И фиалок синие глаза ясно и доверчиво глядят

                Чувствительность и воздействие растений на окружающую среду
                поистине изумительны.
                Н. Рерих. «Община»

    Моим первым комнатным растением была узумбарская фиалка (сенполия), которую
подарила бабушка. Фиалка была тёмно-лиловая с яркой жёлтой серединкой. Я любовалась ею,
cтарательно поливала, чем и погубила. Огорчению моему не было предела, и бабушка, видя это, купила мне такой же цветочек. Но мы не умели ухаживать за ним, и он тоже погиб. Отчаявшись, я решила никогда не заводить фиалки.

    Со временем у меня появились другие комнатные цветы. Но к нам не попадало солнце, его заслонял близстоящий дом. Поэтому растения не цвели, а так хотелось, чтоб на окне стоял яркий цветок! С этой мечтой я однажды заснула.

    Приснился мне чудесный сад, где росли деревья-великаны, верхушек которых не видно, пышные кусты и экзотические цветы. Вдруг появился садовник в чёрном костюме и белой рубашке. Он протянул мне вазончик с маленьким зелёным растением. Рядом с окружающим великолепием оно выглядело очень скромно, я разочарованно взяла его и…проснулась.
Вскоре после этого мне удалось побывать на выставке цветов, где были роскошные фиалки с разнообразными листьями, с простыми, махровыми и полумахровыми цветами необыкновенной окраски. Цветовод сказал, что их можно вырастить из листа, я решила попробовать. Поставила лист в воду и, когда появились «детки» с корнями, высадила их в землю. Они принялись, стали расти. Как-то утром я подошла к окну и узнала в кустиках растение, подаренное во сне садовником. Так удивительно началась наша совместная жизнь с фиалочками, которая продолжается по сей день.

    Вся семья радовалась появлению бутонов, а затем цветов. Мы полюбили фиалки, были им благодарны и старались облегчить их жизнь: сделали подсветку, узнали состав земляной смеси, постепенно научились за ними ухаживать. Теперь они цветут почти круглый год.
А как они помогают нам! Когда очень устанешь или расстроишься,  подойдёшь к ним,постоишь, посмотришь, и на душе легче, силы прибавляются. Уходят раздражение, мрачные мысли, будто побываешь в другом мире, светлом и радостном, где общение происходит на языке сердца.

    Когда бабушка заболела и мучилась от страшных болей, а самой частой гостьей была «скорая помощь», только фиалки дарили нам искры радости. Утром, прямо с постели, пока спала бабушка, мы с мамой бежали «подзарядиться» к подоконнику – увидеть новый распустившийся цветок. После болезни бабушка очень ослабела, и тут я вспомнила слова
Н. К. Рериха: «Не забывает врач о всех улучшениях, украшениях жизни, чтобы порадовать дух поникающий». Стала подносить бабушке самые лучшие фиалки.
 
    - Боже, какая красота на свете есть! – воскликнула она, увидев облако розовых цветов фиалки сорта «Лесная сказка» над пушистыми тёмно-зелёными листьями. И засветилась моя бабушка радостью, даже слёзы на глазах выступили!

    Однажды я, полная любви и восхищения, подошла к окну с фиалками, отдёрнула занавеску и… замерла. Каждая фиалка была в облаке, из которого к моей груди тянулись серебристые нити, причём число их от разных фиалок было неодинаковым. Всё окно было залито серебристым светом. Потрясённая, я стояла, пока не исчезло видение. Потом я прочла, что аура растений имеет вид облака, из которого к человеку тянутся как бы иголочки. А их число, наверное, соответствует степени симпатии? Ведь каждая фиалка вызывает определённые ощущения. Простые тёмно-лиловые поражают своей открытостью, какой-то детскостью; снежно-белые цветы «Белой мадонны» напоминают о безупречной чистоте. «Ладушка» своими рябенькими бело-лиловыми цветами на фоне светло-зелёных листьев вызывает у всех улыбку, как и наша чёрно-белая, нежная и ласковая кошечка Радя. Поэтому называем мы этот сорт «Радюшка-Ладушка».

