Ворчание старого автогрейдериста

     Да и как не ворчать, когда с первого ноябрьского снега и по май месяц все городские дороги превращаются в «корыта» и не кем-нибудь, а усердием и трудолюбием автогрейдеристов! Как не ворчать, если с этой безголовщиной бился все время. То есть еще в ту пору, когда был молод, а началось это еще в 1969 года в городе Бийске. Если не тысячи, то сотни километров заснеженных дорог мной были пройдены. Рассказывают, когда плотник умирал, то всех, кроме пихтового сучка простил. Автогрейдерист простит кому угодно, но не обочине, особенно на городской улице, где дороги исполнены в форме «корыта».
Так я о том, отчего в России все меняется и всё остается неизменным, и в частности «безголовщина» с очисткой дорог. Вот об этом я и хотел бы поговорить, точнее, по ворчать.
Не я придумал такое определение практике чистки дорог от снега, не я назвал этот метод «прижатия снежной массы к обочине дороги», «безголовщиной», а в  1970 - 1971 году преподаватель по «Дорожному делу» из Иркутского ВСТТУ. ( «Восточно - Сибирское трудовое техническое училище».) Называл нашу практику работ на заснеженных дорогах так, - «безголовщиной» когда многие из нас, уже имея опыт работы на автогрейдерах в зимних условиях, делились с ним своим практическим опытом.
Вот тогда впервые окрепла и затвердела во мне мысль, что живем мы хуже надо, да некуда исключительно по той причине, что учат нас одному, разумному и правильному, а жизнь переучивает нас по своему, на безголовый манер! И вот, что поразительно! Где бы мне ни приходилось работать, какой бы специальности ни учится, исключительно везде, «теория дела» и «практика дела» отличаются, как небо от земли!
Как худые хозяйки мы заметаем сор со средины к стенам комнаты и удивительно ли, что  «сор-снег» там накапливается, спрессовывается, превращается в лед и потом нужно его «зубами» брать»!
Снег, как и сор из избы нужно вывозить! Худший, но возможный вариант, отбрасывать на пять десять метров от обочин дороги, с помощью роторных снегоочистительных механизмов, но не в коем случае, не на ветреную сторону, иначе он, после первой вьюги-метели, будет опять на дорожном полотне.
Переместить вал снега с наветренной стороны дороги на подветренную, для автогрейдера труда не составит, он и приспособлен, в отличие от бульдозера, скрепера,  перемещать «рабочий материал» в  бок от оси своего движения, но для этого нужно перекрыть участок дороги, на  время работы на нем снегоочистительной техники.         
Казалось бы,  преподаватель говорил нам очевидные вещи: ни один хозяин не очищает свой двор, складируя снег с наветренной стороны и тем более не отбрасывает  лопатой снег на ветер, а норовит отбросить его по ветру! А поди ж ты, где это дороги так чистят?
Как положено  его слова-поучения мы конспектировали и потом экзамены сдавали и в теории, и на практике: зима была, и в Иркутске снега хватало.
От чего же так, как учат -  не делают, а делают с точностью до наоборот, превращая дороги в глубокие корыта, этакие ловушки для новых порций снега, превращающегося в лед под колесами машин.
Обычно ссылаются на нехватку техники, а на самом деле чистить дороги по правилам экономически не выгодно ни кому! Это было невыгодно в советское время, это не выгодно и сейчас! Поясню это на собственной практике, своей последней зимы 1989 года, когда я работал на автогрейдере в Прокопьевском УСМ («Управление строительной механизации».)
В конце декабря, перед Новым годом меня вызвал к себе начальник управления Ненашев и сказал: «Райком Партии и Рудничный исполком закрепили за нашей организацией «проспект Строителей» и еще кой-какие дороги. Мы тут порешали и проспект закрепили за тобой. Нареканий не будет со стороны исполкома, двадцать процентов к тарифу премиальных обещаю».
Помня о том, чему меня учили в Иркутске, выпросил у него в пару себе трактор с навесной роторной установкой – нехитрая машинка, изготовить такую можно при желании «на коленке». А так же выторговал право самостоятельно организовывать свою работу.
Понятно, что к этому времени проспект, моими стараниями и стараниями моих товарищей уже был превращен в корыто. Две долгие ночи
А работал я в основном только ночами, если снегопад не вносил своих корректив, «разгрызал» это «корыто» формируя снежный вал для ротора. Я наслаждался своей свободой и возможностью работать так, как меня учили! Вот только снег у бордюр, превратившийся в лед, был уже не по зубам моему легкому автогрейдеру! Болезнь дороги оказалось запущенной!  По правде сказать, дороги окаймленные бордюрами сущее наказание для работы автогрейдера!  Но об этом я уже говорил.
Прошел месяц, и моему начальству показалось, что я бездельничаю, словом все вернулось на круги своя! Началась обычная «безголовщина», я прижимал снег к обочинам дорог, мешал транспорту, а транспорт мешал мне!
Это обстоятельство, что автогрейдер и транспорт одновременно находятся на дороге, заставляло не очень-то усердствовать. Опасно было прижимать к дороге нож отвала, так как при сильном прижатии, или наезде на ледяную кочку, грейдер терял управляемость и «рыскал» по полотну дороги, что создавало аварийные ситуации. Ну, а к чему мне это? Видела дорога автогрейдер и ладно!
Так что «корытообразность» дорог усиливалось после каждого снегопада, а я привозил в «клюве» в свою организацию десятки километров «очищенных» дорог! Все были довольны! Работа идет, сотни литров соляра сожжены, что еще нужно? Качество? Ну, так вот, тут-то и начинается песня древняя о «новой технике»! Кто бы спорил насчет новой технике,  хотя речь должна идти о совершенно новой организации труда и оплаты за труд!
Скажем, вывозит снег с проезжей части какая-то организация машинами, оплата идет не за то, очищена ли дорога, вывезен ли снег, а за тонно-километры!
Ежу понятно, что чем дальше увозят снег, тем выгоднее! Между тем в ста метрах от места очистки снега огромный овраг, способный вместить в себя весь снег с городских улиц, или всеми ветрами продуваемый, до голой земли, пустырь, но везут – чем дальше, тем лучше! Так выгоднее! А против выгоды ни один административный ресурс не устоит!
Конечно, в городских условиях ротором не везде снег откинешь за пределы проезжей части дороги; жилые дома, тротуары не позволяют, но таких мест, где  нужно только вывозить снег, не так уж и много.
Как говорил доктор Борменталь в известной повести Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в стране, а головах». Проблема зимних дорог, это не проблема техническая, а проблема организационная и   решается она в головах людей, ответственных за это. Какие головы, такие и дороги у нас!
 Прокопьевск 2001 год.


Рецензии