Две женщины морского лейтенанта. 1 часть, 12 глава

Глава 12. «Знакомство с кораблем»

... Утро на военных кораблях флотов всего мира начинается одинаково - с подъема флага.

На построение Владимир не пошел. Во-первых, он еще не представился командиру и не вступил в свои обязанности, а во-вторых, что было более существенно — его новая форма требовала подгонки и приведения в надлежащий вид.

Лишь после завтрака, штурман отправился в командирскую каюту с целью знакомства с капитаном третьего ранга Ахидовым. Тот был на месте.

Войдя в небольшую, чуть больше старпомовской, каюту, Микульский увидел, сидящего за письменным столом, рыжего мужчину примерно лет сорока пяти. Все  у него было крупным: и фигура, и лицо и руки. Его большие, размером с патрон ДШК*, пальцы правой руки крепко сжимали шариковую ручку, которой хозяин каюты, сопя, старательно что-то писал. Заметив вошедшего, он поднял свою рыжеволосую голову,  и строго спросил:

- Кто таков?
- Моя фамилия Микульский. Прибыл к вам на военную стажировку в качестве командира БЧ-1.
- А, штурман. Старпом уже докладывал о тебе. Почему не явился на подъем флага?
- Не хотел своим гражданским видом смущать экипаж. Я прибыл вечером и не успел приготовить форму.
- Объяснения принимаются... Работаешь где?
- В Сахалинском  Пароходстве третьим помощником капитана.
- Боевой частью командовать приходилось?
- Честно сказать - ни разу.
- Ни разу . - задумчиво произнес Ахидов. - И на фига мне такой командир?
- Я сам на эту должность не просился! - опять начал заводится Микульский. Если я вам не подхожу, то отправьте меня обратно в штаб бригады.
- Э, да я вижу, ты парень горячий — тот час вспыхиваешь, как спичка. Сразу обратно! А где я потом себе штурмана возьму? - глаза командира вдруг повеселели, и голос смягчился. - Да ты, никак, обиделся на мои слова?
- Нет.  Просто,  вчера старший офицер высказывался в подобном смысле.
- Вижу – обиделся. Зря. На обиженных, мил друг, воду возят, так у нас в деревне говорили. Я ведь, знаешь, из деревни — коренной сибиряк... А ты, товарищ Микульский водку пьешь? - задал неожиданный вопрос капитан третьего ранга.

*ДШК  - крупно-калиберный станковый пулемет

Вопрос, казалось, был прост, но он, на некоторое время, поставил Владимира в тупик: - "Сказать, что не пью — не поверит. Сказать, что пью, то подумает обо мне бог весть что — мол у самих пьяниц полно!"
- Пью, товарищ командир, с отвращением,- нашелся штурман после секундного замешательства.

Ахидов пристально посмотрел на юморного "бычка".

- Если не врешь, то сработаемся...Даю тебе неделю на ознакомление с боевой частью и кораблем, после этого буду спрашивать с тебя, как полагается! Понял?
- Понял.
- Тогда   свободен.

"Надо же быть таким рыжим!.. Прямо, как коверный* в цирке", - думал Владимир, выходя от командира. - "Ну да ничего - бог с ним, как-нибудь перезимуем, не жениться же мне, в самом деле, на его дочери! А человек он, вроде бы, неплохой".

Что подумал Ахидов о штурмане, - осталось неизвестным.

Когда Микульский вернулся к себе в каюту, он застал там Цыплакова, который зашел, чтобы взять какие-то радиосхемы.

- Ну что, Володя, представился командиру?
- Имел удовольствие...Ох, он у вас и крут.
- Не у вас, а у нас. Теперь надо говорить у нас.
- Да, у нас...Понимаешь, сразу взял меня в оборот!...Ты не знаешь, Дима, отчего это он спросил меня,  не пью ли я водку?
- Так Ахидов у нас язвенник — спиртного в рот не берет и, со времени своей болезни, не любит выпивох!
- Да-а. Трудно ему, наверное, на «ЛОСЕ»?
- Еще как! Послужишь у нас — сам поймешь.
- Если он так не любит, как ты выражаешься,  выпивох, почему же он не прижмет к ногтю нашего уважаемого Сан Саныча?
- Потому, что наш кап.три только с виду такой грозный, а на самом деле — он большой добряк. Вот Тесленко, да и многие другие, пользуются его добротой! Знают, что он покричит, покричит да и смягчится.

