Ворчание старого автогрейдериста
Так я о том, отчего в России все меняется и всё остается неизменным, и в частности «безголовщина» с очисткой дорог. Вот об этом я и хотел бы поговорить, точнее, по ворчать.
Не я придумал такое определение практике чистки дорог от снега, не я назвал этот метод «прижатия снежной массы к обочине дороги», «безголовщиной», а в 1970 - 1971 году преподаватель по «Дорожному делу» из Иркутского ВСТТУ. ( «Восточно - Сибирское трудовое техническое училище».) Называл нашу практику работ на заснеженных дорогах так, - «безголовщиной» когда многие из нас, уже имея опыт работы на автогрейдерах в зимних условиях, делились с ним своим практическим опытом.
Вот тогда впервые окрепла и затвердела во мне мысль, что живем мы хуже надо, да некуда исключительно по той причине, что учат нас одному, разумному и правильному, а жизнь переучивает нас по своему, на безголовый манер! И вот, что поразительно! Где бы мне ни приходилось работать, какой бы специальности ни учится, исключительно везде, «теория дела» и «практика дела» отличаются, как небо от земли!
Как худые хозяйки мы заметаем сор со средины к стенам комнаты и удивительно ли, что «сор-снег» там накапливается, спрессовывается, превращается в лед и потом нужно его «зубами» брать»!
Снег, как и сор из избы нужно вывозить! Худший, но возможный вариант, отбрасывать на пять десять метров от обочин дороги, с помощью роторных снегоочистительных механизмов, но не в коем случае, не на ветреную сторону, иначе он, после первой вьюги-метели, будет опять на дорожном полотне.
Переместить вал снега с наветренной стороны дороги на подветренную, для автогрейдера труда не составит, он и приспособлен, в отличие от бульдозера, скрепера, перемещать «рабочий материал» в бок от оси своего движения, но для этого нужно перекрыть участок дороги, на время работы на нем снегоочистительной техники.
Казалось бы, преподаватель говорил нам очевидные вещи: ни один хозяин не очищает свой двор, складируя снег с наветренной стороны и тем более не отбрасывает лопатой снег на ветер, а норовит отбросить его по ветру! А поди ж ты, где это дороги так чистят?
Как положено его слова-поучения мы конспектировали и потом экзамены сдавали и в теории, и на практике: зима была, и в Иркутске снега хватало.
От чего же так, как учат - не делают, а делают с точностью до наоборот, превращая дороги в глубокие корыта, этакие ловушки для новых порций снега, превращающегося в лед под колесами машин.
Обычно ссылаются на нехватку техники, а на самом деле чистить дороги по правилам экономически не выгодно ни кому! Это было невыгодно в советское время, это не выгодно и сейчас! Поясню это на собственной практике, своей последней зимы 1989 года, когда я работал на автогрейдере в Прокопьевском УСМ («Управление строительной механизации».)
В конце декабря, перед Новым годом меня вызвал к себе начальник управления Ненашев и сказал: «Райком Партии и Рудничный исполком закрепили за нашей организацией «проспект Строителей» и еще кой-какие дороги. Мы тут порешали и проспект закрепили за тобой. Нареканий не будет со стороны исполкома, двадцать процентов к тарифу премиальных обещаю».
Помня о том, чему меня учили в Иркутске, выпросил у него в пару себе трактор с навесной роторной установкой – нехитрая машинка, изготовить такую можно при желании «на коленке». А так же выторговал право самостоятельно организовывать свою работу.
Понятно, что к этому времени проспект, моими стараниями и стараниями моих товарищей уже был превращен в корыто. Две долгие ночи
А работал я в основном только ночами, если снегопад не вносил своих корректив, «разгрызал» это «корыто» формируя снежный вал для ротора. Я наслаждался своей свободой и возможностью работать так, как меня учили! Вот только снег у бордюр, превратившийся в лед, был уже не по зубам моему легкому автогрейдеру! Болезнь дороги оказалось запущенной! По правде сказать, дороги окаймленные бордюрами сущее наказание для работы автогрейдера! Но об этом я уже говорил.
Прошел месяц, и моему начальству показалось, что я бездельничаю, словом все вернулось на круги своя! Началась обычная «безголовщина», я прижимал снег к обочинам дорог, мешал транспорту, а транспорт мешал мне!
Это обстоятельство, что автогрейдер и транспорт одновременно находятся на дороге, заставляло не очень-то усердствовать. Опасно было прижимать к дороге нож отвала, так как при сильном прижатии, или наезде на ледяную кочку, грейдер терял управляемость и «рыскал» по полотну дороги, что создавало аварийные ситуации. Ну, а к чему мне это? Видела дорога автогрейдер и ладно!
Так что «корытообразность» дорог усиливалось после каждого снегопада, а я привозил в «клюве» в свою организацию десятки километров «очищенных» дорог! Все были довольны! Работа идет, сотни литров соляра сожжены, что еще нужно? Качество? Ну, так вот, тут-то и начинается песня древняя о «новой технике»! Кто бы спорил насчет новой технике, хотя речь должна идти о совершенно новой организации труда и оплаты за труд!
Скажем, вывозит снег с проезжей части какая-то организация машинами, оплата идет не за то, очищена ли дорога, вывезен ли снег, а за тонно-километры!
Ежу понятно, что чем дальше увозят снег, тем выгоднее! Между тем в ста метрах от места очистки снега огромный овраг, способный вместить в себя весь снег с городских улиц, или всеми ветрами продуваемый, до голой земли, пустырь, но везут – чем дальше, тем лучше! Так выгоднее! А против выгоды ни один административный ресурс не устоит!
Конечно, в городских условиях ротором не везде снег откинешь за пределы проезжей части дороги; жилые дома, тротуары не позволяют, но таких мест, где нужно только вывозить снег, не так уж и много.
Как говорил доктор Борменталь в известной повести Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в стране, а головах». Проблема зимних дорог, это не проблема техническая, а проблема организационная и решается она в головах людей, ответственных за это. Какие головы, такие и дороги у нас!
Прокопьевск 2001 год.
Свидетельство о публикации №210101901007