Памятник греческому воину на острове Крит

По началу, он вызвал умиление, этот памятник.
И даже чуть было не спровоцировал некое ёрничанье в свой адрес. Если, конечно, смотреть на него в профиль.   

Какой-то, наподобие шлема пожарника, головной убор у воина на голове. Кургузая шинелишка, обмотки вместо сапог, а у ноги, судя по всему 6,5 мм горный австрийский карабин Манлихер-Шонауэр устаревшего образца.

Затем, когда взглянул на него анфас, иронии поубавилось. Ведь народ увековечивает своих героев так, как умеет и видит.

В конце концов, и стела в виде вздыбленного «болта» на площади Восстания в Питере вызывает лишь одно - недоумение. Зато памятник императору Александру Третьему, что вроде бы должен стоять возле Московского вокзала, до сих пор «бродит» по нашему городу словно призрак…

Судя по экипировке, памятник греческому воину в городе Ретимно имеет прямое отношение к участию острова Крит во Второй Мировой Войне. Что же происходило на Крите в те суровые годы?

Ранним утром 20 мая 1941 года безоблачную синеву над Критом пронзил рёв юнкерсов, тянущих за собою многочисленные планеры. Общее их число было порядка 80 единиц.

Из чего состоял планер? Обтянутое прочной синтетической тканью деревянное чучело фюзеляжа и крыльев. Зато с мощным опять же деревянным килем. Что позволяло планеру приземляться на сравнительно ровную травянистую или песчаную поверхность.

Спикировав на пляжи и альпийские луга Крита, планеры высадили более 700 немецких десантников, которые сходу начали атаку военных аэродромов, защищаемых частями британских войск, включая австралийцев и новозеландцев.

Тут же был выброшен внушительный отряд немецких парашютистов, оказавшийся в тылу у британцев, который понёс огромные потери. Однако немцами был создан плацдарм для действий по захвату посадочных площадок для транспортных самолётов.

Так началась воздушно-десантная операция «Меркурий», имевшая целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским морским бассейном Германией.

В течение последующих двух дней происходили ожесточённые бои, результатом которых явился захват немцами аэродромов, и последовавшая за этим высадка крупных сил, доставленных тяжёлыми транспортными самолётами.

Таким образом,  в кратчайшие сроки на остров были высажены 7я воздушно-десантная и 5я горная дивизии Вермахта, общая численность которых составила сперва - 22 тысячи человек, а к моменту окончания операции достигла 35 тысяч.

Войска британцев оккупировали Крит ещё в октябре 1940 г. Дело в том, что к этому вынудили определённые военные обстоятельства.
А именно, оккупация, за несколько месяцев до этого, материковой части Греции Италией.

Несмотря на то, что итальянское наступление было отражено, последующее вмешательство в конфликт гитлеровской Германии заставило британское командование вывести свои войска численностью 57 тыс. человек с континентальной Греции. Часть этих войск и была направлена на Крит для усиления его 14-тысячного гарнизона, состоящего из греков.

Крит являлся важной морской и авиационной базой союзников. К началу операции «Меркурий» его защищали около 40 тыс. солдат. ВМС Великобритании полностью контролировали прибрежные воды. Всё это делало остров практически неприступным для традиционного в то время морского десанта.

Смысл морского десанта заключался в том, что к берегу подходили специальные плоскодонные быстроходные десантные корабли, которые и высаживали пехотинцев. На современных БДК умещается количество личного состава равное по численности батальону морской пехоты, не считая военной техники.

У советских моряков, к примеру, во время Второй Мировой таких кораблей не было и в помине, поэтому морпехов доставляли к месту высадки на катерах, эсминцах и даже самоходных баржах, что естественно осложняло задачу, поскольку зачастую бойцам приходилось сигать прямо в ледяную воду. Однако, понятное дело, расейскому солдату-матросу к такого рода тяготам и лишениям было не привыкать.

Силы британцев на Крите создавали постоянную угрозу странам Оси (Рим, Берлин, Токио), в частности нефтяным промыслам румынского Плоешти, поэтому вторжение Германии на остров было лишь вопросом времени.

