Смысл жизни в Исламе

Каков же смысл жизни человека с точки зрения ислама? Бог – Тот, кто даёт смысл и ориентацию в жизни, а действительность состоит в том, что люди не имеют никакой реальной потребности, кроме как в Боге.  Коран учит, что всякое человеческое существо рождается с осознанием Бога в душе. Эту исконную потребность Бог создал в человеческом характере во время творения Адама. Он извлёк всех потомков Адама, которые должны были быть рождены, поколение за поколением и обратился непосредственно к их душам, заставляя засвидетельствовать, что он их Бог: «Господь твой вывел из чресел сынов Адама потомство их и заставил их свидетельствовать против самих себя. Он спросил их: не Я ли – Господь ваш? Они отвечали: мы свидетельствуем это. – Мы это сделали, чтобы вы не сказали в День воскресения: мы этого не знали» (Коран 7:172).
Эта присяга закреплена в человеческой душе даже прежде, чем она входит в зародыш, так что по убеждению мусульман, ребёнок рождается с естественной верой в Единого Бога. Это врожденное естественное состояние веры в арабском языке называют фитра. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» [1]. Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять всё. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги. Когда ребёнок вырастает, естественная предрасположенность к Богу, отпечатанная в его душе фитра, заставляет искать правильный путь, соглашаясь, что Он - его Создатель, был его Богом, даже прежде, чем были созданы небеса и земля. Следовательно, каждый человек несёт в себе Семя Веры в Бога.

Из Рога Изобилия Златые Зёрна сыплются
На поле плодородное, в сердца людей проникнутся,
Живое Чудо-Зёрнышко – Дыхание Создателя,
Прими в сей миг дарованное Сокровище Подателя.
Храните в Сердце-Житнице Зерно Души чудесное,
Взрастёт ко сроку Колосом крупица поднебесная,
И в Жатвы час торжественный сберёт Рука взращённое,
И взвесит Мерой Вечною всю Суть приобретённую. 20.09.10

Однако Семя, дарованное каждой душе, глубоко сокрыто под густым слоем суеты земной жизни. В Коране четко сказано: «Знайте, что жизнь этого мира есть забава, пустое украшение, чванство и желание увеличить одни перед другими ваше имущество и число детей» (57:20), а «богатство ваше и дети - суть искушение для вас, а у Бога есть для вас великая награда» (64:15). Кто же желает прелестей этого суетного мира больше, чем желания отыскать и взрастить в себе Семя Веры: «таковые будут иметь на долю огонь в будущей жизни. Сделанное ими здесь обратится в ничто; их дела пропадут попусту» (11:16).
Растёт немало разного бурьяна,
Что сеют семена, всё размножаясь,
Возьмись за расчищенье сердца рьяно,
В нём Семя Божье с Верой возрождая.
И не заставит ждать, взойдёт немедля,
Оно давно уже момента поджидало,
Ещё Иисус сказал: «Освободись от плевел»,
Чтоб царство Божее в тебе торжествовало.

Следовать фитре – значит стремиться жить в гармонии, любви и согласии с самим собой, с людьми, с природой и Вселенной в целом, не продавать душу ради денег, славы, власти и авторитета, а иметь такую душу, которая привлечёт к себе любые необходимые блага мира [2].
Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением - это служение Богу, его восхваление и поклонение. Всё остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Мы получаем это сообщение из Священной Книги Ислама: «Я создал духов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56). Из приведённого аята следует, что мусульманин живёт не для себя, а во имя Бога, и все его действия как мусульманина должны вести к служению и поклонению Всевышнему. Чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие.
Кто развивает данное Всевышним Семя Вечное,
Не тратит время попусту на кутерьму беспечную.
Покуда срок не кончился, творите предписание,
Растите Семя Вечное для ЦелеОсознания. 9.06.10

