Освобождение как готовность к взлёту

                Светлане   ПОНОМАРЕНКО

   


               

             


               


       Основное противоречие жизни любого разумного существа и не только в людском сообществе состоит в том, что всякий субъект, индивид, носитель жизни рано или поздно перестаёт телесно существовать, то есть, жизнь отдельно взятого организма конечна, смертность живых существ на планете Земля стопроцентна. Замечено, что гориллы в молодости, в зрелости страшны своей телесной силой, безмерно чувственны в своём мироощущении, беспощадны во всяческом насыщении своей похоти, к старости же становятся нерешительны, задумчивы, скорбны, жалостливы… Человеку с его развитым интеллектом, амбициями, статусом покорителя природы свойственны те же самые реакции. Жизнь смолоду – желание блага самому себе и своим ближним  во всё возрастающих масштабах. Чем больше благ, тем лучше, но и тут природа установила разумные пределы: непомерно разросшееся благо переходит в зло, изнуряет и калечит жизненную силу.
    
      Римские патриции всю жизнь с утра до вечера предавались самым различным благам – заказывали, например,  рагу из язычков ласточек, золотыми ложечками кушали мозг из вскрытого черепа живой, привязанной под столом обезьянки, не говоря уже про традиционные термы (бани) с гетерами. Чтобы как-то приспособиться к потоку яств и не лопнуть, эти проглоты специальными пёрышками  щекотали себе горло, дабы вызвать рвоту и освободить желудок для новых поступлений. И всё равно катар был неибежен. А в духовном отношении римская знать, сливки общества уронили себя настолько, что уже ни на что не годились – империия пала, цивилизация рухнула.
   
      Итак, благо, если его не ограничивать разумной волей,  переходит в зло. Самый радикальный пример тому – блаженство наркомана, несравнимое, надо думать, ни с чем. Нирвану, которую индусы достигают естественным образом, эти безумцы получают ценой катастрофического разрушения организма и личности. Мимоходом можно заметить, как мудра природа, выставив такую грозную охрану для того, чтобы сохранить человека. По мере развития всех своих способностей, homo sapiens увлекается разного рода стяжательством – строит жилища, обретает горы всевозможного имущества, путешествует, коллекционирует предметы роскоши, автомобили, наслаждается жизнью потребителя благ. Чтобы иметь всё это, человек отдаётся во власть золотому телёнку: ведёт изнуряющий бизнес или иную деятельность, лишающую его покоя, здоровья, а в конечном итоге – гармоничной жизни. Это всё те же излишки благ, переходящие в зло, отсюда и поговорка «Богатство треплет».
   
      На контрасте следует обозначить полярно противоположный вектор благ и наслаждений – духовный, обращённый внутрь самого человека, указывающий на золотые россыпи души и интеллекта. Известно, что Сократ, видя как по городу проносят бесчисленные сокровища, драгоценности и богатую домашнюю утварь,  воскликнул: «Сколько, однако, вещей, которых я совсем не желаю!»
   
      Но будем условно считать, что жизнь большинства в погоне за «красивой жизнью» - нормальная и успешная с обывательской точки зрения. И вот живущий в отвоёванной роскоши разумный человек на каком-то этапе начинает чувствовать, понимать, что все его наслаждения жизнью, богатством, славой, почестями вскоре будут отняты смертью. В душевном состоянии  всё чаще начинает присутствовать смятение, страх, а у тех, кто покрепче, -  скорбь ввиду того, что будет потеряно всё – и богатство, и смысл существования. Это ли не трагедия людей зрелого возраста?!
   
