Этика атеизма

Атеизм нередко подвергается обвинениям в безнравственности. Исторически сложившаяся концепция «религия-мораль» иногда не позволяет объективно взглянуть на некоторые понятия, сложившиеся в результате закономерных процессов развития общества. Массовому мнению присуще слепое стремление следовать традициям, оно склонно осуждать выходящее за рамки привычных представлений. Тем не менее, атеизм не предполагает собой отвержение моральных устоев. Основная его идея – отрицание сверхъестественной сущности, отвержение Бога как начала всех начал. Классифицировать людей религиозных и нерелигиозных на «плохих» и «хороших» по меньшей мере бессмысленно, так как к единому мнению в вопросе веры прийти невозможно. Но для того, чтобы сформировать для себя как можно более полное и объективное представление об атеизме без личного субъективизма, необходима база историко-философских знаний по данной теме.
Первоначально термин «атеизм» применяли в качестве оскорбительного эпитета к человеку, чьи взгляды имели разительные отличия с устоявшимися религиозными взглядами. Но впоследствии, с расширением научных сфер, появлением скептицизма и религиозной критики атеизм приобрел общественное признание как форма мировоззренческих взглядов, направленных на достижение личной свободы без вмешательства сверхъестественного. По некоторым определениям, атеизм есть отрицание всего, что не доказано научно и не находит опоры в материализме, но понятие это намного шире и не представляет в своем содержании соответствие всем канонам нигилизма. Сам термин атеизма как такового появился во Франции в шестнадцатом веке, но еще в Древнем Египте создавались произведения, выражающие критику религиозного мировоззрения, подобные работы находили распространение и в Античности, и во времена Ведической Цивилизации. Таким образом, еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросом значения и истинности религий.
Многие философы и просветители признавали благотворное воздействие религии на формирование человеческой морали, например, даже атеист П. А. Гольбах утверждал, что многие люди отказываются от религий из-за нежелания сковывать себя цепями моральных постулатов, присущих той или иной религиозной вере. Вольтер говорил, что «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», то есть создать как главный ориентир для следования моральным догмам, четко определенным в различных священных книгах и установленных высшей силой.
Однако, возвращаясь к сегодняшнему дню, по данным социологических опросов, около 70 % россиян считают себя православными, при этом ни одной христианской заповеди не назвали 27 %. Чуть больше половины православных вспомнили только заветы «не убий» и не «укради», но лишь 2 % из них смогли перечислить все десять заповедей.
Каждый человек рождается с потребностью веры, однако не все находят эту веру в религиозных убеждениях. Неверно предполагать, что единственной точкой опоры для формирования личности с развитыми моральными качествами является религия. Человеку присуще искать ответы и указания к действию вне своих собственных мыслей и убеждений, и потому с наибольшей охотой им воспринимается уже сложившаяся, исторически выверенная концепция правил, не допускающая инакомыслия и воспринимающаяся им как единственно верная. Однако какая бы веры не придерживалась церковь, главная ее цель – создание картины мироздания, объясняющаяся существованием высших сил и высшей истины, недоступных для понимания человека и ориентирующаяся лишь на его веру при отсутствии материальных доказательств.
Таким образом, моральные постулаты в данном случае выступают системой для распространения и утверждения религии в массах, но никак не базой, где следует искать корни морали, этики и нравственности.


Рецензии
Ваши размышления мне очень близки. Собирался сам написать нечто подобное, теперь уже не буду повторяться. С уважением,

Григорий Рейнгольд   11.02.2011 15:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.