Казалось бы, несопоставимые цифры: почти 40 тысячный гарнизон британцев и греков, и всего-то 22 тысячи немцев.
У половины греческих пехотинцев были вышеупомянутые карабины Манлихер-Шонауэр, применявшиеся ещё в Первой Мировой,  у остальных – винтовки что-то типа наших «трёхлинеек», а у тысячи солдат - вообще французские ружья «Гра» образца 1874 года.
Британцы были вооружены получше. У них были современные карабины, лёгкие ручные пулемёты и крупнокалиберные пулемёты Виккерс. Однако имелся явный дефицит артиллерии, как наземной, так и зенитной. Правда, имелись лёгкие танки, использование которых в горных условиях было затруднительным.

Интересно, что и у немцев были проблемы с вооружением. Правда, скорее организационного порядка. Дело в том, что согласно существующему распоряжению, установленному военачальниками Вермахта, личный состав и оружие с боеприпасами выбрасывались на парашютах отдельно. А в руках у приземлявшихся парашютистов имелись лишь одни стропорезы, и больше ничего. И порою до контейнеров с оружием они добирались под шквальным огнём, вступая в рукопашную и неся при этом большие потери.

Всего британцев и греков погибло и пропало без вести за 11 дней боёв порядка 4 тысяч человек. 12 тысяч попали в плен. Немцев погибло более 3 тысяч. Цифры ошеломляющие.

Надо сказать, что Гитлер вначале планировал, по примеру воздушной атаки на Крит, нападение и на другие острова Средиземноморья, в частности, Кипр и Мальту, находящиеся под защитой британцев. Однако в дальнейшем, с учётом огромных потерь при взятии Крита от этой идеи отказался.

Такой вот памятник воину-греку, защитнику Крита. А ведь, и то сказать, правильный памятник.

Кстати, приходилось слышать такого рода там разговоры. Дескать, нынешняя Греция задолжала Германии много миллионов евро, и в качестве компенсации немцы требуют отдать им остров Крит. Но, думаю, что всё это фигня на оливковом масле и бабушкины бредни. Не те сейчас времена, чтобы велосипеды за мальчиков давать. В том смысле, что родные острова по дешёвке разбазаривать.

На углу набережной, что возле гавани и улочки с непонятным названием в городе Ретимно, меня остановил какой-то невероятно блондинистый пятидесятилетний чудак, практически альбинос, и ткнул пальцем в грудь.

- Норвеген?

- Ага…военный китобой, - ответил я, - Прибыл сюда на побывку…

- Какой он норвеген?! – удивилась моя жена, - Он – русский. Рашен!

- А! Рашен?! – засмеялся чудак, и, протянув руку, сказал: - Доброе утро!

- А ты? – спросил уже я, в свою очередь ткнув ему пальцем в грудь, - Свериген?

- Ноу! Джёмани!

- А…ну, тогда «Гутен морген!»

Так и расстались, и каждый пошёл своею дорогой. Хотя, можно было бы и тяпнуть по 100 граммов метаксы во имя дружбы наших народов, и отсутствия противоречий, надеюсь что уже окончательных, для нынешней цивилизации…


Рецензии
Вот как! я-то, наивная, думала войны мимо курортов прошли )))))

Мнемозина   17.10.2010 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Тань, развеселила!
А этот немец, действительно, забавный такой был. Из бара только что выкатился, наверное хотел добавить, а меня жена удержала.
Про Корфу надо будет ещё чего-нить подобное изучить. Хотя, знаю, что адмирал Ушаков там тоже какого-то басурмана побил, а бедные греки опять пострадали.
Но, пожалуй, уж про Корфу, при личной с ним встрече)))))

Валерий Шум 12   17.10.2010 23:00   Заявить о нарушении
Знаешь, мне видятся греки такими "вась-вась", свою выгоду нигде не упустят...не зря один из самых богатеньких дядек - Онасис - был греком ...
))))))))))

Мнемозина   17.10.2010 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.