      Лев Толстой, величайший мыслитель, всю жизнь положивший на то, чтобы облегчить земную участь человека, переживая подобное состояние, писал: «Я качусь, качусь под гору смерти. А я не хочу смерти, я хочу и люблю бессмертие. Я люблю мою жизнь – семью, хозяйство, искусство».  Поскольку цивилизованное человечество существует уже не одну тысячу лет, мировые религии с древнейших времён предлагают свои варианты спасения от бессмысленности жизни, которая заканчивается смертью, разрешают как будто это основное противоречие бытия. У Будды рецепт такой: «Жизнь – есть отречение от себя для достижения  блаженной нирваны». «Жизнь – это подчинение разуму, дающее благо человеку», - сказали стоики. «Жизнь – это любовь к Богу и ближнему, дающая человеку благо», - сказал Христос.
   
      Но ведь далеко не все, живущие реакциями плоти, желают и способны подняться на иной уровень восприятия жизни и так её «модернизировать», чтобы напрочь исчезла жалость к себе, к медленно и неуклонно разрушающемуся телу, чтобы улетучился страх перед смертью, главным пугалом человека. Блестящую картину подобного состояния нарисовал когда-то Герцен в «Былом и думах»:  «Наша жизнь постоянное бегство от себя, точно угрызения совести преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слышать речей, раздающихся внутри. Ему грустно – он бежит рассеяться; ему нечего делать – он выдумывает себе занятие; от ненависти к одиночеству он дружится со всеми, всё читает, интересуется чужими делами, женится на скорую руку. Кому и эта жизнь не удалась, тот напивается всем на свете: вином, нумизматикой, картами, скачками, женщинами, благодеяниями, ударяется в мистицизм, идёт в иезуиты, налагает на себя чудовищные труды, и они ему всё-таки кажутся легче, чем какая-то угрожающая истина, дремлющая внутри его. В этой боязни исследовать, чтобы не увидеть вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастьях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя…»
   
        В этом бриллианте отражается жизнь колоссальной массы людей, и всё же рассмотрим один из немногих вариантов перевоплощения, кратко назвав его освобождением духа от материального одеяния. Ближе, точнее и убедительнее всех религиозных призывов мне представляется позиция стоиков. Начать с того, что человек в некотором смысле напоминает воздушный шар, корзина которого пришвартована к земле сотнями верёвок, а среди них канат, соединяющий с любимыми и близкими. Сама мысль потерять их или оставить одних на этой грустной земле разрывает душу. Есть в наличии ещё одна цепь, приковывающая нас к земле – это любовь к жизни. И что получается? Разорвать все столь любимые, привычные связи и улететь в небо, в космос, к чёрту в пространство и там раствориться?..  Да это же форменный ужас!
   
