В тылу

2116 год, 28 октября.


Майкл уже пять лет работал на фабрике. Когда началась война, ему пришлось переквалифицироваться из обычного наладчика роботов в распределителя полученных раненых боевых единиц роботов. Другими словами он решал, которых отправлять на ремонт, а которых на переплавку. Так продолжалось до тех пор, пока ему не привезли боевого робота 600820.
У робота отсутствовали обе ноги и правая рука, но он ещё мог говорить, хотя и потерял возможность двигаться. Всё тело получило жуткие ожоги. Его уже невозможно было восстановить и даже разобрать на части, просто многие его части не функционировали.
Майкл повесил его над своим ремонтным столом, чтобы позже посмотреть, чем можно помочь роботу. Он часто вынимал основные процессоры с так называемым «мозгом» и переставлял их в других роботов. «Мозг» стоил довольно дорого, чтобы его просто плавить.
Обычно роботы остававшиеся в «сознании» не начинали разговор сами, но 600820 начал первый:
-Вы меня переплавите?- Спросил он, медленно крутясь на цепи над столом.- Вы плавите таких как я, чтобы сделать новых.
-Обычно да, но твой центр мышления не повреждён, так что, ты ещё, может быть, и встанешь на ноги.- Майкл даже не поднял глаз от столов с телами выведенных из строя.
-Я не хочу жить?- Тихо произнёс робот.
-Что?- Майкл услышал, что сказал 600820, но подобных речей он робот не должен произносить.
-Я не хочу жить?- Повторил робот немного громче.
-Формально, ты никогда не был живым...
-Тем лучше.
-А почему ты хочешь умереть?- Спросил Майкл, подходя к висящему роботу без всякой внешней заинтересованности.
-Я много убивал.
-Боевые роботы убивают – это одна из их основных функций.
-Я убивал людей, роботов... Я больше не хочу.
-Такого я ещё не слышал.- Без какого-либо уныния произнёс Майкл.
-Я знаю, почему вы такой...
-Какой?
-Бесчувственный. Легче убивать роботов, когда ты думаешь, что они – просто железо.
После этих слов мнение Майкла об этом роботе изменилось. Ему никогда не доводилось видеть робота, который не просто оценивает действия человека, но и объясняет их без каких-либо научных терминов. И к тому же 600820 – первый из роботов, который употребил слово: бесчувственный.
-А ты что, можешь чувствовать?
-У меня чувств гораздо меньше, чем у вас, но я...
-Что?
-Я не хочу чувствовать.
-А почему?
-Это больно.
-Что значит больно?
-Если бы я был человеком, я бы сказал, что у меня душа болит.
Майкл от изумления раскрыл рот. Этот робот говорил о душе, о том, что и людям трудно понять, не то, что роботам.
В этот день они больше не разговаривали, но Майклу было трудно принять то, что в его лаборатории на крюке висит механизм и рассуждает о духовной стороне жизни. Неужели люди смогли наделить душой роботов. Неужели они поделились своей божественной искрой с роботами.


2116 год, 29 октября.


Майкл сидел в лаборатории уже три часа, разбирая роботов, но 600820 не начинал говорить. Майкл подумал, что весь вчерашний разговор не более чем просто ошибка в программе.
-Вам не скучно?- Спокойно произнёс робот, но Майкла всё равно передёрнуло от страха.- Может, включите радио?
-Любишь музыку?- Холодно спросил он.
-Не знаю. Просто мне скучно.
-Скучно? А раньше, когда тебе было скучно, что ты делал?
-Читал стихи.
-Стихи? Какие?
-Разные. Многих авторов. Те, что слышал от людей. А однажды, я даже нашёл книгу со стихами.
-И тебе понравилось?
-Да, успокаивает.
Майкл улыбнулся, подошёл к столу и включил радио. Заиграла какая-то старая стремительная мелодия. Робот начал раскачиваться на своём крюке, размахивая рукой. Потом пытался что-то подпевать в такт мелодии, но только хрипел и не успевал за ритмом. Майкл смотрел на этого робота с взглядом полным жалости. Он знал, 600820 хотел танцевать. Майкл хотел, было предложить роботу подключить его к механическим ногам или что-нибудь ещё, но не решился портить момент радости этого измученного «ржавого вояки».
Весь день в лаборатории играла музыка, и слышалось скрипение старого крюка, щёлканье стальных пальцев и хриплый механический голос.
Рабочий день давным-давно закончился, но Майклу не хотелось уходить, потому что автоматика отключила бы всё электричество в комнате. Он остался в лаборатории и заснул под неуклюжие пения своего «металлического друга».


