Портреты заговорили. Актриса Мария Андреева
Всякий раз, по долгу задерживаюсь возле дамы в черном. Она вот уже более 100 лет сидит в глубоком кресле и наблюдает из-под полей своей огромной шляпы за посетителями музея. Улыбается. Немного снисходительно, может быть с высоты прожитых лет, сложных перипетий жизненного пути. Во всей её фигуре, гордой посадке головы, изломе бровей, положении рук чувствуется особая стать и незаурядная личность. « Жизнь так пленительна, красива, так увлекательно интересна, а люди не видят и не хотят видеть этого».
Героиня нашего небольшого повествования – известная актриса, муза, светская львица, покорившая сердца многих великих мужей ХХ века – Мария Федоровна Андреева
Портрет актрисы Андреевой, написан великим Репиным в 1905 году в имении Куоккала. Национальный художественный музей Беларуси приобрел картину в 1962 году у К. И. Москвиной г. Москва.
Автор стал интересоваться историей жизни героини повествования, подробностями написания портрета, искать любые детали в художественной литературе, письмах Репина и современников.
Из книги И.С. Зильберштейна, искусствоведа и коллекционера, «Репин и Горький» узнаем – « Репин знал Марию Федоровну Андрееву с детства. Он писал ее и в восемь, и в десять, и в двенадцать лет. Когда ей исполнилось пятнадцать, он делал с нее донну Анну для иллюстраций к «Каменному гостю» Пушкина. Последний её портрет был написан в 1905 году, в Финляндии».
В воспоминаниях Марии Карловны Куприной-Иорданской находим описание этого июньского дня 1905 года. А.И. Куприн с супругой был приглашен в «Пенаты» на чтение пьесы Горького «Дети солнца».
«В «Пенатах» чтение происходило на громадной стеклянной веранде, которая служила Репину мастерской. Три ступеньки вели на деревянную площадку. Там возвышался на мольберте большой портрет Марии Федоровны, над которым Репин еще продолжал работать. Сбоку, за столиком, устроился Алексей Максимович с рукописью.
С Марией Федоровной я раньше не встречалась, и её красота меня поразила. Заметив, что я с нескрываемым восхищением смотрю на неё, она спросила:
- А как вы думаете, сколько мне лет?
В этот яркий солнечный день не только без грима, но даже без следов пудры на лице, она была такой очаровательной и молодой, что я затруднялась ответить на её вопрос. И тогда она, смеясь, сама сказала: «Я старушка, мне уже тридцать пять», - этому трудно было поверить». Это была не лесть, я думаю, а искреннее восхищение красотой Марии Федоровны.
Мария Карловна в своих воспоминаниях передает диалог Куприна и Репина по поводу портрета актрисы. Репин поинтересовался мнением Куприна о портрете.
«Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Я почувствовал себя неловко, сразу не нашелся, что сказать, и молчал. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Я согласен с вами, - портрет неудачен».
К счастью, время сохранило фотографический снимок. На нем запечатлена огромная стеклянная витрина. Много солнечного света. В центре на небольшом возвышении стоит деревянное кресло. В черном простом платье и шляпе сидит Андреева, подле неё на ступеньках Горький. Он задумчив. На снимке мятежный 1905 год. В искусствоведческой литературе встречается мнение, что первоначально Репиным задумывался совместный портрет Горького и Андреевой, но, к сожалению, проект так и не был осуществлён.
В феврале 1920 года Куприн писал Репину. В письме он вспоминал « один золотой летний денек в Куоккала, так лет 14-15 назад». Куприн так описывает работу Репина над портретом: «Я так любовался Вашей работой. Палитра у Вас лежала на полу; Вы придерживали её ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собою, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. И я подумал, как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом им впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой».
Немногочисленные сохранившиеся фотографии того времени дают нам возможность сравнить оригинал с портретом и позволить не согласиться с мнением писателя. Портрет великолепен. В нем вся неординарность, богатый внутренний мир, некая обреченность и трагедия.
Мария Федоровна родилась в 1868 году в артистической семье. Андреева – сценический псевдоним. Настоящая фамилия нашей героини - Мария Юрковская, в замужестве Желябужская. С ранней юности она вращается в артистической среде.
Деятельный талант Андреевой был оценен по достоинству Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Именно она стояла у истоков создания Художественного театра. Блистала со сцены и занималась, поиском средств для нужд театра. Искала, убеждала. И находила. Но роль администратора, устроить её не могла. «Художественный театр перестал быть для меня исключением, мне больно оставаться там, где я так свято и горячо верила, что служу идее». Андреева оставляет сцену, чтобы с головой уйти в революцию. Что объединяло актрису Андрееву, писателя Горького, фабриканта Морозова и большевика Красина?
Революции, как и любому действу нужны деньги. И Андреева с успехом помогала решать финансовые проблемы революционеров. Именно за этот дар предпринимателя Ленин и назвал Андрееву «товарищ Феномен».
Явки, пароли, оставленные у сестры дети, распавшийся сам собой брак с действительным статским советником Желябужским – вот какую цену заплатила Андреева. Хочется думать, что это была плата за любовь к «буревестнику революции» - Горькому, с которым актриса познакомилась в Севастополе в 1900 году. Их роман развивался бурно. Разные люди. Аристократическая светская львица с холодным расчетливым сердцем и романтическая натура пролетарского писателя. Андреева окружила Горького нежностью и любовью. Она, знавшая несколько европейских языков, стала для писателя секретарем, переводчиком, вдохновителем его литературного таланта. И Горький отвечал взаимностью: «Люблю тебя, моя благородная Маруся, прекрасный друг-женщина». «Сказки об Италии» Горького вышли с авторским посвящением Андреевой.
Постепенно революционная буря забирала тех, кто был дорог. Тайной окутана смерть Саввы Морозова.
В 1909 году Андреева пишет своему другу Буренину: «Вокруг меня один за другим сами себя побивают и разрушают один за другим все, кого я учителями правды считала. Знали бы Вы, что делается, что кругом происходит, какая путаница, ложь, клевета, какое быстрое и неповторимое падение». Разочарование. Ничто не вечно. Даже любовь. Увы.
Постепенно Горький отдаляется от «прекрасного друга-женщины» и её место занимает другая. Но расставишь, они остаются друзьями.
После смерти Горького Андреева однажды сказала: «Я была не права, что покинула Алексея. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это всё-таки был Горький».
Бог отпустил Марии Федоровне Андреевой долгую, насыщенную чувствами и разочарованиями жизнь. Она умерла в 1953 году, в возрасте 85 лет, оставив после себя объемный том воспоминаний. Как говорят в таком случае: с её уходом окончилась целая эпоха.
Последние посетители покидали зал. Пожилая служительница музея с нетерпением поглядывала на часы. Засобирался и я. Прощайте, уважаемая Мария Андреева. Не скучайте!
Свидетельство о публикации №210101800894
Портрет действительно "говорящий"...
Интересную тему Вы придумали, можно писать об этом бесконечно!
Спасибо, понравилось.
С уважением,
Лана-Мария 03.02.2012 20:54 Заявить о нарушении
Желаю Вам крепкого здоровья и творческих успехов.
С уважением, Лихтарович Сергей
Сергей Лихтарович 06.02.2012 12:42 Заявить о нарушении