       Но это говорит лишь о неготовности решать духовные задачи, соответствующие возрасту, когда жизнь ещё не на излёте, но слышны уже предварительные команды космического диспетчера – Всевышнего. Мой дядька лишь накануне смерти как-то собрался духом, обронил: «Да хоть сейчас…»,  а до этого – взгляд полный горечи, отчуждения. Я бы не хотел переживать подобный коллапс, а потому заранее, с середины пути озабочен именно тем, чтобы уравновесить себя между жизнью и смертью. Помнится, я писал тебе, Света, что мы отыграли лишь первый тайм; моя цепь – любовь к жизни и ближним – необычайно крепка, но при этом добиваюсь такого состояния духа и размышляю о том, чтобы я мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и  держатся, словно уносимые потоком – за колючие кусты и острые камни. Чтобы сделать свою жизнь приятной, надо оставить всякую тревогу о ней. Наряду с тем, что я стараюсь воспитать в себе крепость духа и равнодушие к ударам судьбы (чтобы было на что опереться), с помощью размышлений и упражнений усиливаю в себе душевную независимость. Меня увлекает и волнует уже очень немногое. Иначе говоря, сотни верёвок, удерживающие шар у земли, я, как пилот-испытатель обрубаю без всякого сожаления. Процесс интересный в динамике от простого к сложному. Меня, например, не тянет плясать, как в 18-19 лет, совершенно не занимают развлечения, ничего не дающие душе или разуму. Мне нет дела до того, как устраивают свой быт «звёзды», точнее – тусовщики, которых справедливо именуют сегодня звёздной пылью. Истинных светил мало. Это про Солженицына можно сказать: «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!..» И ещё у меня есть надёжный фильтр, отсеивающий от чего-то главного в жизни чепуху и шелуху. Этот фильтр – философия. Она выковывает и закаляет душу, подчиняет её порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и держит курс в бушующем океане жизни. В конкретном случае делаю реверанс в адрес стоиков, которые советуют быть готовым ко всему, что вмещает в себя человеческий удел. Спокойного времени не бывает. Тяготы, несчастья, катастрофы, катаклизмы подстерегают нас и могут надвигаться со всех сторон, и мудрецу свойственно, как войску, защищающемуся от неприятеля круговой обороной, выставить во все стороны строй своих добродетелей. Переводя на язык наших дней: добродетель – это разум, соединённый с волей. И прелесть учения стоиков ещё в том, что любое несчастье они оборачивали себе во благо. Конечно, боль, страдание, смерть не могут быть благом, но если я переношу их стойко – это хорошо. Помнится, когда я строил дачу, конкретно – закреплял рамы на втором этаже, подо мной сложилась лестница, и  последовал неуправляемый полёт с четырех метров высоты. Левая нога хряснула, издав звук от рвущихся связок и от колена развернулась влево в сторону на девяносто градусов. Примерно одну секунду длилось моё смятение; испустил даже бессмысленный вопль и вовсе не от боли: жалко было ногу. А потом развернул её на место, соорудил из досок костыли, убрал всё, что было – рамы, стёкла и поехал в город, выжимая сломанной ногой сцепление на «Запорожце». Надеюсь, что и в будущем лица не потеряю.
      
          Для чего я всё это пишу?  Для того чтобы укрепиться душевно на поджидающем нас перекрёстке «Земля-Космос». Непременно стоит признать, что наше тело и вся животная жизнь – не есть цель существования, она – лишь средство достичь чего-то благодаря телу. Если угодно, тело можно сравнить с лопатой, которая доверена разумному существу, чтобы ею копать и, копая, тупить её и точить, а не очищать и хранить. Это талант, данный человеку для прироста духовных крыльев. И вот, опираясь на эти крылья, человек поднимается на некоторую высоту над жизнью животной, и с этой высоты видит всю призрачность своего животного существования, неизбежно кончающегося смертью, видит, что существование его в плоскости обрывается со всех сторон пропастями. Но если он понял, что у него есть крылья, поднимающие его над бездной, его уже ничто не страшит, лишь бы не терять веру в свои крылья и лететь туда, куда они его влекут.
   
        Христос призывал к тому же самому: «И кто хочет свою жизнь сберечь, то её потеряет. И кто потеряет жизнь свою ради меня, тот обретёт её». В этих словах подтверждается истина, что нельзя сберечь то, что должно погибнуть и не переставая погибает, -  а что только отрекаясь от того, что должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, образно говоря, - вертикальный взлёт.
Когда приходит это сладостное состояние, исчезает обманчивая жажда наслаждений, пропадает жалость к самому себе, и совершенно наплевать мне на то, как выглядит моё отражение в зеркале. Я регулярно точу лопату: бегаю, плаваю, занимаюсь йогой, периодически голодаю – делаю то, что должно, и больше судьба лопаты меня не интересует; будь что будет!
    
        Есть ещё такая формула: чтобы спастись при жизни, надо жить для других, потерять всё, кроме души… Это, так сказать, готовность  №1. Жить для других – задача, может быть, неподъемная, хотя как посмотреть… Ведь мы и живём ради своих любимых и близких, мы не злодеи, а добродетельные люди, значит есть что-то в активе.  Помнишь, у Чехова один из героев говорит: «Счастья нет и не должно его быть. А если есть в нашей жизни смысл и  цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!»
    
