К 130-летию со дня рождения сказочника Писахова

Литературная страница, посвящённая 130-летию со дня

рождения сказочника и художника Степана Григорьевича

Писахова.

Степан Григорьевич Писахов родился 25 октября 1879 года в Архангельске.

Поэтический облик Севера трудно представить без преданного ему певца.

Это один из патриархов северных писателей и поэтов. Писахов – одухотворённое

зеркало Севера, «колдун слова», а словечек у него – полная кладовая. Заряд

творческой энергии, от рождения заложенный в Писахове, был настолько

велик, что одного увлечения живописью было недостаточно для выражения

полной индивидуальности. Он знал свой любимый Север не только как

талантливый художник и  стал писать сказки с острейшей политикой

современности.

Леонид Леонов сказал про Писахова просто и мудро: «Без Вас не мыслю

Севера…». Степан Григорьевич – подлинный «Оберегатель Севера»,

защитник и пропагандист его традиций и культуры. Писахова нельзя

называть Бажовым Севера.  У каждого из них был свой особый мир.

  Книга сказок С.Г. Писахова вошла в золотой фонд русского национального

искусства. Это творение настоящее, высокоталантливое. В сказках воспеты

сердце народное, душа человека, в них отражён великолепный юмор,

саркастический смех. Любая выдумка Сени Малины ошеломляет нас. Мне

всех больше  понравилось, как писал об уникальности писаховских сказок

Шамиль Галимов: «Своё лицо, свой голос, свои краски, своя

интонация». А сам Писахов утверждал: «В сказках не надо сдерживать

себя – врать надо вовсю». Голос автора звучал в каждой сказке столь

сильно, что пугал своей необычностью редакторов. В 1935-ом году



несколько сказок Писахова было напечатано в 5-ом номере журнала «30

дней» под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». С 1935 по 1938-ой

год в журнале было опубликовано более 30-ти сказок. Редактор Безруких

П.Е. Открыл сказочника именно этот журнал. Затем в 1957-ом году в

издательстве «Советский Писатель» появилась первая «московская» книга

писателя.
 
 С.Г. Писахов – одарённый живописец. Отец его был гравёром и ювелиром.

Тяга Писахова к творчеству и искусству во многом объясняется

незаурядным художественным вкусом отца. Старший брат Павел был

художником-самоучкой, и Писахов тоже потянулся к живописи. Отцу это

не понравилось. Он пытался приучить мальчика к ювелирным и гравёрным

делам. Несколько лет Писахов занимался живописью под руководством

академика А. Новоскольцева.

 Большую роль в развитии эстетических наклонностей сыграли также его

мать и бабушка Хиония Васильевна Милюкова – пинежанки по

происхождению.

Конкретного сходства между картинами и сказками Писахова нет. Он сам

никогда не иллюстрировал свои сказки. В основном,  герои писаховских

сказок живут на маленьком клочке земли, в деревне Уйма.  Это малая родина

Сени Малины, которая дорога всем нам. В литературу Писахов пришёл уже в

поздние годы. До этого он был известен как талантливый художник. Это был

третий по счёту художник Севера после Борисова и Переплётчикова.


Конкретное сходство между картинами отражено у Писахова  в очерках,

путевых зарисовках, дневниках: «Я весь отдался Северу». Картины, сказки,

очерки объединяет любовь к нашему северному краю, его культуре, народу.
 
     Моему внуку Андрею понравились многие сказки Писахова: «Апельсин»,

«Река уже стала», а особенно сказка «Собака Розка». Эта сказка

понравилась ему ещё в детском садике, но он не знал, кто автор. Он пишет:

«Я тоже хотел бы иметь такую собаку, только зайцев мне жалко. Ну, как

зайчонок мог в пасть щуке угодить? Я очень смеялся, как щуку домой

тащили, как все кряхтели, пыхтели. Голова у щуки во дворе была, а хвост – в

реке. Я представил сказку «Репка». Наверно, и мышка помогала всем щуку

тащить. Три зимы щуку ели. Она была солоновата, но чаю можно было пить

сколько угодно. Сеня Малина как разгорячится, то вода в ведёрном самоваре

мигом закипала. Я полюбил собаку Розку за её ум, находчивость,

сообразительность. Она без еды и денег хозяев не оставляла. Бабушка

сказала, что некоторые ленивые люди неспособны на это». Благодаря

Писахову, мои внучата узнали много новых слов.
 
Особенно им понравилось и запомнилось слово «Отеть». Однажды я позвала

внучат завтракать, а Андрейка сказал, что есть он хочет, но ему даже

пошевелиться лень. «Ну, ты и отеть!» - сказала я ему и    дала внучатам

почитать сказку «Лень да Отеть». Хорошо, что у нас теперь Отети нет, ну, а

Лень мы изведём! Я всегда говорю внучатам малоизвестные слова, которые

использовали в разговоре в моём родном Рато-Наволоке наши бабушки и

дедушки,  например: заступ, бадейка, погребица, жито и др.
   
 В этом году проводилась областная творческая олимпиада «И Север в

сказках расцветал», посвящённая юбилею писателя. Участники олимпиады

соревновались  в одной из трёх номинаций: литературное, художественное и театральное состязание.