В Коране указывается: «… восхваляй Господа твоего перед восходом солнца и перед закатом его; а так же при наступлении ночи; славь Его и при начале и конце дня, чтобы быть угодным Ему» (20:130).
Но кто нуждается в поклонении? Бог не имеет никакой нужды в нём. Если бы никто не поклонялся Богу, это ни на йоту не уменьшило бы Его славы, и если бы всё человечество поклонялось Ему, это не добавило бы ничего к Его славе. «Я не прошу у них даров и не прошу, чтобы они питали Меня. Один Бог есть податель даров. Он непоколебим, всесилен» (Коран 51:57-58) Именно мы имеем потребность в Боге, сам человек нуждается в поклонении Ему.
Лоренс Б.Браун указывает, что основой поклонения является повиновение Закону Божьему: «Только когда люди поклоняются их Богу, подчиняясь Его религиозному закону, они могут иметь мир и гармонию в их жизни и надежду на небеса, точно так же как вселенная движется в гармонии, подчиняясь физическим законам, установленным Богом. Когда теряете надежду на небеса, вы теряете окончательную ценность и цель жизни. Повиновение Божественному Закону приносит мир в этой жизни и спасение в следующей» .
Таким образом, жизнь, по учению ислама, даётся человеку для того, чтобы он поклонением, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, человеческая жизнь лишь испытание на пути в потусторонний мир. Какие же испытания надлежит пройти человеку?
Современный философ-арабист А.Г.Хайрутдинов, заметив, что понятие «человек» в Коране передаётся разными арабскими словами: инсан и башар, предположил, что это в этих словах отражены особенности внутреннего, духовного содержания человека. Предположим, что испытания человека заключаются в способности достичь определённой ступени духовного развития. Рассмотрим аят Корана с этой точки зрения.
«Несомненно, сотворили Мы человека (инсан) наилучшим сложением» (95:4). Человек здесь назван словом инсан, со значением «забывать». «Часто употребляемое в Коране слово инсан (аль-инсан), которое переводится как человек, на самом деле имеет значение забывший, поскольку образовано от корня НСИ, со значением «забывать» [2].  Так что же человек забыл? Не врождённое ли Семя Веры в Единого Бога - фитру?
Далее в аяте мы читаем, что инсан сотворён «наилучшим сложением», затем он «был низвергнут в нижайшее из нижайших»,  то есть благодаря этому падению человек-забывший получил перспективу вспомнить то, что он несёт в себе исконную врождённую потребность, естественное состояние Веры в Бога, т.е. фитру,  которое со временем и под влиянием земной жизни, которая  «… ничего больше как игра и суета…» (6:32),  притупилось. Но никто другой не может помочь человеку-инсан вспомнить это, кроме него самого. Однако Всевышний даёт человеку-забывшему шанс, если его намерение осознанно и безупречно и тогда, согласно Закону Всевышнего: «Возносим Мы на степени, кого пожелаем» (6:83) и человек становится тем, кто в Коране назван башар - человек вспомнивший. Ни это ли можно назвать испытанием для человека?
А.Хайрутдинов рассматривает скрытый смысл слова башар.  «Привлекает внимание тот факт, что слово башар в арабском языке является однокоренным со словом башшара, которое переводится как бабочка. В этом свете весьма показательным выглядит феномен гусеницы, превращающейся в бабочку. В одном из аятов Корана Аллах говорит, что человек будет превращён «в нечто неведомое» ему доселе (56:60-61). Можно лишь представить себе качество преобразования, масштаб и красоту обещанной господом трансформации» [3]. «Но путь к бабочке для гусеницы гусеницу лежит через смерть – превращение в куколку. Путь к Богу для человека также происходит через смерть – смерть эго, через смерть ложного «я». Пророк Мухаммед сказал об этом так: «Люди спят. Умирая, они просыпаются» [там же]. Сократ сказал об этом другими словами: «Люди больны, умирая, они выздоравливают». Прижизненному пробуждению пророк Мухаммед придавал крайне важное значение, говоря: «Умри, прежде чем умереть», т.е. «Я» (эго, чувство собственной важности и т.п.), должно перестать доминировать, буквально – умереть, чтобы пробудился Дух» [там же]. Когда Дух созревает окончательно, т.е. просыпается до момента физической смерти, тогда приходит свобода и начинается рай [2]. Итак, башар – это уже не «гусеница»-инсан, а тот, кто волею Аллаха начал превращаться в куколку и при этом перестаёт быть забывшим. Налицо прямая аналогия, яснее ясного напоминающая нам о волшебной метаморфозе, ожидающей человеческое существо.
Следовательно, благодаря осознанному, смиренному и безупречному служению Всевышнему, вспомнив своё естественное состояние Веры в Бога,   которое закреплено присягой, данной до рождения, человек, по милости Всевышнего, восстанавливает «наилучшее сложение», тем самым проходя испытание и становится достойным возвращения к Богу.
Ответ Ислама на вопрос о смысле человеческой жизни заключается в «реализации фундаментальной человеческой потребности: возвращение к Богу через поклонение Ему. А.Хайтурдинов указывает, что в смысловом поле арабского глагола «поклоняться» присутствует и такое значение, как «мостить дорогу», т.е. образно говоря, возвращаясь к Богу, человек своими благими деяниями мостит путь, по которому он когда-то ушел из рая.
Сам человек - это «Мост Сират», который в Коране олицетворяет переход над адом. В человеческой душе создаются условия для перехода этого Моста, но желание Его перейти возникает только у того, кто узнал о Другом Береге, у того, кто вспомнил. Но что же человек забыл? Ответить на этот вопрос возможно, лишь осознав тот факт, что он вообще что-то забыл. Когда это произойдёт, лишь тогда он будет пытаться вспомнить, осознанно стремясь достичь состояния человека-башар. Пока же этого не произойдёт, пока человек не узрит в своём сердце Другого Берега, он живёт «подобно безумной гесенице-инсан и озабочен только радостями этого мира. Иными словами такой инсан остаётся в аду: «И создали мы для ада многих … людей – есть у них сердца. Которыми не понимают. И есть у них глаза. Которые не видят, и есть у них уши, которые не слышат. Они подобны скотине; нет, ещё более заблуждаются они…» (7:179). Но когда душа созревает настолько, что в ней пробуждается жажда, начинается подлинное движение. Стремление стать, наконец, тем, кем ты был задуман, положить конец безумству и обрести покой. Вот что отличает человека от животного. Кстати слово ислам означает покой» [3].
Итак, смысл жизни человека с точки зрения ислама: возвращение к Всевышнему по Мосту Сират и лицезрение Аллаха на том свете. Однако каждый волей или неволей возвратится к Нему после смерти, так что вопрос не просто о возвращении, но о том, как произойдёт это возвращение. «Переход по мосту будет согласно деяниям. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других – тоньше волоса и острее лезвия сабли. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие – пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле» [4].
Будет ли этот возврат в позорных агонизирующих цепях, в ожидании наказания, или радостное и благодарное приятие того, что обещал Бог?  По убеждению Лоренса Б. Браун, если человек ожидает последнего, то через Коран и учение Пророка Мухаммеда, Бог возвращает к Нему путём, который гарантирует человеку вечное [5].
Заслужить право созерцать Аллаха на том свете - вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений [6].
Литература
[1] - Аль-Бухари, Сахих, том 2, книга 23, хадис 441
[2] - Хайрутдинов А.Г. Неизвестный ислам. Часть II. Коран, который мы знаем / А.Г.Хайрутдинов. – Казань, 2007. – 128с. (С.8;82).
[3] - Хайрутдинов А.Г. Коран: осмысление продолжается / А.Г.Хайрутдинов. - Казань, 2009. – 92с.
[4] - Вера в судный день / Газета Ас-Салам. - 2006 http://www.assalam.ru/lib/jizn_proroka007.shtml
[5] - Лоренс Б. Браун, Исламские ответы на первый из  “Больших Вопросов” в жизни,  неизбежно задаваемые каждым человеком: “Кто нас создал”? – 2008. http://www.islamreligion.com/ru/articles/524/
[6] - Ислам. Цель и смысл жизни http://www.sunhome.ru/religion/11559/p1


