Как Ванька-лоботряс экологом стал

Жил да был самый обыкновенный Ванька-лоботряс. Называли его так все кому не лень, да и было отчего: учился Ванька в 7 классе с горем пополам, родителям дома не помогал по хозяйству, да и талантами не блистал особо. Но с огромной охотой хулиганил после уроков с такими же лоботрясами, как он сам.
Развлечений у них было много. То местной кошке консервную банку к хвосту привяжут, то с соседним двором подерутся, то мусор под окнами подожгут. Да и мало ли еще каких приключений у них не было! У всех участковых от Ванькиных дружков головы не проходили уж который год: хозяйки кошек, рассерженные родители битых, все местные жители в милицию приходили и твердили как заведенные: «Примите меры! Примите меры!» У кого угодно голова заболит!
Не знали просто участковые, что эту «банду» с главаря надо начинать обезвреживать. Ванька-то – главный выдумщик во дворе, ростом выше всех и силу свою уж не раз в драках показывал. Но так уж вышло, что случай один, да не простой, а из разряда сказочных и чудесных, изменил нашего Ваньку до неузнаваемости и сделал из главного хулигана и лоботряса на дворе мальчишку, которого мамы своим малышам в пример ставят!
Но обо всем по порядку.
Самым любимым занятием Ваньки с дружками было соревнование. Да не какое-нибудь мирное и безобидное, а самое что ни на есть хулиганское: встанут они на мостике через речушку, что рядом с Ванькиным домом протекала, наберут перед этим полые пакеты бутылок, банок и мешков, которые под окнами поджечь не получилось, в рядок на мосту выстроятся и давай швырять в речку мусор – кто дальше? Вроде и ничего особенного, но занятие это все любили потому, что жители не ругались. Им ведь все равно было: главное, кошки-детки целы и дымом во дворе не пахнет. А то, что лоботрясы шумят на мостике – это нестрашно, потому что в девять родители их всех домой загонят. О речке как-то никто особо не задумывался. Ни к чему было.
И вот в один прекрасный день посоревновались лоботрясы от души. Время было к девяти, начали домой расходиться. А Ваньке разрешили подольше погулять, потому что осенние каникулы со следующего дня начинались. Остался он на мостике один и решил потренироваться в метании мусора, чтобы завтра его никто обыграть не смог.
Летела в речку уже третья стеклянная бутылка, как вдруг вместо привычного для нашего лоботряса всплеска кто-то очень громко ойкнул. Ванька замер на мгновение, огляделся: рядом ни души, сумерки осенние почти что в ночь переходят. Подумал, что примерещилось это ему, головой только потряс.
Следующей полетела железная консервная банка. И каково же было Ванькино удивление, когда вместо всплеска раздался голос какого-то старичка:
– Эй, лоботряс! Последний раз предупреждаю: кинешь еще хоть что-нибудь, сам не рад будешь!
Ванятка опешил.
– Что-то я наверно не выспался сегодня. Ерунда всякая мерещится! Ну в самом деле, не речка же со мной разговаривает! – рассуждал Ванька вслух, успокаивая сам себя.
К счастью, совести у лоботрясов бывает не слишком много, и Ванька решил:
– Ладно. Последняя баночка – и спать. Все равно Костику меня не переплюнуть!
Размахнулся Ванька и кинул банку. Отсюда все его приключения и начались…
* * *
Внезапно из-под мостика вытянулись скользкие мокрые водоросли, обмотали Ваньку с головы до ног и в воду потащили. Так наш лоботряс удивился, что даже закричать забыл. Глаза только прикрыть успел.
Почувствовав опору под ногами, Ванька открыл глаза. Оказался он на дне речушки, только было оно совсем необычное, на коридор похожее. Все вокруг было залито зеленоватым светом и бликами от мерцающей поверхности реки.
Ванька, собрав все свое мужество, громко крикнул:
– И что дальше? Где я? И зачем я вам тут понадобился?
– Ты не кричи так, не на улице все-таки, - спокойно проговорил тот же старичок, который ойкал и ругался.
Ванька даже подпрыгнул от неожиданности:
– Вы кто? Отпустите меня домой, я даже больше никогда не буду драться ни с кем!
– Пустые твои обещания, Ванька. Не знаешь ты словам своим и поступкам цены, а знать надо. Вот и взялся я тебя поучить, видимо некому больше. Только кто я такой, ты пока не узнаешь. Я тебе владения свои сначала покажу, да о делах твоих, за которые ты сюда попал, расскажу поподробнее. Просто ступай вперед, слушай внимательно, да по сторонам смотри, полезно это тебе. А чтобы не скучно было, с тобой клопик водяной пойдет. Он красненький, хоть какое-то разнообразие в нашей зеленой мути.
– А с чего это я должен идти? – заартачился Ванька. – Мне домой пора, родители волнуются! И чего я вообще на вашем этом дне не видел!
– Ты, Ванятка, не груби. Ничего не видел, а потому не знаешь ничего. Ступай, куда велено, а то навечно тут останешься! – начал сердиться старик. – Клопик, веди его!
– Ну ладно, дед, так и быть, пойду. Но учти, вижу тебя – отметелю! Никто еще меня, Ваньку, так просто ни к чему не принуждал!
– Посмотрим, как заговоришь, когда дойдешь, - усмехнулся невидимый старик.
В это время прискакал водяной клоп. «И правда Клопик, - подумал Ванька, - маленький такой и прыгает так забавно!»
– Спасибо, дед! Мне с таким спутником нескучно будет! Веди меня, Клопик! А то уже домой охота.