       В.В. Малиновский, бывший преподаватель пединститута, писал, что 100-

летний юбилей С. Г. Писахова в Архангельске отмечали скромно, а в Москве

был устроен настоящий Писаховский праздник. Под руководством режиссёра

Виктора Панова в репертуаре студии была сценическая композиция по

сказкам, былинам и сказаниям С.Г. Писахова и Б.В. Шергина «Не любо – не

слушай». Праздничное заседание проходило в большом, вместительном зале

ЦДЛ, который был полон. Среди присутствующих были А.А. Михайлов,

который вёл заседание, Шамиль Галимов, Николай Жернаков, В.И.

Дементьев, В.А. Михалёв, Владимир Личутин и др. Для поддержки актёров

на вечер пришла актриса Ия Саввина. Много добрых слов было сказано в

адрес Писахова, но меня особенно поразило выступление тогда ещё молодого

архангельского писателя В. Личутина, который сказал, что Писахов большую

часть жизни жил впроголодь, что местные чинуши его травили, не печатали,

не устраивали выставок его картин, что художника надо беречь при жизни, а

не заниматься славословием после его смерти. 3 мая 1960 года Степана

Григорьевич ушёл из жизни. Почему многих писателей и поэтов начинают

боготворить только после смерти? Наверно, никто до конца честно не сможет

ответить на этот вопрос. Как мало добрых слов мы говорим родным,



знакомым, всем хорошим людям, как будто бы признаться не хотим, что мы

их ценим, уважаем, любим. Летом я посетила музей Писахова на улице

Поморской, 10. Как радостно, что есть у нас люди, которые сохраняют и

преумножают традиции Русского Севера.



Словарь малоизвестных слов и выражений Писахова.
 

Андели (ангелы) – возглас крайнего удивления, восхищения, радости, испуга.

Баситься – украшаться, прихорашиваться.

Баса – красота.

Буди – будто, словно.

Взаболь – в самом деле, истинно, точно, всерьёз.

Взабольшной – настоящий.

Втора – (что за втора!) чудо, диковина, небывальщина, вздор.

Выгалить – выпрыгнуть, подняться вверх.

Вызняться – подняться в воздух.

Выступки – род женских башмаков с высокими передами и круглыми

носками.

Выть, в одну выть – за один раз, присест.

Гал, в гал – в лет, вверх, с подскоком.

Другомя – иначе.

Гунушки – приятная улыбка.

Изгаляться – зубоскалить, издеваться, поднять на смех.

Карбас – беломорская лодка на четыре-десять вёсел под парусом.

Кинать – бросать, кидать.

Кокора – часть дерева с изогнутым корневищем.

Корить – бранить, упрекать.

Короб – кузовок, лукошко.

Кротенька – женская шубка, телогрея, крытая парчой, штофом.

Новы – иные, некоторые.

Обрядня – женское хозяйство по дому, у печи.

Обряжаться – стряпать, управляться у печи.

Опекиши– всякое печенье.

Оплечье – вставной лоскут, полоса, образующая плечо.

Парусоль – зонтик от солнца.

Паужна – еда между обедом и ужином.

Пахать – мести, выметать.

Передызье – часть крестьянского дома между собственно избой и

хозяйственными пристройками.

Пешня – железный лом с деревянной рукоятью.

Поветерь – попутный ветер.

Поветь – сеновал, навес или чердак дворового строения.

Подволока – чердак.

Порато – очень.

Полагушка – деревянная посуда для молока.

Порочка – черпак, большой ковш.

Прибасы – украшения.

Промышленники – промысловики.

Ропак – громоздкая морская льдина, стоящая ребром.

Рыбник – кулебяка или пирог с цельной рыбой.


Библиография

1). Писахов. Сказки. Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.

2). Писахов. Сказки. Архангельск. Сев.- Зап. кн. изд- во, 1977.

3). Северные сказки. Саратов. Малое предпр. «Надежда», 1993.

4). Писахов. Ледяна колокольня. Москва. «Сов. Россия», 1992.

5). Михайлов. Север в литературе. Арх. кн. изд.,1961.

6). Архангельские писатели. Сев.- Зап. кн. изд-во, 1986.

7). Писатели и поэты Архангельской области. Арх. кн. изд.1962.

8). Красная пристань. Лит.-худ. альманах.1999, № 2(4).

9). Посещение музея Писахова. Арх-ск, ул. Поморская, 10.

10). Интернет.


Рецензии
Александра, добрый вечер! Вы очень интересно и подробно рассказали о Вашем земляке. Россия вообще богата на талантливых народных сказителей, уверена в этом. я сама живу в Мордовии, у нас тоже есть народная мордовская сказительница Фёкла Игнатьевна Беззубова. её произведения и на русский переведены.

Татьяна Бегоулова   30.09.2015 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Да, неудивительно, что мы не знаем о многих талантливых людях. Вот и я не знаю Вашей сказительницы. У внука сейчас подростковый возраст, а раньше мы с ним участвовали в различных конкурсах...

Александра Клюкина   30.09.2015 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.