         Хотелось бы развеять блажь иных энтузиастов, полагающих смыслом своей жизни возможность переделать этот мир. Я сам по натуре максималист, но не до такой же степени! Даже гигант Толстой под конец жизни в разговоре с Горьким вынужден был сетовать: «Вот и вы, - проживёте жизнь, а всё останется, как было, - тогда и вы заплачете, да ещё хуже меня, - «ручьистее», как говорят бабы…»  С Горьким так и  вышло в сталинские годы.  Облик этого мира меняет одно только время и то – колоссальными периодами – столетиями, тысячелетиями, оставляя неизменной и довольно-таки низменной природу человека, его психологию.

         Что до меня, то я довольствуюсь тем, что наслаждаюсь окружающим миром, не утруждая себя заботой о нём. Я живу жизнью, которая всего-навсего лишь извинительна и лишь не в тягость ни мне, ни другим.
    
         А вторая часть формулы или готовности №1: «потерять всё, кроме души» представляет в некотором роде фокус, дающий несомненную отраду и защиту от любых метаморфоз бытия. Но что такое: «потерять всё»? Это вовсе не означает, что надо немедленно обрубить все концы, отшвартоваться и взмыть или (параллельный образ) сломать лопату. Можно пользоваться всеми благами жизни, но не зависеть от них, не ставить их в грош. Доступен аскетизм – ещё лучше, ибо страх смерти резче, чем больше благ теряешь. (Оттого-то так трепещут и боятся за свою жизнь американцы – им есть что терять), но материальные блага, как мы уяснили, - это в лучшем случае точило для лопаты.
Чем больше наши потребности и наше имущество, тем больше опасность подставить себя под удары судьбы и подвергнуться всевозможным невзгодам. Существует прекрасная мера всем нашим запросам – природа. А тянуться к находящемуся за её пределами  – чистейшее безумие. Любовь к жизни,  она для меня,  в желании зорко и с любопытством следить за тем, что в мире кругом творится  и происходит, в способности мыслить: страстям противопоставлять разум, судьбе – твёрдость, а законам, традициям, мнению толпы – природу.
   
          А знаешь ли,   Света, что философствовать – это не что иное, как приготовлять себя к смерти, учиться умирать?  Само размышление, точнее, готовность податься в мир иной имеет ореол величия. Тут я призываю в собеседники Мишеля Монтеня: «Неизвестно, где поджидает нас смерть, так будем же ожидать её всюду. Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь – не зло».
      
          Потерять всё – это, по-моему, просто почувствовать, что ты сыт пусть не всеми, но достаточно большой долей земных впечатлений. Нравятся мне рассуждения Монтеня, и хотя они о самом жутком и таинственном явлении, в них столько мудрости и бодрости духа!
«Я хочу, чтобы люди действовали, чтобы они как можно лучше выполняли налагаемые на них жизнью обязанности, чтобы смерть застигла меня за посадкой капусты, но я желаю сохранить полное равнодушие и к ней, и тем более к моему не до конца возделанному огороду».
Вот и мне хочется на какой-нибудь ну очень предварительный возглас Создателя: «Приготовиться к взлёту!» бодро ответить: «К взлёту готов!»  Я давно приучил себя к мысли, что наша жизнь продолжится и за пределами того, что можно постичь умом в нынешнем его состоянии. Конечно, это прерогатива веры, наша преданность смутно ощущаемой истине.
       Желая дорогим своим друзьям и современникам счастья, прежде всего желаю  безмятежности. Пусть никакая печаль их не коснётся, а если коснётся, то не в силах будет огорчать их сердца и души. Всем людям желаю быть мудрыми, и значит, всегда оставаться в радости.

                -----------------------------------------------

               
 


Рецензии
...Мудрость, Лев, сложная штука! Сам знаешь. Ей невозможно научиться, взять взаймы или получить по наследству...