2116 год, 30 октября.


Майкл проснулся. Радио всё ещё играло, но 600820 уже не пел. Он просто крутился на своём крюке. Майкл понял, что роботу стало грустно, он хотел что-то сказать ему, но не решался. Хотя все знают, что роботы не могут чувствовать, но в эту минуту Майкл уже не был уверен в этом. Ему и самому на секунду хотелось представить, будто этот робот может думать подобно человеку.
-Я не заметил, как вы заснули, но мне не хотелось вас будить.- Тихо проговорил 600820.
-Я просто, не хотел тебе мешать. Ты был так рад, слушая радио.
-Я вдруг захотел танцевать. Я только теперь понимаю, как много я не могу сделать. Вы люди можете жить, как вам хочется: можете воевать, можете играть, петь, любить. А я...
Майкл не знал чем возразить роботу, тем более что он был прав. Люди могут делать, что захотят и та война, которую они затеяли тоже решение людей. Не боги решают с кем воевать человечеству.
-Вы меня переплавите?- Снова начал робот.
-Нет. Твой мозг цел. Ты будешь функционировать.
-Я не хочу.
-Не хочешь «жить»?- Обычно на такую форму слова «функционировать», роботы не отвечали, но…
-Не хочу.
-Но, почему? Ты бы мог продолжать работать на благо общества, может быть, даже получил бы привилегии за военные заслуги.
-Я не желаю жить, вспомнив, сколько я убил. Я убивал многих людей. Я убивал не потому что, они были опасны, а просто потому что, мне приказывали убить. Разве может человек жить со спокойной душой, убив столько живых существ, пусть даже врагов?
Этот день был тяжёлым. 600820 крутился на своём крюке и не желал больше вести беседы. Майкл тоже не имел желания проводить время в таких печальных мыслях. Он знал, только то, что «убивать» этого робота он не хотел.
Майкл не остался на ночь. Радио играло какие-то старые композиции, но робот не возражал, когда человек удалился. Свет погас, радио отключилось. Всю ночь 600820 провёл, слушая скрип своих цепей.


2116 год, 31 октября.


В 7 часов утра всё снова включилось. Автоматика срабатывала заранее, чтобы, придя, рабочие не имели проблем с включением оборудования. Радио включилось, и из него полилась музыка. Она была так прекрасна, что роботу даже показалось, будто он плачет. Но всё это было лишь иллюзией, самовнушением. 600820 единственной рукой схватился за свою цепь, используя её как опору, он снял себя с крюка. С невероятно шумным грохотом он повалился на пол. Он долго  пытался подняться на стол, но всё же, это ему удалось. Робот добавил громкости радио и спустился на землю. В оглушительных звуках радио было трудно уловить скрежет корпуса боевого робота об пол. Он передвигался только с помощью одной руки, медленно приближаясь к люку. Он не спешил, двигался настолько быстро, насколько мог. Наконец добравшись до люка переплавки, он открыл его. Забраться внутрь было гораздо легче, чем вскарабкаться на стол. Автоматическая дорожка сама подхватила его тело и повезла к домне.
Вошедший Майкл, не увидев своего друга, поспешил к открытому люку. Через окно он увидел, как робот приближался к своей цели. Человек остановил дорожку, но было уже поздно. 600820 плавился в бурлящей лаве.
Человек что-то кричал, но робот его не слышал. Его провожали громкие, заглушающие мотивы радио. Он не чувствовал жара. Память начала постепенно стираться. Вскоре ушло и осознание своего состояния, и 600820 погрузился в свою «могилу».


2116 год, 3 ноября.


Майкл уже свыкся с мыслью, что он уже никогда не будет говорить с 600820, пытался внушить себе, то, что он был всего лишь машиной, машиной - которая слишком много видела и запоминала.
Майкл не включал радио. Не болтал про себя. Не насвистывал, каких-нибудь забавных мелодий. Он не хотел отвлекаться от работы, которая отравляла его мозг сладким ядом забытья. Вскоре, ему привезли новую партию роботов. И как всегда, Майкл повесил одного над своим ремонтным столом, чтобы позже посмотреть, чем можно помочь роботу. Но через минуту, тот неожиданно начал:
-Вы отправите меня на переплавку?- Спросил он, медленно крутясь на цепи.


Рецензии