Вальс Авроры Олега Каравайчука

   Мелодия в названной композиции очень неоднородна, переливиста, циклична. Начинается она высокими грустными нотами, дающими ощущение надежды. Продолжается низкими, резкими, агрессивными звуками, от звучания которых очень быстро приходит страх. Правда, они постепенно угасают и им на смену приходят первоначальные, но приносят уже не надежду, а какую-то странную грусть, ощущение какой-то утраты.
   Как можно заметить из вышесказанного: в "Вальсе Авроры" чувствуется история. Это качество характерно для всего творчества Олега Каравайчука. Именно поэтому его произведения очень востребованы в кино, театре. За прошлый год я увидела три совершенно разных спектакля, в которых звучит "Вальс Авроры" ("Бедные люди" Григория Козлова, "На берегу пустынных волн" В. Фильштинского, "Изотов" А. Могучего). Это только одна композиция, а у Олега Николаевича их много. Характерно то, что мелодия не просто звучит, а участвует в действии, взаимодействует со всеми остальными элементами спектакля: игрой актеров, светом, художественным оформлением сцены, структурой спектакля.
   В "Бедных людях" Г. Козлова, например, вальс демонстрирует в звуке любовь маленького человека. Вся мелодия разделена режиссером на три части, каждая из которых звучит в строго определенном месте спектакля. Сначала мы слышим, как в душе Макара Девушкина зарождаются самые теплые чувства, определяющие внутреннюю жизнь человека; затем - отчаяние от несоответствия внутренней жизни и внешней; а после - осознание победы внешнего мира над внутренним. В самом конце спектакля мелодия звучит полностью. И это тоже имеет свой определенный смысл: "маленькому человеку" предначертано судьбой разбивание мечт о скалы реальности.
   Я привела только один пример того, как используется "Вальс Авроры" в современном визуальном искусстве, но уже по нему видно, насколько произведениям Олега Каравайчука присуща театральность в широком смысле этого слова.


Рецензии