    Ухаживая за фиалочками, мы стали замечать, что нас тянет к цветам, когда их нужно полить, а если какую-нибудь из них случайно не полили, остаётся чувство неудовлетворённости. Смотрела за цветами обычно я, но, когда приходилось уезжать, это делала мама. Уход был по одной схеме, мама очень старалась, но фиалки менялись. Неужели они чувствовали, кто за ними смотрит? Создавалось впечатление, что устанавливается связь с растениями. Мало того, цветение некоторых фиалок отражало состояние здоровья, настроение членов нашей семьи. Так, бабушкиной была необыкновенная «Французская», у которой ярко-синие цветы имели форму розы, а листья были светло-зелёные. Глядя на неё, я всегда думала, что такое сочетание напоминает удивительный характер бабушки: очень добрый, мягкий и совершено несгибаемый, когда дело касалось вопросов чести и морали. Фиалка вскоре после ухода бабушки погибла, и, как я ни искала, найти такой сорт ни у кого не смогла.

                СИМ И ЗАГАДКА.

                На свете всё живое вселенскую имеет связь
                В.Мэгрэ. «Пространство любви»

    Не только люди, но и наши животные оказались связанными с фиалками, примером чему служит кот Сим и фиалка сорта «Загадка».

    Однажды весной во дворе появился большой белый гладкошерстный кот. Его подкармливали,
он благополучно прожил лето, а осенью после первых холодов заболел. В это время у нас умерла кошечка, и решено было взять белого кота. Приготовили место, я принесла его со двора. Зайдя в комнату, он тут же нашёл свою лежанку и блаженно растянулся на ней. По поведению мы поняли, что жил кот раньше в семье, где его любили и хорошо воспитали. Ветеринар нашёл у кота воспаление легких, мы вылечили его и, чтобы укрепить, стали давать витамины. После двух дней приёма я обратила внимание, что кот очень грязный. «И где это он так вымазался? Как потеплеет – выкупаю», - решила я. Но на следующий день на его теле ясно проступили рыжеватые пятна, а затем каждый день появлялись новые детали окраски. Мы с восхищением смотрели на это чудо. Через неделю кот стал серо-бежевым красавцем с темноватыми пятнами на теле. И тут мне приснилось, что у него мама была сиамской породы и дала ему свой капюшон. Присмотревшись, мы обнаружили характерный сиамский рисунок на голове и поэтому назвали кота Симом. Потом специалисты определили породу – «Американский жёсткошерстный». Создана она на базе сиамской.

    Фиалкой Сима была «Загадка». Когда коту было хорошо, она цвела вовсю, но, если кот заболевал, цветение прекращалось. Была «Загадка» звёздчатой сенполией с простыми цветами. На кусте одновременно присутствовали цветы с тремя окрасками: белые, только что распустившиеся из бутонов, подросшие розовые и старые коричневатые. Как и Сим, фиалка претерпела цветовую метаморфозу. Мне сказали, что добавление в грунт листьев липы усиливает окраску цветов. Пересаживая «Загадку», я подмешала в землю немного сушёных листьев липы, после чего цветы у растения стали бело-розовыми, а потом приобрели изумительную розово-фиолетовую с искорками окраску. Из бутона они распускались маленькие, а затем вырастали почти до семи сантиметров. Каждый вечер цветы складывались чашечкой, а утром раскрывались увеличенные.

    У Сима и «Загадки» случились в жизни катастрофы, из которых оба едва выжили. Сима пришлось кастрировать, чтоб спасти ему жизнь. А фиалочка со временем потеряла нижние листья, и её «омолодили»: коротко обрезали стебель, поставили в воду, и когда появились корни, посадили в землю. Как и Сим, она тяжело пережила операцию, выросла какая-то кривенькая, с мелкими листьями на одну сторону. Когда Сим и фиалка выздоровели, они оба порадовали нас. Кот стал проявлять способности к дрессировке, его даже показывали по телевизору. А фиалка выпустила цветоножку с бутоном, которая изгибалась вниз по мере его роста. Всё растение стало удивительно напоминать лебедя-шипуна: телом были торчащие листья, а цветоножка с полураскрытым бутоном образовали шею с наклонённой головой. Посмотреть на фиалку-лебедя приходили друзья и знакомые.

                РОМЕО.

