Гоголь. Фильм Парфенова

Пятничным вечером мы всей семьей устроились смотреть фильм Леонида Парфенова о Гоголе.  Умный, с любовью сделанный, со множеством неожиданных находок, фильм оправдал наши надежды. Тонкое, необычное лицо Земфиры, ее ненавязчиво-выразительные интонации как нельзя больше подошли к гоголевским текстам.
 Но… Уже вторую сотню лет повторяется одна и та же история, о которой писал Блок в своей интереснейшей статье «Что надо запомнить об Аполлоне Григорьеве»:  «Наша интеллигенция так и приняла Гоголя:  без «Переписки с друзьями», которую прокляли все, и первый – Белинский в  своем знаменитом письме». Парфенов, конечно, не позволил себе резких, безапеляционно-жестоких выпадов против Гоголя, которыми дышит это письмо, но, по существу, он согласился с «неистовым Виссарионом» в оценке книги.  Парфенов, правда,  «всего лишь» ограничивается вопросом – куда к концу жизни  делся юмор Гоголя и почему он надумал поучать народ?
Попробуем ответить. Наступает момент в жизни человека, когда все задачи и интересы отступают перед одним-единственным вопросом – вопросом о смысле жизни и спасении души. И тогда «единое на потребу», или, говоря современным языком, «одно только нужное», заслоняет собой все остальное. В беседе с Марфой, сестрой прав. Лазаря, Христос назвал «единым на потребу» Слово Божие, ведущее к вечной жизни. Как гласит предание, сам Лазарь, после его воскрешения Спасителем, никогда не смеялся. Три дня томился он в аду, и его «чувство юмора» сгорело в адском пламени.
Гоголю, благодаря своему сверхчеловеческому воображению, похоже, тоже доводилось спускаться в преисподнюю, так же как удалось это когда-то Данте. Он, как никто, знал  об ужасе и мраке, в которые погружается изувеченная грехом человеческая душа. Многие из его героев даже не люди, а персонифицированные пороки. Но большинство читателей, не без подачи Белинского, восприняли его произведения как социальную критику. Гоголь глубоко страдал, считая себя косвенно виновным в разжигании вражды между сословиями. И перед ним остро встал вопрос о возможности преодоления греха. Он начал с себя!  Само многочасовое стояние у конторки во время занятий «сочинительством» приобретает черты молитвенного подвига. Бескорыстный и непритязательный, он вел по-настоящему аскетический образ жизни.
Но Гоголь не мог и не хотел ограничиться собой. Зная об огромном даре, которым был награжден свыше, он хотел использовать этот дар для проповеднических целей.
После пребывания в Оптиной Пустыни Гоголь начал тщательно обдумывать план второго тома “Мертвых душ”, в котором собирался описать образ праведного человека, сумевшего перевоспитать Чичикова. Некоторые считают, что его талант художника вступил в противоречие с пророческим даром, что привело к непреодолимому разладу в его душе. Мне кажется, что дело обстояло как раз наоборот. Его писательский гений был именно гением пророческим.
Оказавшись в Петербурге, с которым он связывал свои самые лучезарные мечты, Гоголь с пронзительной ясностью ощущает в городе торжество инфернальных сил, что наполняет его тревогой о будущем России. Бешено-летящая птица-тройка не дает ответа, но, похоже, Гоголь знает ответ. И ответ этот грозен.  Он называет народ, выдумавший тройку, «бойким» народом, что часто расценивается как восхваление русского народа. Однако, если внимательно приглядеться, то можно убедиться, что в его тезаурусе это словцо носит весьма неоднозначный и чаще всего - негативный характер.  Гоголь всей душой желал «счастливого конца» для своей поэмы, но, вероятно, его несомненный пророческий дар шел вразрез с таким успокоительным и примиряющим всех замыслом. Понимая, что получается ложь, он сжег свое творение. Тут я согласна с Леонидом Парфеновым - это был акт большого мужества, перенапряжения от которого Гоголь вынести не смог. Наверное, были и другие замыслы, которым Гоголь не давал ходу, нечеловеческой волей поставив барьер своему творчеству, чтобы вновь не быть превратно понятым или не сказать чего-то в угоду темным силам. Вспомним, как в предсмертных мучениях Блок умолял жену сжечь поэму «Двенадцать», в которой он, как сам ранее писал, «скрепя сердце, вынужден был поставить Христа впереди красноармейцев». Какие же силы вынудили поэта поставить Христа на место антихриста? Такое не могло прийти в голову даже «всесильной» ЧК. Впрочем, здесь я останавливаюсь, понимая, что сфера моей компетенции исчерпана.
Но Гоголь, слава Богу, успел написать «Избранные места из переписки с друзьями». Это не есть художественное произведение, поэтому оценивать его с литературоведческой точки зрения совершенно неправомерно.  Это – проповедь. Почему великому писателю отказывать в праве на такой «жанр»? Но дело не в жанре. Просто Белинскому и его единомышленникам не понравилось, что Гоголь, которого они сгоряча посчитали было «своим», осмелился высказать идеи, шедшие вразрез с их революционным стремлением натравить всех и вся друг на друга. Я считаю, что Гоголь совершил подвиг, отказавшись от литературы в пользу христианской проповеди.  В будущем похожим образом поступит Лев Толстой, но, в отличие от Гоголя, он отречется от Церкви, от православия и напишет собственное «евангелие», создав толстовство, которому и сам не смог следовать.
Гоголь, как никто другой понимает человеческие слабости, и поэтому не ставит перед людьми сверхзадач. Он, к примеру, не предлагает ходить босиком и всем подряд пахать землю. Он просто говорит, как на своем месте, в тех обстоятельствах, в которые поставила тебя жизнь, приблизиться к исполнению Божьего замысла. Здесь не место обсуждать эту великую книгу. Хочу сказать другое. Получилось так, что птица-тройка принесла Россию туда, где она находится сейчас. Судья у нас  не судья, милиционер не милиционер, чиновник – не чиновник. Мы пошли дальше: уже и женщина постепенно перестает быть женщиной, а мужчина – мужчиной. Теперь ведут дело к тому, чтобы и ребенок перестал быть любящим сыном или дочерью, а сделался юридическим лицом, ревностно защищающим свои права и подающим в суд на мать, которая в сердцах отшлепала его за вранье или шалости.
Что же нам делать? Я думаю, что полные здравого смысла и трезвости советы, которые дает Гоголь в своих «Выбранных местах», помогут  остановить наше все ускоряющееся скольжение в бездну.
Процитирую опять Блока: «Откройте Гоголя, нового Гоголя, не урезанного Белинским, прочтите его книгу без «западнических" шор, и вы многое поймете по-новому. Откройте, наконец, вместе с Гоголем его благоговейного истолкователя Аполлона Григорьева, и убедитесь, наконец, что пора перестать прозевывать совершенно своеобычный, открывающий новые дали русский строй души». 


