвердил, что принимает это.

Его взгляд блуждал по стеллажам огромного – во всю стена – шкафа, на которых я выставил десятки черных папок с наклеенными на корешки названиями штатов, министерств, отраслей бизнеса… Эти папки были заготовлены на будущее, но мы никак не могли еще заполнить их накопившимися в в загашниках документами... 

Ясно... «Участковый» из ЦРУ интересующийся, чем я тут, маленький, на его территории занимаюсь... Ну что ж, изобразим…

- Мне нужен помощник, - продолжил я, - который бы знал английский и русский и помогал мне следить за вашими законами, вашим рынком, искать на нем клиентов, проекты, вести переговоры и переписку... Основной секретарь занят офисной работой. Случись мне выехать за пределы штата, например, и офис встанет, если у Элоиз не будет резервного секретаря. Мне в поездках нужен переводчик…

Он удивленно посмотрел на меня.

- Вы не знаете языка?

Я улыбнулся…   

- Знаю, но не так, как нужно! Юрист должен вырасти с языком, чтобы понимать его во всех тонкостях, фехтовать им! Если латинское выражение - "Elegantia juris" или "Юридическая тонкость", если помните. У нас, русских, например, перенос запятой внутри предложения может привести как к помилованию, так и к казни осужденного...

Он застыл, переваривая мою информацию…

- Так что особо ваш язык не учу. Все равно до тонкостей не выучу! - продолжал я гнуть свое. - Я же – специалист. Мое дело – понять все, осмыслить, принять решения, исходя из своего опыта! Юридически выверенные решения! А следить за рынком, законами вашими должен тот, кто вырос тут, в отличие от меня. Пои помощники. Секретари. Мне это не интересно. Вот... Вы же, американцы, не испытываете дискомфорта, работая в других странах, не кидаетесь изучать в них все и вся языки... и справляетесь с миром…

Что ж ему от меня надо?!

Теперь уже он, ошарашенный ответом, развел руками.

- Но мы говорим по-английски, и нас все понимают…

Вот...

Подставился, маленький...

Внутри потеплело...

- А я говорю по-русски! И меня тоже все понимают!

Он скривился.

- То есть?

Улыбка не покидала моего лица.

- Я же приехал сюда не Америкой заниматься! Приехал помогать американцам вести бизнес в России! А для этого мне нужен русский язык! Меня ваши Штаты не интересуют! Меня интересовала и интересует Россия! Я специалист по ней! А сюда перебрался, чтобы приблизить сервисы свои к вашим компаниям и банкам… ОК?

Он усиленно переваривал выдаваемое мною. Все, что я рассказывал, было нелогичным по американским понятиям. 

- Впрочем, это не значит, что совсем не интересуюсь рынком! – решил я заканчивать и повернулся к стеллажам. – Видите, файлы? «Нью-Йорк", "Вашингтон", "Иллинойс"... А в том углу "Транспорт», «Связь»... «Инвестиционные фонды»… «Иммиграционные вопросы»… Знаете, что там?

Он – как сеттер на охоте – напрягся и, пожав плечами, замер...

- Встаньте, посмотрите! Чтобы знать свой участок работы. Если хотите…

Не ожидавший такого предложения, он помедлил, затем встал, быстро подошел к шкафу и вытащил из ряда папок ту, на которой было написано «Госдеп США». Раскрыл. Папка была пуста…

Гость повернулся и удивленно посмотрел на меня. Потом вернул папку на место и вытащил папку «Калифорния». И она была пустой. Пустыми были и папки "Боинг", "Майкрософт". Пересмотрев с десяток, он вернул их на стеллажи, постоял с минуту у шкафа, осмысливая увиденное или вернее сказать не увиденное, и, не торопясь, вернулся к столу, сел…

Мы помолчали.

- Вот их Вам и придется заполнять, - с улыбкой заключил я.

- Кого? - не понял он.

– Файлы эти. Папки. Полгода хватит? Сможете? Если «да», буду рад видеть Вас у себя! Мне нужны в этих файлах все о министерствах, компаниях, организациях, все касающиеся их законы, инвестиционные предложения...

Передо мною сидел не тот уже, веселый, господин, что был четверть часа назад, а человек, который в чем-то разочаровался, который потерял ко мне интерес…

- О-кей, - вдруг выговорил он. – Мне, мистер Косенко, было интересно познакомиться с Вами! У Вас интересная задумка – помогать нашим компаниям и банкам прямо отсюда. Ведя российские их проекты… - он натянуто улыбнулся. – Я обдумаю Ваше предложение. И, в случае его принятия, дам знать! Идет?

Русский он знал хорошо! Какой еще американец спросит так как он: «Идет?»

Я – кивнул. Беззаботный русский. Не ахти как знавший английский. И тем не менее припершийся зачем-то в Штаты, которые не интересуют его…

Странные эти русские…

Он встал, застегнул на молнию свою папку из дорогой кожи, пожал мне руку и, неискренне, по-американски, улыбнувшись, удалился.

Тут же появилась Элоиз.

- Он что – хочет секретарем к нам?! Вы видели, во что он одет?! Он сумасшедший?!

Я улыбнулся.

- Нет… Просто немножко самонадеянный…  Излечимо…

И добавил.

- Больше его мы не увидим... И дай-ка мне бумаги по «БОИНГУ»…

Элоиз прошла к шкафу, присела около него и, открыв дверцу одного из нижних отделений, набитого синими папками, спросила.

- Все дать? Или какую-то конкретную папку?

Я на секунду задумался, вспоминая в какой папке «БОИНГА» нужные меня документы.

- Нет, только папку № 7…

Девушка вытащила ее и протянула мне.

- Спасибо, Элоиз! Иди… Мне надо поработать…

Она вышла, закрыв за собой дверь.

А я, улыбнувшись, открыл папку, набитую документами на английском, и принялся за работу.


Рецензии
Анатолий!Вы не только хороший дипломат, но хороший психолог.Произведение понравилось, также интересно читать рецензии читателей.Думаю у некоторых эмигрантов осталась желчь злости, которую они привезли с собой, забывая о том, что благодаря опыту"той" жизни, мы стали сильнее и благополучней. Продолжайте писать.
С уважением,

Сергей Даниэлс   16.10.2010 03:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей...

Как в Штатах говорит? "Оценил!"...

Кстати, сегодня выставил еще один американский рассказ свой. "Русская жена"...

Анатолий Косенко   16.10.2010 05:36   Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно прочту. Будем время,заходите в гости.

Сергей Даниэлс   16.10.2010 06:23   Заявить о нарушении
Обязательно. Как раз выходные...

Анатолий Косенко   16.10.2010 06:27   Заявить о нарушении
Кстати, интересная мысль о том что у уехавших "осталась желчь злости, которую они привезли с собой, забывая о том, что благодаря опыту "той" жизни, мы стали сильнее и благополучней"...

Очень интересная...

Спасибо за нее!

Анатолий Косенко   16.10.2010 07:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.