...После обеда штурман, с целью подробного ознакомления, принялся «лазать» по кораблю. В первую очередь, он решил осмотреть ходовой мостик и штурманскую рубку. С ходового мостика открывался прекрасный обзор на всю бухту, в которой находилась стоянка кораблей. Тесно прижавшись бортами дру к другу, отдельно стояли: СКРы*, тральщики** и ракетные катера. Вокруг бухты высились громады сопок, надежно защищая акваторию от всех ветров.

*коверный - клоун

... Слова командира БЧ-4 - "Послужишь у нас  — сам  все поймешь", оказались пророческими. Микульский, приняв дела у мичмана Петренко, и, потихоньку знакомясь с личным составом и самим кораблем, стал понимать, что вопрос капитана третьего ранга Ахидова об отношении штурмана к водке был, отнюдь, не из простого любопытства.

Как выяснил для себя новый командир БЧ-1, сторожевой корабль «ЛОСЬ» представлял собой нечто среднее между боевой единицей флота и гарнизонной гаупвахтой. Построенный в пятьдесят пятом году, а уже в шестьдесят втором при первом хрущевском разоружении, поставленный на длительную консервацию, корабль простоял в сухом доке почти тридцать лет. Владимир, к своему удивлению, в пока нежилых каютах то и дело натыкался на горы разной политической и просветительской литературы, среди которой ему даже попалась речь Никиты Сергеевича Хрущева на ХХ съезде КПСС.

И вот теперь «ЛОСЬ», этот «старый плавучий чемодан», как метко окрестил его старший  офицер, предстояло ввести в строй действующих кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота.

С целью оживления замерших механизмов сторожевика, командиры других кораблей эскадры, повинуясь приказу командования, направляли по десять матросов или мотористов для формирования экипажа «ЛОСЯ».

Естественно, каждый командир, в такой ситуации, старался избавиться от худших людей. По этой самой причине, на вводящийся в строй СКР, поступали сплошь новобранцы или нарушители дисциплины.

Такое положение вещей было характерно не только для «ЛОСЯ», но и для других кораблей, оказавшихся в подобной ситуации.

Во второй день своего пребывания  на СКРе,  Микульский, уже в военной форме, как положено, присутствовал на подъеме флага. С той самой минуты жизнь молодого человека покатилась  по военным рельсам, или правильнее сказать — по палубе военного корабля.

Первая неделя службы, пока Владимир привыкал к новому необычному распорядку, тянулась, на удивление, долго. Все на корабле было чужим и неудобным: отсутствовала горячая вода, кают-компания все еще не действовала, а соответственно не было телевизора. Дима Цыплаков, целыми днями, пропадал у себя в радиорубке и возился с радиостанцией и другими средствами связи. В своей каюте он появлялся только к вечеру. К выпивке он не имел особого пристрастия, поэтому сдружился со штурманом, и оба молодых человека проводили вечера за беседами, слушанием музыки и учением   английского языка, к которому у Цыплакова обнаружились неплохие способности. И, вообще, "четвертый бычок" оказался хорошим парнем, и с каждым днем, Микульский все больше убеждался в этом.