"С душою твёрдой, чуждый обольщенья, взирай, мудрец, на взлёты и паденья." (Фирдуоси)

"Мудрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:
свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.

Можно сравнить: «способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт. В философии — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта.

В религиях — степень познания окружающего мира, данная демиургу (мироздателю) в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части."

Умиротворение - это та же безмятежность. Но это немного сродни равнодушию и взгляду на происходящее чуть свысока, без эмоций. Более широко:

"Безмятежность — это внутренняя гармония, сознательное постижение правильности жизни и Закона. Когда человек достигает безмятежности, он экономит энергию, предотвращает болезни и готовит сознание к занятиям эзотерическими упражнениями. Безмятежность приходит с постижением абсолютной правильности вселенной в том виде, в котором она существует, с видением абсолютной справедливости, которая приводит в движение вселенную. Никто не страдает от грехов других; никто не может незаслуженнооказаться в плохой обстановке; никто не имеет права на большее, нежели он имеет; никто из несчастных не должен быть счастлив. Счастье приходит изнутри и является результатом духовного раскрытия. Живое существо, которое не прошло через раскрытие, не может быть счастливо. Во вселенной не найдется того, кому не был бы дан такой шанс. В действительности, не существует жертв других людей. Нет человека, который имеет больше врагов, нежели он заслуживает, равно как нет человека, который может не получить причитающейся ему награды. Одной из причин душевных потрясений являются напрасные опасения за других людей, попытки жить их жизнью и спасти их от того, что они заслужили. Человек не может избежать переживаний, через которые он должен пройти. Поэтому не имеет смысла пытаться защитить людей от самих себя и от переживаний, которые нужны им для их роста. Постижение этого поможет сохранить спокойствие тысячам людей, которых заботят судьбы других. Соревновательность также пагубно сказывается на спокойствии философски мыслящего человека. Человек, который беспокоится о росте своей души или страдает оттого, что не прошел через духовные переживания и посвящение, нарушает атмосферу, необходимую для его внутреннего просветления. Быть не привязанным к себе не менее важно, нежели быть не привязанным к делам других. Осознавать это, когда тебя и твоих близких преследуют неудачи, очень трудно. Однако Закон нерушим и абсолютно справедлив. Несчастья, которые переживают дорогие нам люди, равно как и превратности, которым подвергаются наши недоброжелатели и многие другие незнакомые нам люди, заслужены и необходимы."

Не знаю, Лев, что именно выражает твой "посыл" Светлане, но надеюсь, что цель достигнута.

Жму натруженную пером ручищу. Володя.

Владимир Теняев   09.04.2012 19:24     Заявить о нарушении
Приветствую, Володя! Вот у тебя, действительно, рука разбежалась!.. Такой блок философских умозаключений, столько готовых формул для обретения истинного счастья. А счастливым по-настоящему может быть только философ, мудрец, ибо ему не приходится искать счастья вовне, зависеть от внешних обстоятельств или чужой воли. Оно всё внутри самого человека, оно неизбывно, если в наличии духовное совершенство. Собственная мудрость - это собственный золотоносный рудник. А в основе такого счастья гармония, безмятежность, радость как результат правоты и многосторонней мудрости. Видишь, я с тобой во всём солидарен, и скажу тебе как философ философу: нет ничего благородней и мужественней стоицизма - практики, которая закаляет и выковывает душу, позволяет в самой несгибаемости духа находить блаженство... Ну а русский аналог, отражающий всю эту теорию, - Ванька-встанька.
А статью можно критиковать. Там масса наивных постулатов, утверждений, выводов, там доминировала чувственность...
Где-то в ближайшее время между основным делом выдам рассказ, который будет называться "Шанель", он уже весь определился в голове, осталось только написать. Но в сравнении с той громадной штукой, которой я теперь занят, это так, безделица. Ну будь здоров, дружище! Рад, что не забываешь. ЛЕВ

Лев Якубов   09.04.2012 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.