Ганчар обо всём понемногу

«Брайтон-блюз»

Сильный рассказ… сложный. Автор сразу заявил, что рассказ - из сборника "Шизофрения в Разумных Дозах", и это снимает недоумения по поводу неожиданного убийства в финале – в конце концов, кто-то же должен был ответить за всё, в глобальном смысле за всё – за жизнь, за оставленную начертательную геометрию, за жёлтые трамваи, за зарезанного этим трамваем, за собственную смерть(!), а хотя бы и за умершего кота – почему нет? Подвернулся Коган, не из чего было выбирать. Как говорится, ничего личного – Нна-а, получи! За всё…

Неудачным мне кажется подача этого Когана, как мелкого жулика, бесполезного человечка, от этого его убийство приобретает оттенок справедливого возмездия… Но рассказ не о справедливости - это было бы мелко, - она тут ни при чём! Просто не повезло Когану, только и всего, безотносительно к моральным оценкам ему выданным, которые кажутся тут неуместными.

И ещё. Многие думают, что блюз это такая медленная, спокойная даже умиротворяющая мелодия… Ну да, медленная (хотя и не всегда, но как правило), как бы спокойная… но отчего создается ощущение спокойствия? Мастера блюза чрезвычайно экономно, практически скупо расходуют музыкальный материал – так, мелочи: тут лёгкая синкопа, там пара нот, начинающих и обрывающих тему, вдруг, короткий брейк барабана, медленный, тянущий нервы возврат из субдоминанты в тонику – ооо, какое это создаёт напряжение! Оттого и прелесть.
Увы, в рассказе этого напряжения, в общем, нет, а употреблённое пару раз определение «вялый» лишь подчёркивает, что жанр рассказа, если уж пользоваться музыкальными терминами – не блюз, скорее элегия – задумчивая грусть, как подсказывает Википедия.

«Последнее лето детства»

В принципе, это мемуары. Жизнь нарезана на паззлы, какие-то отброшены, некоторые потеряны. Далее из них складывается новая картинка. Конечно не все паззлы попадают на свои места, но их с лёгким нажимом втискивают в новые и как бы всё хорошо. Мелкие зазоры – да бог с ними! Главное же показать миру… А что показать миру? Скользишь глазами по этой картинке, вдруг, перескок на новый фрагмент – и без видимой причины. Нет, в смысле событийной плавности тут всё в порядке, а вот чувственной, смысловой связности – с этим напряг. Типичная женская проза – о себе любимой. Впрочем, паззлы достаточно яркие и не лишены художественной привлекательности. И на том спасибо.

«Такая она»

Вообще говоря, это не рассказ, а байка. Просто пересказ какого-нибудь, может, вполне реального случая. Байка не нуждается в каких-то художественных приёмах, здесь нет психологической или иной глубины – достаточно более-менее сносного литературного языка. Если убрать отсюда художественные мазки, картина нисколько не пострадает, такими рассказами наполнены всяческие оккультные журналы. Повторяя вслед за Секреткой, можно сказать – рассказ не нуждается в литературной критике, поскольку не является, строго говоря, художественной литературой. Больше тут и добавить нечего.

«Попенок»

Слишком много уменьшительно-ласкательных суффиксов – старичонка, головенка, «жигуленки», старушонки, молодяжка, службишка, человечки, душонка, бабенки, деньжонки, стакашек. От этого весь текст наполняется чем-то мелким, несущественным… Как будто и автор смотрит на своих героев свысока-уничижительно, а и вправду – чего они стоят, эти звонарь и дворник – мелкота. Выпили, повздорили – эка невидаль. Эпизод с расстрелом вообще выпадает – не причина это для стычки, точнее, одна из множества причин, которые с лёгкостью находят двое подвыпивших «человечков». Не заиграл тут расстрел. И благородное происхождение Юрки тоже как-то сбоку пристрочено.
Написано гладко, тут не отнять. Гладко, проскальзывает мимо, не цепляет, уж извините. Может, это стилизация, - не знаю, может, в России до сих пор так говорят где-то… А только не цепляет.


Рецензии
«Зойка»

Рассказом трудно гордиться. Дело даже не в пунктуации и беспомощной, детской стилистике. А в том, что рассказ ни о чём. Была бы идея – нашлись бы верные слова. Возразят (ещё бы нет), что так мол и происходит в жизни, уж сколько случаев было! Происходит, да… Но жизнь не соткана из художественных произведений – их оттуда извлечь надобно – силой таланта. Вот есть распространённая словесная формула: победила дружба, или – победила любовь, и тому подобное. Что победило здесь, в рассказе? Мораль? В этом вся идея? Нет, тут все проиграли, и, увы, читатель тоже.

Всё как-то вяло, без напряжения, черно-бело… А напряжение поданное в финале уже не играет, потому что читатель загодя предвидел подобный поворот сюжета – это вообще белыми нитками – он готов к трагедии, примерил эту мысль, и потому трагедия приобретает парадоксальные и кощунственные, в этом контексте, черты гротеска, чуть ли не водевиля. «Упала на колени, поползла, уткнулась в мамину ладонь» - вы, обращаюсь к автору, видели, как реагируют на внезапно понятую смерть близкого человека? Орут и бросаются к телу!

Честное слово, если бы в последнюю секунду мать вдруг очнулась, и всё закончилось хеппи-ендом – и то рассказ получился бы лучше. Ещё лучше, если бы дочь застала мать в критическом состоянии, приезжала бы скорая, кололи что-то сердечное, наконец, мать пришла бы в норму, уснула, и заплаканная раскаявшаяся дочь отправилась бы спать, чтобы с утра, искупая грехи, ринуться к матери - ухаживать, - а та… мертва.

О недостатках рассказа уже писал в рецензии Трайдент, но автор ответила: «Вряд ли я буду переделывать этот рассказ. Меня он устраивает такой, какой есть». Спрашивается, зачем было подавать заявку в Открытый Текст? Чтобы ещё раз выслушать неприятные для себя вещи?
_______________________________________

Я пока прочитала только рассказ Тани. Люди по-разному реагируют на смерть. Вы бросаетесь и орете, у кого-то нет на это сил.... Перед кем орать -то, Вик? перед кем заламывать руки?

Танин текст - это не выход с цыганочкой, тут спецэффекты не нужны.

По этому разбору ставлю "не понДравилось" Потом приду "фи" скажу по остальному. У кого нам, графоманам нещастным)) учиться? только рази что у классиков..))

Я не предвидела такого поворота сюжета. У меня так умерла подруга 4 года назад и-за перенепрежения на работе и подобного конфликта с дочерью. Миниатюра "Карамелька".

Рассказ понравился. Его бы чуть доработать стилистически, если это не заявлено, как миниатюра и будет полный порядок. Понятно и "почему" и "ради чего" он писался.

Февралина   25.10.2010 23:50     Заявить о нарушении
недоумеваю - а я тут при чём? или мне нужно что-то говорить?

Точки Опоры   25.10.2010 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.