Деревенские зарисовки

Четверг. Метро. Людской поток. От станции до станции десять минут. Сегодня очередная встреча с любимым автором, новое « Окно в природу» Василия Пескова. Грустная история « Ещё дрожит листва осинки». За последние пятнадцать лет в России исчезло 13000 деревень. Безвозвратно уходит вековая и самобытная культура, уклад жизни, ремёсла. Манят огни большого города. Пустеет деревенское подворье. Но не иссякаем, пока, народный источник.
Вспомнилась фотовыставка, которая прошла весной прошлого года в музее истории Фото. В объективе автора Белорусская деревня. Наивная, на всякий случай осторожная, чуть  хитроватая. Но по-прежнему добрая и «працавiтая». Подумалось тогда, что пройдет еще десяток лет и зарастет не одна тропа к крестьянской хате. Лишь старые, неухоженные яблоневые сады, бугорки фундаментов, укажут место былого человеческого жилья. И решил я тогда, пройти пыльными проселочными дорогами, прикоснуться к почерневшему, замшелому от времени дереву крестьянских хат, заглянуть внутрь, послушать неторопливый разговор на завалинке. Запечатлеть всё это на пленке, пока еще есть время.
Начал я свой путь с Пуховичского района. Близка мне эта земля своей энергетикой, кроткой, тихой природой. Моя малая родина. Здесь родились дети, начался мой трудовой путь.
 Несет Свислочь свои спокойные воды через поля и леса. Кружит, обманывает усталого путника изобилием ложных рукавов. Вековые дубы - великаны, плакучие ивы склонили свои ветви над водой. Непроходимые леса и болота окружают деревню. Солнечный августовский день. Легкий ветерок. Еще не чувствуется приближения осени.
Мы в Глушке, что в нескольких километрах от местечка Пуховичи. Пыльная проселочная дорога проходит мимо десятка новеньких кирпичных домиков. Две березы склонили свои кроны, словно косы, к самой земле. На одной из них синий почтовый ящик. Идут письма в Глушку. Пишут своим одиноким матерям городские дети. На встречу едет велосипедист. За ним на привязи крупная крестьянская лошадь. Забавный сельский сюжет. Фотографируем и идем дальше.
Через деревню проезжают, поднимая клубы пыли, большегрузные грузовики с гравием. Идет ремонт дороги. Несколько улиц с ласковыми и уютными  названиями: Лесная, Набережная. Домов около пятидесяти, может чуть больше.   
 Сегодня восстановлен развалившийся некогда коровник, в каждом дворе люди, машины со столичными номерами. Деревенька живет, возможно, возрождается. На месте старых покосившихся домов возвышаются новые, добротные. Работает сельский магазин. «Магазинщица» приветливо улыбается случайным, городским посетителям.
За рекой пестреет стадо коров, чистят перья шумные и важные гуси. При нашем приближении начинают шипеть, высоко запрокидывая голову. Гогочут, переваливаясь с бока на бок, медленно, с достоинством, отступают к реке. По полю вьется проселочная дорога. Стреноженная черная лошадь щиплет травку, то и дело отгоняя длинным хвостом назойливых насекомых. Зеленое поле, проселочная дорога, черная лошадь, одинокий дуб вдали. Может получится хороший кадр. Но фотосессия не удается. Животное нервничает. После нескольких неудачных попыток оставляем эту затею и решаем отдохнуть в тени одинокого дуба. Но как только делаем несколько шагов в этом направлении, лошадь устремляется к дереву, словно угадывает наше желание.      
Я не был в этих местах около десяти лет. Некогда, занимаясь разъездной торговлей бакалеей, заезжал в Глушку. Ставили наш старенький Москвич у двух берез в центре деревни, раскладывали товар. Через некоторое время начинали подходить деревенские бабки. Купить макароны и просто «пагаманiць» с заезжими городскими о своем житьи-бытьи. Угощали антоновскими яблоками, семечками и приглашали приезжать еще. Сегодня, у деревенских домов другие хозяева. Все меняется.
В книге «Память» Пуховичского района находим некоторые сведения о Глушке. Согласно переписи 1897 года в застенке (небольшая деревня) Глушка насчитывалось 14 дворов с населением 99 человек обоего пола. В списке землевладельцев Минской губернии находим мещанина православного вероисповедания Кокуро Петра Ивановича, который владел 11 десятинами земли в урочище Глушка. Интересно, проживают ли сейчас потомки мещанина Кокуры на Пуховичской земле?
Писатель, краевед Алесь Карлюкевич в своей книге «I векавечны толькi край» говорит, что название Глушка имеет несколько значений. «Возможно – непроточный рукав речки, затока. А возможно – участок освоенной человеком территории, возле леса, непроходимого болота». В предвоенные годы в Глушке была летняя дача Петруся Бровки. Наверняка, сюда приезжал к Бровке и Колас. Так что Глушка имеет еще и литературную историю.
 Мы продолжили маленькое путешествие. Наше внимание привлекают два подростка лет десяти – четырнадцати. Один, что постарше, с сосредоточенным видом профессионала, размахивается клюшкой для гольфа и бьёт по маленькому камешку. Второй, поменьше, подносит  очередной камешек и оценивает удар. Мы попали на тренировку игрока в гольф из Глушки, чему были несказанно удивлены. Сфотографировали игроков и познакомились. Кирилл и «Батон». Это кличка такая, веселая. Ребята любезно согласились стать нашими гидами по окрестностям.
Начали осмотр с улицы Набережной, что идет вдоль рукава Свислочи с непроточной водой, покрытой зеленой ряской. На берегу, недалеко друг от друга стоят дубы – исполины с кряжистыми, густыми ветвями. Довольно редкое дерево. Дубок растет медленно, очень прихотлив. Постепенно набирает силу. Но, набрав, расправляет ветви, словно могучие плечи. Господствует лесной сказочный владыка. Много дубов по берегам Свислочи. Вольготно им в этих местах. На приличной высоте, в кроне гигантского дерева виднеется странный металлический предмет цилиндрической формы. Ловушка для пчел или ульи, уточнил Кирилл. Дубам не менее 200 лет. Издревле, у белорусов почиталось это могучее дерево. Под угрозой смерти запрещалось его ломать, сечь. Дерево, его кора  считались целебными. Услышав первый гром, необходимо было потереться спиной о кору дерева. Так можно было вылечить боли в спине. Дереву поклонялись, ему приносили в жертву хлеб, соль, яйца, украшали его, как живое существо, ленточками, нитками. У наших предков особо почитались деревья, отмеченные ударом молнии или имеющие сквозное дупло. Бытовало поверье, что змей прячется от Бога в дупле, поэтому в Дуб часто бьют молнии.
А самое старое дерево – «Слепая Лань» стоит у лесной дороги, на краю непроходимого болота. Дерево своей формой напоминает Лань. Старики говорят, с серьезным видом сообщил Кирилл, что лес у Глушки начался с этого дерева. 