Рецензии
Обожая всем сердцем Гоголя, зная,кажется всё его до последней строчки, но, задолбленная школьной программой, зазубриванием наизусть отрывка о "Птице-тройке", впервые обратила внимание на его коротенькую мысль перед этим о Мокии Кокиевиче.О его попытке убрать у читателя обаяние мошенника Чичикова.Вспомнила,когда прочла Вашу переписку с авторами по поводу христианских воззрений на его произведения. Обожаю Чичикова и Остапа Бендера.У Диомида Костюрина, по другому поводу,правда,есть строчки "Ах, как же он,всё-таки, был аморален.Посмотришь - и зависть берёт!" Вот о чём бы потолковать.О героях его.О том, что именно он и оставил нам. А спор, который я услышала сейчас,думаю, хорош был бы для живущего автора, чтобы он
"сделал выводы". А ушёл - остались художественные произведения.Ну,конечно,"Выбранные места" тоже наследие... Пересматривала на днях "Мертвые Души" Шварца.Диалог Калягина с Тамарой Носовой.До слёз! Восторг! Правда,дорогая Нина?

Галина Алинина   11.08.2011 08:52     Заявить о нарушении
Дорогая Галина! Не очень знаю, на какие "выводы" могла бы натолкнуть Гоголя наша переписка в рецках. Все, что ему "вменяют" сейчас, вменяли и тогда, ничего нового. Его душа, душа величайшего борца со своими и нашими грехами, преодолевала страшные искушения, о которых мы можем только догадываться. Я преклоняюсь перед его гением и его личностью, а "Выбранные места" - это не просто наследие в числе прочего, а христианская проповедь человека, вмещавшего в себя великую любовь к людям и ответственнность за происходящее в мире вместе с великим смирением. Последнее качество - редкость, а у гениев, по-моему, вообще не встречается. С уважением и благодарностью за отклик, Нина

Нина Изюмова   11.08.2011 09:29   Заявить о нарушении
Если Вам моё имя попалось на странице Екатерины Домбровской, то Вы должны понять, насколько я мало сведуща в вопросах христианства. Я-то сразу оценила Вши глубокие знания в этом вопросе.Екатерина,талантливейшим образом, сочетая душевность и духовность в своей редкой повести, чуть ли, не впервые заставила задуматься об этом, опираясь на труды Гумилёва и редкие документы своей семьи.И Вы меня поэтому заинтересовали. Ещё одного автора на днях нашла. Я-то ничего,в этом смысле, дать не могу. Но Вас слушаю довольно вдумчиво и с интересом. С уважением.Галина.

