Франсуаза Саган

Франсуаза Саган. Разрекламированная французская писательница. Так вкусно был написан отзыв о её "Здравствуй, грусть!", что я повелась и переписала на телефон (читаю я последний год именно на нём) несколько книг данного автора. В их числе:
-Хранитель сердца
-Любите ли вы Брамса
-Немного солнца в холодной воде
-Окольные пути
-Потерянный профиль
-Разрыв по-римски (рассказ)
-Рыбалка ближе к полудню (рассказ)
-Сигнал к капитуляции
-Синяки на душе
-Сиреневое платье Валентины
Вроде ничего не забыла... Итак, прочитав первую книгу (Здравствуй, грусть!), я воодушевилась. Читать оказалось легко, к тому же Саган удаётся то, к чему я стремлюсь: описание персонажей и местности. И пускай героиня чересчур инфантильна и страдает пресловутым юношеским максимализмом и неадекватностью чувств - до четвёрки по моей шкале книжка дотянула.  "Проглотив" следующие три книги, я начала осознавать некое сходство в героях, сюжетах, образах жизни. И в финалах. В чём сходство? Итак:
1) один из главных героев (или сразу два) - содержанка и\или альфонс. Исключением была лишь героиня "Хранителя сердца". Ну, всякое бывает в жизни, каждый поступает по своей совести и потребностям. Но очень хотелось свежих идей и образов. Ан нет...
2) вообще тема лёгкой жизни, ленивого, пресыщенного и богатого (местами) высшего света (плюс богема) - эдакими кричащими строчками проходит сквозь все произведения. Видимо, автор, чем многие грешат, и я не исключение, пишет "с себя". На "Потерянном профиле" я сломалась, и начала некоторые места пролистывать - ибо слишком похожи рассуждения, описания... "Синяки на душе" не смогла осилить. Потому как большую часть книги составляют воспоминания и философствования Саган. А проглядев их по диагонали, я поняла - действительно, пишет с себя. Только нового, захватывающего в этих её рассуждениях и излияниях души я для себя не нашла.
3) герои частенько бесхребетны, или не приспособлены к иной (помимо богемной) жизни, или инфантильны, или поступают алогично, или слишком ленивы, чтобы что-то в своей жизни менять. А героиня "Хранителя сердца" - ушиблась головой в детстве, по-видимому. Почему? Почитайте, не хочу спойлерить. Скажу лишь, что мой инстинкт самосохранения и вбитые в мозг нормы морали общества не позволили бы потворствовать преступнику.
4) финалы. О, эти финалы! Хэппи эндами чаще всего и не пахнет (исключение - "Потерянный профиль" и весьма пресная и безыскусная "Рыбалка ближе к полудню"). И, что самое смешное, герои настолько упорны в своём эгоизме, настолько слабы и настолько склонны к самомазохизму, что собственными ручонками и головами изничтожают возможное счастье.

Книги мне нравятся такие, которые чему-нибудь учат. Стилю письма, словотворчеству, накоплению новой информации, etc. Чтобы сложилось не поверхностное мнение, я прочитала несколько книг Саган. Не скажу, что впустую потратила время, но ощущение непонимания раздулось до невероятных размеров. Что в этом авторе такого замечательного? За что её ценят (исходя из рецензий) у себя на Родине? Такое впечатление, что творения Франсуазы можно поставить в один ряд с дамскими романчиками - читать и убивать время легко, но в голове по прочтении лишь пустота. Разве что сцены секса не подробны...  Что ж, не мой это автор. Видимо, пришла очередь откопать pdf-ки на английском моего любимого Дэна Симмонса....

P.S. Чтобы совесть моя была чиста, напишу отдельно об "Окольных путях". Произвело куда лучшее впечатление, нежели "Здравствуй, грусть!". Наверное, потому, что в глубине души хотелось посмотреть: могут ли герои Саган хоть как-то приспособиться к обыденной жизни без лоска и блеска? И если могут, то как это будет происходить? Браво, Франсуаза! Вам удалось доставить мне удовольствие во время чтения, мерси. Лоик, Люс и даже заносчивая Диана вызвали симпатию и сопереживание. Хотя и тут вы не смогли обойтись без героя-альфонса и пресловутой поварёшки дёгтя в финале... И жаль, что из 11 произведений лишь одно смогло найти малюсенький отклик в сердце...


Рецензии
У Саган я читал, кажется, только "Немного солнца", давно, когда мне было лет 16, наверное. Тогда она мне очень понравилсаь, оставляя смутное ошущение проникновения в какой-то новый мир. Сейчас уже никаких подробностей не помню. Более того, вот только что, прочев Ваше эссе, полистал ее (виртуально) и понял, что вообше ничего оттуда не помню. Пробежался быстро по диагонали... что это практически дамский роман - не соглашусь, там тонкая нюансировка, какая-то акварельная работа с эмоциями. Мелодраматичный финал - да, конечно, и это сильно портит. Но нет громких пустых слов, что уже хорошо.
А Симмонс - просто совсем другая литература (кажется, мы его уже когда-то обсуждали).

Александр Ра   23.10.2010 13:36     Заявить о нарушении
Обсуждали, верно кажется=)
Я не сравнивала их, как авторов - уж очень разные направления. Я сравнивала послевкусие, уроки, многогранность и разнонаправленность в произведениях одного автора. У Саган я этого почти не нашла. Это как с Павичем (напишу, наверное, и про него). Прочитала я большую часть его известных работ, и разочаровалась в нём. После "Хазарского словаря" и пьесы про Калину и Петкутина - читать больше нечего. Одни и те же мысли, обороты - целыми отрывками, слово в слово!!! Читаешь очередную книгу, и ловишь на мысли себя: так, вот это я читаю уже пятый раз, а это только третий.... Да ещё и его любовь к самоцитированию и упоминанию вскользь о словаре в других произведениях...
Увлеклась я. Саган. Эмоции она проигрывает неплохо, да только очень уж персонажи однотипны, на мой взгляд.

Ведана Сафрон   23.10.2010 13:45   Заявить о нарушении