У самой воды мы увидели ветхий, полуразвалившийся колодец. 
 На улице Набережной еще можно увидеть несколько старых, вероятно начала века, сельскохозяйственных построек. Очень скоро новые хозяева снесут развалившееся гумно, и исчезнет ещё одно напоминание о прошлом деревни.
   Наши гиды поведали историю о «Змеиной горе», что неподалеку от Глушки. Некогда, отступающие французы оставили в этих местах редкий вид змей. Прошли годы и в последнюю войну к «Змеиной горе» пришли потомки тех французов и забрали змей. Кирилл змей не боится. Говорит, что его несколько раз кусали. Теперь он хорошо знает их повадки и места обитания. А мы то и дело посматриваем под ноги, пробираясь через лесной бурелом. По пути встречаем огромный муравейник. Неутомимые труженики леса бегут по своим важным делам. Обустраивают свое жилище.
Мы разговорились. Правильная и грамотная речь. Приветлив, но держится с достоинством. Кирилл с матерью приехал из Казахстана. В Глушке семья обрела свою вторую Родину. Получили новый дом. Мать работает в колхозе, а он учится в восьмом классе. Правда, приходится ходить в школу за несколько километров. Но это не беда.
Мечтает Кирилл стать профессиональным спортсменом. Своими руками сделал клюшку для гольфа из ореха и дуба. Упорно тренируется. Много читает. Любит и знает лес. А еще Кирилл коллекционирует камни разной формы. Говорит, что камни помогают отвлечься, успокоится. Самые любимые постоянно носит с собой. Они привезены с берега Черного моря, несут в себе его энергию и ласку. На прощанье Кирилл показал нам гнездо шершней. Огромные, со спичечный коробок, насекомые свили гнездо в центре деревни, у двух берез.  Земля вокруг устлана пустыми бутылками, яркими обертками. Не характерно это для сельских жителей. Вероятно, намусорили заезжие. А остатки пищи привлекли шершней.  Вот такой интересный парень живет в Глушке.
- Ах, как у вас здесь хорошо, сказали мы прощаясь.
-  Что здесь хорошего? Глушка и есть Глушка, грустно улыбнулся Кирилл и протянул руку для прощания.
С Глушки началось моё необычное путешествие. Зачем я об этом пишу?
Пишу для того, чтобы Вы, мои случайнее читатели, оглянулись вокруг и увидели - на какой прекрасной земле мы живем, как много хороших людей рядом с нами. Давайте вместе учится видеть и слышать. Ну и конечно делать!   


Рецензии
Тронул за сердце ваш небольшой очерк, Сергей. Сам я вырос в деревне, в Среднем Поволжье. Природа у нас другая, не такая "сочная" и зелёно- обильная. Зато есть шиханы, холмы, яры.
В России чахнет деревня. (Те, что рядом с большими городами, не в счёт. Там толстосумы свои хоромы строят и это уже не село, в моём понимании). За последние двадцать пять лет прошёл второй, и, наверное, последний исход людей из села. А ведь на селе люди всеми жилами своими были связаны с землей. Это были КОРЕННЫЕ жители России. И вот корень почти иссох. Корень нации. Кто сбережёт русскую землю? Вот вопрос.
С глубоким уважением -

Николай Крупин   18.04.2017 21:44     Заявить о нарушении
Не огрубела у вас душа, Николай. Это здорово. Такие живые образы, такими сочными красками пишите. И даже, тот самый никчемный, на первый взгляд Офицер и тот тянется к жизни и свету. По своему, как умеет. Доброе дело делаете, только вот хочется пожелать вам больше оптимизма и чаще встречать на своем пути трех сестер -В.Н.Л, ну или хотя бы одну. С глубоким уважением, Сергей.

Сергей Лихтарович   21.04.2017 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.