Актер и теоретик

http://the100.ru/actors/benoit-constant-coquelin.html

  Некрасивому лицу своему он(Коклен)придал необыкновенную подвижность и выразительность;
голос усвоил все оттенки , от возвышенного или страстного до комических интонаций ;изучил музыку, чтобы  недурно петь там , где это нужно , или играть на скрипке ...Вдумавшись в понимание им известной роли, чувствуешь, что в ее основе лежит тщательный анализ всего, в своем шаге артист готов дать отчет.
  Быть может , многие заметили , что он как будто избегает вычур гримировки, изменения лица затейливым париком , бородой и т.д. ...Эта смелость возможна только при условии необыкновенно выработанной мимики лица. Все говорит в этом лице - брови, складки и линии щек, подмигивающие или комически поднятые горе глаза, в два-три мгновения несколько настроений наглядно пронесутся по его чертам;быть может , ничего не сказал в это время актер и это только немая сценка , но она стоит несколько десятков слов.Что ни роль , то новое доказательство совершенства этой мимики лица. Коклену одинаково доступен и высокоценный спокойный комизм , без всякого подчеркивания , и живой , вызывающий , рвущийся на  ружу.
  В сцене опьянения Аннибала (в "Авантюристке" Ожье) было чему поучиться даже опытным сценическим деятелям . Может ли быть что-нибудь банальнее того писательского приема , который заставляет захмелевшего хвастуна и гордого храбреца разболтать тайну! Всякий любитель, кажется сумеет изобразить внешние признаки нетрезвого состояния. Между тем в этой сцене , справедливо прославившейся в репертуаре Коклена , стоило внимательно следить за целой вереницей последовательных ощущений, отразившихся на лице поддельного воина, "хвастливого" , но голодного и истомленного жаждой , пока , набросившись на вино , он с наслаждением отдается возлияниям ...Речь понемногу утрачивает связь,глаза соловеют , руки сами тянуться к тому , кого следовало бы опасаться , коснеющий язык плетет что-то вроде дружеских заверений , наконец, слышится странное  глупое хныканье, голова откидывается назад и животный сон сковывает тело...

Из ст.: Веселовский А. Гастроли Коклена. - Дневник артиста , 1892 , №1.


Из книги Коклена-старшего "Искуство актера".

  Один основной вопрос неизбежно встает  перед людьми  , работающими в театре , и делит их на два лагеря : должен ли актер разделять чувства того персонажа , который он играет , - то есть плакать , чтобы заставить плакать других , - или же он должен властвовать над собой даже в минуты наибольшего самозабвения изображаемого им лица , непосредственно не испытывая ни одного из тех чувств , которые он выражает , - короче говоря , чтобы более верно волновать других , он должен не быть взволнован сам. В этом заключается сущность "Парадокса об актере " Дидро.
  Так вот, я считаю , что в своем "Парадоксе об актере" Дидро отразил саму истину , и я убежден ,что великим актером можно быть только при условии полнейшего самообладания и способности по собственной воле выражать такие чувства , которых не испытываешь , никогда не будешь испытывать и по самой своей природе не можешь испытывать.
  Именно потому-то наша деятельность представляет творчество! Вот потому-то мы и творим!..
  Та же творческая способность , благодаря которой образы Тартюфа или Макбета возникают вполне законченными в мозгу драматурга , хотя сам драматург  - чеснейший и прямодушный человек , - вот эта-то способность позволяет актеру уподобиться любому действующему лицу пьесы и по собственному желанию заводить и ослаблять пружины действия . ни на мгновение не переставая быть совсем иным и оставаясь все время вполне обособленным , как живописец существует отдельно от своего холста.
  Но только актер находится как бы внутри созданного им образа - вот и вся разница.
  Именно  находясь внутри образа, актер дергает ниточки ,  заставляющие играемых им персонажей  выражать всю гамму человеческих чувств ;и все эти ниточки , которыми являются его нервы , ему необходимо держать в руках , безошибочно управлять ими по своему желанию.
  Не скажу , чтобы это давалось без утомления ;часто можно совсем обессилеть:это вопрос темперамента ; но нужно уметь регулировать расходование энергии.
  Актер компонует роль,которую ему предстоит играть. Он берет от автора , берет от традиции , берет от природы , черпает из запасов своих собственных знаний о людях и вещах , из своего опыта , из своего воображения:короче говоря , он выполняет свою
работу ;закончив ее , он вступил во владения своей ролью , он видит ее , он ее ощущает , он живет в ней:она принадлежит ему!
  Именно поэтому настоящий актер всегда находится в состоянии творческой готовности. Он может начать свою роль с любого места и мгновенно вызвать то впечатление,которое он желает.Он повелевает смехом , слезами и ужасом. Ему не нужно ждать , пока сам он не будет захвачен и пока благодать свыше не озарит его.
 
Из кн.: Коклен-старший . Искусство актера. Л.; М., 1937.


Рецензии