Церетели и Рерих

Сегодня побывал на трёх художественных выставках. На первой смотрел современных художников, на второй Церетели, а на третьей Святослава и Николая Рерих. Поразительно, как на столь малых полотнах картона темперы можно передать величие и суровую красоту гор. Картины просто захватывают.
А вот когда я разглядывал произведения Церетели, то у меня в душе ничего не шевельнулось. Впечатление было такое, словно от лицезрения эмалированными тазами. Я никогда не видел до этого произведений Церетели. Но вот смотря экспозицию, я почему-то думал, что передо мной не произведения знаменитого скульптора, а довольно крупного советского халтурщика. Это, конечно, чисто моё субъективное мнение. Я не специалист. Но вот разглядывая работы Церетели, я постоянно представлял себе, как скульптор проталкивает свои произведения. Я видел его среди российских чиновников и даже представлял себе несколько странные диалоги.
- Мне, кажется, для вашего города необходима скульптура. Я готов вам её сделать. Вы мне платите такую-то сумму, а я половину этой суммы отдаю вам.
- Дорогой друг. Вы себя слишком мало цените. Вы должны получить всю названную сумму полностью.
Небольшая пауза. Обмен улыбками.
- Давайте сделаем так. Мы вам платим в два раза больше вами затребованной суммы, и вы нам отдаёте половину от неё. В итоге вы получаете в два раза больше. Ведь вы того стоите.
Я вовсе не хочу обидеть известного скульптора и совершенно не утверждаю, что уважаемый мэтр столь банально торгуется. Я просто говорю о тех мыслях, которые приходили мне во время просмотра экспозиции. Наверное, я циник. Да и ничего не смыслю в искусстве. Например, я всегда считал и до сих пор считаю «Чёрный квадрат» Малевича за… Да даже не знаю, за что я считаю этот квадрат. Только картиной я её точно не считаю. И когда я услышал, что Третьяковка купила за миллион или даже за десять миллионов долларов эту картину у родственников художника, я тоже решил, что родственники часть суммы, и притом большую, оставили у чиновников от искусства. Конечно, это не совсем хорошо, столь плохо думать о целом сословии, но я почему-то никак не могу думать хорошо о российском чиновничестве. На любого, даже с самой интеллигентной физиономией, если гляжу, то обязательно почему-то думаю о «ворах в законе». Не знаю, почему. И когда я слышу фразу, где произносят слово «помощник», мне почему-то постоянно слышится «подельник». Наверно я слишком испорченный человек.
Ну, ладно. К чему это я о чиновниках, да о ворах. Связи то вроде никакой нет. Да к тому, дорогие читатели, что вот такая парадоксальная сила искусства, что рассматривая произведения одних, благоговейно замираешь, а рассматривая произведения других, почему то начинаешь думать совершенно о постороннем.
Про третью выставку этих самых современных художников, которую я посетил первой, мне вообще ничего не хочется говорить. Она была настолько блеклой, что совсем не затронула фибры моей души и немолодого сердца. Может и сеть кое что от Церетели, но от Рерихов абсолютно ничего.


Рецензии
Хороший, откровенный очерк. Бывает, что мы заторможены чем то, зашорены. Поэтому важно, что кто-то приоткроет занавеску.
Написано кратко, но сочно.

Александр Курушин   15.02.2013 03:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.