Говард Хоукс

Американский кинорежиссер Говард Винчестер Хоукс родился в мае 1896 г. в Гошене (Индиана) в состоятельной семье. В юности он обучался  в политехническом институте  и на технологическом факультете Корнуэлльского университета. Во время Первой мировой войны Хоукс был призван в военно-воздушные силы США. Отслужив в армии, он начал карьеру в Голливуде: работал ассистентом режиссера, продюсером, автором сценария ряда фильмов. В 1926 году он сам стал режиссером. В дальнейшем Хоукс легко переходил от одного жанра к другому: снимал фильмы про гангстеров, делал инсценировки романов, поставил несколько  эксцентричных комедий и вестернов. И в каждом из этих жанров сумел достичь выдающихся результатов. Широкую популярность Хоуксу принес фильм «Девушка в каждом порту» (1928) - история двух драчливых матросов, имеющих по «девушки в каждом порту». Один из них влюбляется в девушку другого, но ради дружбы отказывается от любимой. Безукоризненный актерский ансамбль, прекрасная работа оператора создали картине репутацию одной из лучших романтических драм немого кино. Однако подлинный успех пришел к Хоуксу уже в эру звукового кино.

«ЛИЦО СО ШРАМОМ» (1932). Чикаго в руках гангстеров. Бандиты диктуют свои законы, сведение счетов между группировками учащается, беспомощная полиция не может остановить разгул преступности. Тони Кэймонте (прообразом этого гангстера послужил знаменитый Аль Капоне), убирая всех на своем пути, стремится стать главарем в банде Джонни Лово. Он чванлив, высокомерен и отменно стреляет. У него есть ближайший помощник, красавец Гвидо Ринальдо, и тайный предмет обожания, сестра Ческа, которую он держит на расстоянии от преступного окружения. Лово пытается убрать Кэймонте, который становится ему опасен, но покушение не удается, и смерть настигает самого Лово. Став всемогущим боссом преступного мира, Кэймонте достигает вершины своего могущества. Он купается в роскоши.  Но процветание его длится недолго. Вернувшись из Флориды, он узнает о связи своей сестры  с Ринальдо. Тони безжалостно убивает его. Загнанный полицией в свое логово, он расстрелян как бешеная собака. Этот динамичный, яркий фильм, трагичный по своей сути, но снятый с легким юмором – гангстерская классика.

 «ГЛУБОКИЙ СОН» (1946). Генерал Стернвуд нанимает частного детектива Филиппа Марлоу, чтобы разыскать свою исчезнувшую младшую дочь Кармен. Марлоу устанавливает истинную подоплеку событий. Несколько обнаруженных им снимков Кармен в полуобнаженном виде приводят детектива в игорный дом, который часто  посещает старшая дочь генерала  Вивиан. Она рассказывает всем, что ее муж сбежал с женой владельца заведения. Марлоу выясняет, что на самом деле мужа Вивиан убила Кармен, которую Вивиан пытается спасти любой ценой. Марлоу устраивает так, что бандиты, посещающие игорный дом, большей частью погибают в перестрелке. Кармен, отъявленную наркоманку, отправляют в лечебницу. Марлоу остается с Вивиан, в которую давно влюблен. «Глубоки сон» - классический гангстерский фильм, одна из легендарных лент американского кинематографа. Он отличается великолепными диалогами (написанными Уильямом Фолкнером), прекрасной операторской работой и музыкой. В фильме  нет логически выстроенной истории преступления, многое остается в тени, о многом говорится полунамеками. Перед нами предстает мрачный мир большого города, напоминающего джунгли, сквозь которые, словно хищник, пробирается главный герой (его роль исполнил Хэмфри Богарт). Мучительное напряжение, созданное авторами, не разрешается благостной концовкой. Главное в картине – не фабула, а атмосфера страха, неуверенности, неопределенности.

«КРАСНАЯ РЕКА» (1948). Первый вестерн Хоукса, внесшего в старый жанр элементы психологической драмы.  Главный герой фильма Томас Дансон ведет на Запад караван, в котором находится и его любимая девушка. Одержимый идеей разбогатеть, чтобы обеспечить себя и невесту, Дансон оставляет свою группу. На караван нападают индейцы и всех убивают. Спастись удается лишь юноше Мэтью Гарту. Вместе с ним и со своим другом Надайном Дансон берется за нелегкую задачу: перегнать в Миссури десять тысяч голов купленного им скота. В процессе перегонки Дансон становится все более деспотичным, у него возникают острые разногласия с Мэтью. После продажи скота Дансон даже собирается убить Гарта. Смертельный поединок останавливает мудрая девушка Тэсс Миллей. Бывшие друзья примиряются. Благодаря мастерски снятым массовым сценам, игре Джона Уэйна и великолепной музыке Тёмкина картина произвела ошеломляющее впечатление на зрителей и критиков.

«БОЛЬШОЕ НЕБО» (1952). Другой известный вестерн Хоукса. Большая группа охотников поднимается  вверх по реке Миссури, чтобы добраться до Великих озер. Там они надеются добыть ценные меха, чтобы разрушить монополию крупной пушной компании. Группа состоит из разныз людей. Это Джим, Бун, его дядя Зеб, человек по кличке «Бедный дьявол» и индианка – дочь вождя, которая служит охотникам переводчицей. Могущественная компания всячески старается сорвать экспедицию, натравливает на охотников индейские племена, однако все оканчивается благополучно. Джим и Бун влюбляются в индианку. Она отдает предпочтение Бену. Джим уходит, оставляя индианку и Буна в индейском селении. Фильм – очередной гимн мужской дружбе, которая, по мнению Хоукса, ценится дороже всего в этом мире. Режиссер умело чередует эпические моменты с комическими, принося индивидуальную, свежую струю в классическую  схему вестерна.

 «РИО БРАВО» (1959). В Рио Браво, маленьком поселке в Аризоне, шериф Джон Чанс ведет  открытую борьбу  с мощной гангстерской шайкой братьев  Бардетт. Однажды вечером, после схватки в салуне, один из братьев хладнокровно убивает ковбоя, за что Чанс сажает его в тюрьму. Но шериф имеет дело с решительными противниками, а помощь ему оказывают только двое – хромой  старик Стампи и пьяница Дьюд, его приятель. К ним еще присоединяется молодой и симпатичный парень по имени Колорадо, а также красавица Фэзерс, в которую шериф тайно влюблен. В окруженном шайкой поселке завязывается неравная борьба с большим количеством эффектных и забавных эпизодов, борьба, из которой Чанс со своей маленькой командой в конце концов выходит победителем. В этом вестерне, в котором часто видят квинтэссенцию всего американского классицизма, Хоукс тщательно соблюдает все законы жанра. Чувства  действующих лиц просты – сила, смелость, дружба. Интрига прочерчена с самого начала. Общий тон картины – жизнерадостный. Мужская солидарность выставляет себя во всей красе, вызывая восторг и горячее сочувствие зрителя. Прекрасно поставлены сцены перестрелок и поединков. И вместе с тем фильм проникнут великолепным чувством юмора.

Умер Хоукс в декабре 1977 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Спасибо, с удовольствием вспомнила фильмы, которые смотрела в детстве. Но пересматривать желания нет, все-таки картины прошлого сегодня воспринимаются как... слишком наивные, что ли.

Оксана Куправа   24.09.2020 18:08     Заявить о нарушении
А я в детстве Хоукса не знал. Жалко... Его вестерны произвели бы на мою мальчишескую душу больше впечатления. Впрочем, я и в зрелом возрасте их оценил.

Константин Рыжов   24.09.2020 18:47   Заявить о нарушении