Рецензии
Добрый день, Татиана.
Вы тут давно не были, но мне захотелось высказаться.

"жизнь, по учению ислама, даётся человеку для того, чтобы он поклонением, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю."

Во первых, "вечного блаженства" нет. И рая в том виде, как мы его себе воображаем, тоже нет. Если взрослый человек верит в рай, то он разумом еще не взрослый.
Религию, и особенно Ислам, придумала технократическая цивилизация, которая сама уже зашла в тупик. Мы пойдем за ней и тоже попадем в тупик.
О каком рае можно говорить, если мы рай здесь на земле устроить не можем.
Там где ислам - войны, террор, притеснение женщин. Там пустыни. Они бегут в Европу.
Вот люди придумали себе религию, сидят над книгой с четками и ждут рая.
Клиника с серьезным выражением лица.
Ни поклонением, ни смирением, ни терпением милости Аллаха не заслужишь.
человек должен стремиться к знаниям и творить, улучшая этот мир.
Аллах призвал своих людей к смирению и покорности, по тому как созданные им люди были для него агрессивны.

В религии много кривды. Она зародилась давно и сегодня жить в религии это значит двигаться назад.
В 21 первом веке никакие религии у же не нужны. Я надеюсь, Татиана, что и Вы уже это понимаете.

Николай Кладов   02.08.2014 06:35     Заявить о нарушении
Коммунизм -утопия, но китайцы смогли под руководством компартии сесть на хвост
Америке. Религия не тянет назад, а наоборот. Человек тем и отличается от животного, что он верующий. В этот священный месяц не хочется вам говорит
колкости, хотя заслуживаете за эти слова:
"Вот люди придумали себе религию, сидят над книгой с четками и ждут рая"

Гунки Хукиев   03.07.2015 19:25   Заявить о нарушении
Коммунизм - не утопия. Это общество будущего. Наше сознание вот это утопия.
С нашим сознанием будущее никогда не наступит и всегда будет утопией.
Слов я много говорю разных. Хватит ли у Вас колкостей?

Николай Кладов   01.10.2015 20:02   Заявить о нарушении
Даже не знаю что Вам сказать, Николай Михайлович, я, наверно, скоро возьму Вас в свой Устаз (учитель), так у нас говорят когда мусульманин пристаёт к одному из течений.

Обязуюсь быть прилежным слушателем. К сожалению, тут ироний нет, есть горькое разочарование не самой религией, нет. А тем как им манипулируют.
С уважением,

Гунки Хукиев   01.10.2015 21:05   Заявить о нарушении
Ну что ж, очень рад такому ответу, Гунки Хукиев. Хорошо Вас понимаю. Все так сложно в этом мире. И если бы люди знали, что за всем стоит.
Отношения учитель- ученик я не очень приветствую и не смотря на назидательный том, предпочитаю положения на равных и мне есть что сказать. Рад Вас приветствовать.

Николай Кладов   01.10.2015 22:05   Заявить о нарушении