Галина Алинина   11.08.2011 09:47   Заявить о нарушении
Дорогая Галина! Знаете, я как-то не очень верю в Ваше безверие. Человек есть то, во что он верит. Спросите себя сами: могли бы Вы сказать, что хорошо знаете себя. Если нет (а я, например, могу сказать, что сама себя не знаю), то и судить о своей вере Вы (как и подавляющее большинство людей)не можете. С другой стороны, сколько людей, Вы, наверное, таких встречали, которые утверждают, что верят в Бога, а поведение их совершенно не соответствует такому утверждению, т.е. они тоже не знают ничего о своей вере.
Здесь важно понять, что же такое христианская вера. Вы утверждаете, что мало с ней знакомы, значит, и в этом смысле Вы не можете утверждать, что не верите, как можно верить или не верить в то, чего не знаете? Вера - Божий дар, а вот знания приобрести можно, тем более теперь, когда литература доступна и в церковь можно ходить. Православная вера - это вера богословская. Ведь мы должны ПРАВИЛЬНО славить Бога, т.е.должны прежде всего иметь представление о Боге. Чем более глубоким оно будет, тем больше шанса, что и славить Его мы будем правильно. Здесь, на первом этапе, нужно приобрести эти знания, а потом уж попытаться понять степень своей веры или безверия. С уважением, Нина

Нина Изюмова   11.08.2011 22:05   Заявить о нарушении
Как Вам сказать,Нина! Если я не знаю молитв,не крещусь,совершенно избегаю темы богословия,в церкви не бываю никогда,не верю в загробную жизнь - можно меня назвать верующим? Но! Я- крещена родителями.В момент смертельной опасности для здоровья, в операционной,когда я в углу увидела икону, я обратилась к ней,как к последней надежде. Я с интересом и выписками читала,в своё время Божественную комедию для общего развития.Я слушаю внимательно проповеди священников по телевизору, они о насущном.Понимаю, что для человека понимающего, речи мои -винегрет.Однако,впервые я не могла уйти от редкой вязи слов Екатерины Домбровской.Вначале с чисто познавательной целью. Потом - редкое литературное обаяние. Эта лексика, речь.Да, любой, сколько-нибудь пишущий, потеряет разум! И ненавязчивое увлечение в особый мир. Ваш мир.Здоровье не позволит мне активно менять образ жизни. Но слушать и менять своё мироощущение,находясь эдесь...Почему -нет? Вот Вам,Нина, искренний мой ответ. С бесконечным уважением . Галина.

Галина Алинина   12.08.2011 00:44   Заявить о нарушении
Дорогая Галина! Книга Екатерины Домбровской, действительно, многое может дать человеку и очень хорошо, что она Вам оказалась так важна. Значит, в Вашей душе уже созрело нечто, родственное тому, к чему пришел автор. Русский язык несет в себе православное мировоззрение. Приведу пример.Мою сестру, переводчика с английского, попросили перевести на английский статью одного православного богослова. Ей показалось, что это несложная задача, но не тут-то было! Текст не поддавался, о чем она пожаловалась мне. А я сказала, что затруднение связано с тем, что английский не является языком православия, в нем нет соответствующих понятий, он не несет в себе православное мировоззрение. Дело в том, что пока англичане были в лоне католицизма, из-за засилия латыни, английский не мог развиваться в этом ключе. А потом, когда они пришли к протестантизму, то отбросили множество важнейших христианских понятий. Это относится ко всем европейским народам, кроме православных, у которых изначально, еще со времен Великой Византии, богослужение шло на родных языках, а христианские понятия органично входили в язык. Язык, который Вас справедливо восхищает у Екатерины Домбровской, именно и есть православный, исконный русский язык. Если вдумываться в него, то многое можно постигнуть без специальных богословских книг. Дай Бог, чтобы Вы нашли на этом пути полезные для души вещи. С уважением, Нина

Нина Изюмова   12.08.2011 10:15   Заявить о нарушении
Дорогая Галина! Не успела послать Вам ответ, получила письмо от своей троюродной сестры. Вот что она пишет: "Прочитала вчера новые главы Екатерины. Читаю с наслаждением. Уменьшаю свою безграмотность в православии, все встает на свои места.А какая чудесная новая фотография...Удивительной красоты женщина".

Нина Изюмова   12.08.2011 10:23   Заявить о нарушении
Дорогая Нина! У меня душа замерла от счастья, что я оказалась в когорте почитателей Екатерины.Причём, усердных почитателей, нет места, куда поставить новый отзыв.Счастлива, что среди огромного количества авторов и тем, я вышла на этого автора и тему. И Вам спасибо за просвещение,уровень Ваших знаний вижу и понимаю. А относительно новой фотографии Кати, я в восторге, о чём и поспешила ей тоже сообщить. С уважением. Галина.

Галина Алинина   12.08.2011 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.