Город Петров

ГОРОД ПЕТРОВ
В 1782 году открыт был памятник Петру I, с легкой руки Пушкина получивший название «Медного всадника». Создан он был Этьеном Фальконе при патронаже Екатерины II. Императрица была чрезвычайно озабочена своим местом в истории, привлекая, как своих, так и зарубежных пиарщиков своего времени. Каждый этап создания памятника, не имевшего аналогов в истории искусства, обсуждался императрицей с такими авторитетами, как Руссо и Вольтер. Чтобы оправдать перед Западом узурпацию власти и убийство мужа, Петра III, Екатерина позиционировала себя не только продолжательницей, но и улучшательницей деяний Петровых. Масс-медия в лице придворного поэта Сумарокова отметила создание модели памятника следующим шедевром:

Ко статуи Государя ПЕТРА Великого

Изображает медь сия черты лица
Великаго ПЕТРА, Отечества Отца,
Созиждел град он сей, устроил флот и войски;
Вознес Россию он чрез подвиги Геройски.
В знак благодарности к нему России всей,
ЕКАТЕРИНОЮ воздвигнут образ сей.
Но если б ПЕТР воскрес опять в России ныне,
Он краше б монумент воздвиг ЕКАТЕРИНЕ.
ПЕТР внутренних врагов и внешних победил,
Объял владычеством и море он и сушу,
Прославя Россиян богатством наградил.
ПЕТР дал нам бытие, ЕКАТЕРИНА душу

Возведение памятника Петру на валуне было для современников не менее шокирующим, чем неизбежная башня Газпрома. В напоминание о том, что именно Петр вывел Россию к морю, пьедесталом должен быть монолит в виде волны, только при обработке Гром-камня гребень волны отвалился и получилось с пьедесталом то, что получилось. В те времена памятниками деяний царей и выдающихся деятелей были часовни или церкви, отнюдь не медные идолы. С точки зрения православной церкви переборщил пиит в восхвалении благодетельницы. А чтобы потомки не перепутали ее с другой немкой – женой Петра I, и тоже Екатериной, она приказала  написать на постаменте: Петру Первому Екатерина Вторая.
В частном письме она рассказала о своем впечатлении по поводу открытия памятника: «Скажешь, что он (Петр I.) таки доволен своим творением. Я долго не решалась его рассматривать, по чувству умиления, и когда оглянулась кругом, то увидала, что все тут бывшие прослезились. Лицом он был обращен к стороне, противоположной Черному морю; но выражение головы свидетельствует, что он не смотрит ни в какую сторону. Он был слишком далеко, чтобы говорить со мною; но он мне показался доволен».
Вот так, всем довольный и мертвый император никуда уже не смотрел, а императрица отправила своего любовника Потемкина восстанавливать справедливость на Черном море, где Петр во время Прутского похода потерпел сокрушительное поражение.  В своем очередном письме Вольтеру Екатерина сетует на неудачи Петра в расширении российских границ в южном направлении, где сподобнее было бы создать новую столицу: «Петр Великий по завоевании Азова, желал иметь на тамошнем море порт: к сему и избрал он Таганрог. Когда сей порт был совершен, то он долгое время находился в сомнении, при Бальтийском ли море выстроить Петербург, или при Таганрогской гавани. Наконец обстоятельства решили избрать Бальтийское море. В сем выборе не выиграли мы, в рассуждении климата; ибо там зимы почти вовсе не бывает, а здесь она напротив очень продолжительна».
Побывав в Тавриде, где Потемкин строил свои деревни, Екатерина осознала, насколько гнилой в Питере климат, но вряд ли готова была перенести столицу в Таганрог. Вместо этого она распорядилась о постройке на Черном море Одесского порта, значительно более полезного для торговли, чем Кронштадт. До прорытия Морского канала через мелководную Маркизову лужу Кронштадт оставался единственным не только товарным, но и пассажирским портом Петербурга.
Дорвавшись до власти, нелюбимый Царицын сын Павел I решил внести свою лепту в продолжение дел Петра. В 1800 году во дворе своего Михайловского замка он вытащил на свет божий дряхлую статую Петра I работы отца знаменитого архитектора Растрелли, исполнившего ее похожей на конный монумент императору Марку Аврелию в Риме. Этот монумент императора-триумфатора получил одобрение самого Петра, но не понравился Екатерине и был убран с глаз долой. Хотя памятник был завершен стараниями императрицы Елизаветы Петровны, дочери царя, Павел не постеснялся снабдить монумент демонстративной надписью: «Прадеду правнук». В надписи содержался полемический вызов по отношению к Екатерине и ее посвящению на пьедестале Медного всадника. Таким образом, Павел восстанавливал традиционное представление о законности наследования — по родству и крови, хотя у историков есть большие сомнения в его родстве с домом Романовых.
В стремлении спасти свою жизнь от многочисленных врагов Павел I построил  замок в окружении рвов с водой. А памятник прадеду выставил в качестве охранника на площади перед воротами. На фронтоне крепости император приказал написать: «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней». Здесь различимо желание императора использовать цитату из Писания в личных целях – продлении земных дней своих. Ведь в Библии написано: «Дому твоему подобает Святыня, Господи в долготу дней». Вот и попался Павел на подделке божьего документа, выдавая желаемое за действительное и введя в цитату из Писания неподобающую запятую. Как в известной фразе: «Казнить нельзя помиловать».
Но не спасли его все эти ухищрения, и убит Павел был с молчаливого согласия сына, будущего императора Александра I, которого заговорщики заверили, что Павел собирался его арестовать и посадить в острог. Преемственность поколений проявилась не только в надписях на памятниках Петру, но и  в убийстве предшественников: как Екатерина убила своего мужа Петра III, так и её внук избавился от ее сына и отца тем же манером.
Наше время породило ещё два памятника, судя по которым, в стране наблюдается дефицит верховых лошадей. При губернаторе Собчаке Медный всадник усажен был Шемякиным на стул посреди Петропавловской крепости. Горожане хоть и поёживаются, но пытаются найти в нём символическое значение. («Медный сидень» по Д. Бобышеву) Уродство часто привлекательно!
Несколько лет назад главный монументалист России, грузин Церетели подарил Питеру тоже безлошадного Петра I. Горожан памятник напугал, но общественное мнение, как известно, существует лишь для статистики, да и от подарка халявного не принято у нас отказываться. Стоит теперь пятнадцатиметровый Пётр недалеко от Маркизовой лужи, держит грамоту о благодеяниях народу в правой руке и опирается левой рукой на шпагу. Не удивительна подпись ваятеля на постаменте этого гиганта: ПЕТР ВЕЛИКИЙ. Как некогда Екатерина II, на открытии памятника присутствовала Валентина Матвиенко, так что по аналогии с Медным всадником, можно бы написать Петру Великому Валентина Великая. Дай-то бог ей хорошего Потёмкина.
 Потемкина.


Рецензии