                Ну как же не любить мне вас,
                Как не любить мне вас, цветы?
                С.Есенин. «Цветы»

    Связь с фиалками иногда была просто сказочной, как, например, в истории с «Ромео».
Накануне Чернобыльской аварии очень заболела мама. Как всегда у «хроников», одна болезнь
тянула за собой обострение другой, а старый, выработанный, истрёпанный жизнью организм уже не имел сил бороться. Мама очень похудела, что наводило на мрачные мысли, и, как бы разделяя их, сразу перестали цвести фиалки. Я вызывала врачей всех специальностей и квалификаций, но они не могли определить причину тяжёлого состояния мамы. Осталось обратиться к Высшим Силам. Во время молитвы я вспомнила об известном хирурге, который самоотверженно выхаживал пациентов-стариков. Через друзей удалось пригласить его. Он тщательно осмотрел маму, изучил анализы, а потом сказал ей:

    - Вы уже не больны, а очень ослабели. Нужно вставать!
Зная любовь мамы ко мне, добавил:
    - Вы должны помочь дочери, посмотрите, как она выглядит!
Дав советы, он пообещал зайти ещё.

    А через неделю был взрыв Чернобыля, маме стало плохо. Приехавший врач дал новые назначения и, уходя, пожаловался на боль в сердце. На работе у него обнаружили инфаркт и, так как жена умерла, он жил один, оставили в больнице. Но, даже будучи в реанимации, он интересовался маминым здоровьем и через друзей передал просьбу зайти к нему. Полная благодарности, я стала навещать его, пытаясь хоть чем-нибудь порадовать и его, и соседей по палате: рассказать хорошую историю, оказать внимание, чтобы светлее стало у них на душе. Как они встречали меня, смотрели будто на ангела, спустившегося с неба!

    Шло время, маме становилось легче, врач выздоравливал. И тут одна фиалка начала цвести. Трудно и медленно рос бутон, а потом раскрылся махровым тёмно-фиолетовым цветком на фоне светло-зелёных листьев. Когда врач выздоровел, фиалка стояла полная цветов, разделяя нашу общую радость.

    Однако самое удивительное было впереди. По мере выздоровления в душе врача распускался прекрасный цветок Любви, а сорт зацветшей фиалки назывался «Ромео»!


                ПИХТОЧКА

                От человека ласки все хотят.
                В. Мэгрэ. «Пространство любви».

Более сорока лет живут с нами фиалки, оставаясь самыми любимыми и близкими цветами.
Но однажды случилось непредвиденное. Утром первого января двухтысячного года я вышла
за хлебом и увидела кучу пихт, брошенных продавцами, торопившимися домой. Мне пришла мысль сделать друзьям праздничные композиции. Выбирая для них красивые ветки, я подняла одну из пихт, и вдруг в голове пронеслось:
    - Возьми меня!

    Обрадованная таким общением, я подумала:
    - А почему бы и не взять? Ведь у меня нет ёлки!

    Принесла пихту домой, поставила в воду и только тогда рассмотрела. Негустое, стройное, правильной формы деревце было полно жизни: сочная тёмно-зелёная хвоя блестела, необычно сильный смолистый аромат наполнил комнату. Пихта была так юна и очаровательна, что хотелось её обнять. Глядя на неё, я почувствовала, что пихта счастлива, и светлая радость наполнила меня. Подруга принесла игрушки, я украсила пихту, она стала ещё красивее. Все, кто видел, удивлялись, какая она праздничная, и радовались. Прошёл месяц, но, удивительно, пихта стояла по-прежнему свежая, не теряла хвою, а меня всё больше тянуло полюбоваться ею. Однажды деревце приснилось мне тёмно-коричневым без хвои. Я поняла, что пихта умерла. Разобрала её наряд, с благодарностью простилась с нею, оставив на память маленькую веточку.

    Когда пихта стояла в нашем доме, я не переставала ухаживать за фиалками: поливала, удобряла их. Но стала замечать, что они не так обильно цветут, некоторые приспустили листья. И поняла я, что в своей радости общения с пихтой, обделила внутренним теплом фиалки. Искренне попросив прощения, я послала им розовое облако любви. Фиалки поправились, а я, подходя теперь к ним, всегда стараюсь дать свою любовь и выразить глубочайшую благодарность.

    Р. S. Прошло несколько лет. Как-то, при встрече со знакомым ботаником, я рассказала ему о пихточке и показала её веточку. Он сказал, что это вовсе не пихта, а головчатотисс Хартмана. Это дерево имеет пирамидальную форму, а плоские веточки его подняты вверх. В Японии из него добывают очень ядовитое вещество, используемое для приготовления красок и лаков.


Рецензии