И вот мальчик и Клопик двинулись вперед.
* * *
Сначала коридор долго не заканчивался. Шли Ванька с Клопиком совсем одни, шагов своих не слышали, помалкивали.
Вдруг оказались путешественники в зале большом, высоком и светлом. Старичок снова заговорил:
– Вот, Ванька, дом мой, Речкино Сердце. Я гостей люблю принимать, да только не заходит ко мне никто, давно уж не заходит.
– Это еще почему? – спросил Ванька. – У вас тут уютно даже.
– Помереть боятся.
– Ну я-то не помер.
– А ты, Ваньк, и на земле не помер, потом что отравили люди землю уже давно и выживать на ней привыкли. А вода не такая. Воду беречь нужно.
– Ой, дед, мне этим в школе уши прожужжали: беречь воду, не сорить. Надоело! Если ты об этом будешь говорить, лучше утопи сразу!
– А зачем рассказывать, Вань? Я покажу просто. И прекрати ругаться, ты в гостях! – пригрозил дед, - И хватит уже играться вам!
Ванька с Клопиком затеяли соревнование «Кто дальше прыгнет?» и старичка уже давно не слушали.
– Ой! Прости, дедуль, мы больше не будем! Показывай скорее!
Клопик проскакал еще немного вперед, Ванька – за ним. Внезапно им открылась ужасная картина: горы и пригорки из бутылок, банок и другого мусора расстилались впереди насколько хватало глаз. Ни водорослей, ни рыб, ни мальков, ни даже лягушечек не видать. Мёртво все, голо, печально. Даже Клопик приуныл.
– Вот, Ванька, гляди, что люди натворили. Кидали-кидали мусор, а он ведь не просто так на дне речном лежит. Он разлагается, медленно-медленно, отравляя все вокруг вредными веществами. Стекло-то, Ваньк, тысячу лет распадается!
И лежат эти горы, и травят на дне речном все живое. Сначала растения гибнут, потом насекомые мелкие, потом рыбы, которые их ели, а последними те рыбы умирают, которые других ели рыб, хищные значит.
– Как же так, дед? Неужели совсем ничего сделать нельзя? – Ванька еле сдерживал дрожь в голосе.
– Можно, Вань, можно, - отвечал дед. – всё ведь у людей в руках. Остановились бы они в засорении речки, глядишь, у меня хоть ручейники бы остались. Но нет. Все равно бросают в воду что ни попадя.  Уже даже водяные ослики не живут. Спасибо хоть Клопик иногда из заводи приходит, скуку развеять. Эй, Ванька! А ну-ка утри слёзы! Ты чего плачешь?
– А речка-то эта хоть и ма-ма-ленькая, но в большую впада-а-ет! А из той б-большой весь город во-оду питьевую п-получает! А если тут даже водяные о-ослики не живут, если тут мертвое все, как можно эту воду п-пить?
– Правильно мыслишь, Ванятка! А коль скоро своим умом дошел, расскажи теперь мне, что с этим сделать можно?
Призадумался Ванька. Но тут в глазах его огонек недобрый сверкнул:
– Мутузить надо всех, кто мусор в речку кинет!
– Тогда тебе самого себя первым бить придется, - смешливо возразил старик. – Расскажу я тебе, что нужно делать.
– Скорее, скорее говори!
– Сам за собой следи, Ваньк. Просто все очень. А друзья твои сами за тобой все повторять будут и тоже мусорить перестанут. И родителям расскажут. И громких слов про загрязнение не разбрасывай. Запомни мой главный тебе наказ: мысли широко, думай о больших проблемах природы, не забывай о них ни на секунду. Но действуй всегда и только там, где находишься, решай проблемы маленькие, потому что все большие от них исходят. И изучай, изучай, изучай! Все, что вокруг тебя есть! Потому что чем больше знаешь, тем больше любишь и сочувствуешь.
– Да неужели все так просто?
– Просто, Вань, просто. Цени красоту и тебе не захочется ее губить. И пусть не только поступки твои будут чистыми, но и мысли. Не злись, не хулигань, Ваньк! Душу-то человеческую можно как и речку так загрязнить, что она мёртвой станет. Понял ты меня?
– Понял, дедуль, понял! Можно мне уже домой?
– Ступай. Клопик тебя проводит.
И Ванька побежал туда, откуда пришел. Но на полпути остановился и спросил:
– Дедуль, а ты ведь не сказал, кто ты такой!
– А я, Ванятка, Речкин Дух, Балансием меня звать. Слежу тут за всем, но никому не показываюсь.
– Неужели я тебя не увижу даже?
– Увидишь. Речка когда очистится, растения в ней появятся, рыбы снова заживут, тогда я тебе и покажусь. В плеске рыбьих хвостов над поверхностью, в крылышках стрекоз над желтыми кубышками, в песчаном дне заводи, когда вода как слезинка чистой станет.
– Ну тогда до встречи, Речкин Дух! Скоро мы увидимся, уж я постараюсь!
* * *
Как подменили Ваньку после его путешествия! никому он о нем рассказывать не стал, да только за собой следить начал, как ему Балансий наказывал. Соревнований по метанию мусора не устраивал, в экологический кружок пошел, юным исследователем стал. А остальные бывшие лоботрясы, глядя на своего заводилу, начали с него пример брать.
Тут уж родителям подошла очередь радоваться. Поумнели детки, посерьезнели, их самих хорошему отношению к природе научили. Мусор во дворах больше никто не поджигает, потому что он там не валяется.
Речка у дома очистилась, ожила, а люди рядом с ней парк разбили, красивый-красивый. Чтобы ценить ее еще больше.
А Ванька вырос, стал серьезным ученым, но всегда к Балансию возвращался, потому что самому главному тот его научил: за собой следить перво-наперво и ценить красоту. Остальное – само приложится.


5октября2010


Рецензии