*СКРы - сокращенно сторожевые корабли
** тральщики - корабли, предназначенные для постановки и снятия мин

- Ты знаешь, Дима, мне кажется, что наш корабль чем-то сродни галере* времен парусного флота, куда ссылают всех неугодных начальству  и проштрафившихся, - сказал Владимир, когда они с радистом, в один из вечеров, сидели в своей каюте.
- Ты имеешь виду выражение "сослать на галеры"?
- Да.
- Так оно, Вовчик, и есть. Хуже всего то, что и офицерские кадры подбирали по тому же принципу. Откуда же взяться порядку и дисциплине?
- Я тут всего неделю, но успел это заметить.
- Вот видишь? Ты за неделю заметил, а командование эскадры — замечать не хочет. Им так удобней.
- Ну ладно — я. Понятное дело, я здесь временно и выпадаю из этого принципа. А ты-то, почему оказался на «ЛОСЕ»?
- Я то?.. Видишь ли, меня подвела моя любовь к музыке.. Невинное, вроде бы, на первый взгляд, увлечение — и вот тебе на!
- Ты шутишь?
- Какие шутки?.. Я записывал эстрадные программы, которые
транслирует «БИ-БИ-СИ»  из Лондона, вот этим самым "Панасоником", - Дима показал на магнитолу, стоящую на столе, - так наш бдительный замполит подал на меня рапорт, что я слушаю "вражеские голоса". В результате меня перевели сюда. Такой вот итог!
- Да, судьба играет человеком, а человек играет на трубе! - философски изрек Владимир словами Остапа Бендера.
- Видел у соседнего пирса стоит эсминец "СОВРЕМЕННЫЙ"? -
продолжал  начатый разговор Цыплаков.
- Есть  такой.

*галера - гребное судно в парусном флоте.

- Так  вот, Андрюха Воронов, наш теперешний командир БЧ-2* — оттуда. Набил морду ихнему старшему офицеру. Сперва дело хотели передать в трибунал, но потом выяснилось, что старпом, во многом, был виноват сам. Дело спустили на тормозах, а Андрея перевели к нам.
- Интересное кино!
- Или взять Ахидова. Хотели нашего кап.три комиссовать из-за язвы, так он упросился сюда — на «ЛОСЬ» дослужить до пенсии...А остальные направлены к нам за пьянку, так сказать на перевоспитание: мичмана - все, включая твоего Петренко, Тесленко, стар.мех** Аненков...Кстати, стар.мех — уникальная личность. Золотые руки! Починит любую железяку, в машинах разбирается  — дай бог каждому, а заложит за воротник — все, пошло-поехало! Тогда ему море по колено! Может послать подальше любого, не взирая на чины и звания. Начальство, сам понимаешь, таких не жалует... А мужик он мировой. Он единственный во всей бригаде имеет орден Красной Звезды.
- Да ты что?! Награжден орденом? За какие заслуги? - не поверил Микульский.
- Воевал во Вьетнаме...Когда-нибудь попроси его — он любит вспоминать те времена.
- Дима, я все хотел тебя спросить, - задал штурман вопрос после того,как они минут двадцать молча слушали музыку, - смотрю после 18.00 все офицеры разбегаются по домам, остается лишь вахтенный, а ты сидишь тут со мной? Ты, наверное, не женат?
- Женат, Вовчик, женат.
- И дети есть?
- Сыну скоро два года.
- Так в чем же дело?
- Их сейчас нет в Заветах Ильича. Жена с сыном уехали к родителям на "Большую землю" - в Калининград. Мы с женой оба оттуда родом.
- Это бывший Кениксберг?
- Он самый.
- А как же ты оказался в этих краях?
- Как, как... Закончил в Калининграде Высшее Военно-морское училище и по распределению угодил на Дальний Восток.
- Э, да у тебя судьба чем-то схожа с моей! А я думал, что один такой.
- Ты, что - тоже родом с Запада? - спросил Цыплаков.
- Нет. Родился на юге Украины, но пять лет проучился в Рижской мореходке, а на Сахалин направили, как молодого специалиста.Правда, я не отказывался, но все же — очень похоже на тебя.

*БЧ-2 - артиллерийская боевая часть на кораблях.
**стар.мех. - сокращенно от старший механик.   

- Эх, мне Калининград снится, иногда, ночами! Ты не был там?
- Нет. В тех краях бывал — в Балтийске.
- Это бывший немецкий городок Пиллау.
- Да, я знаю, - сказал штурман, - а вот на твоей родине побывать не пришлось.
- Ничего - побываешь еще. Какие твои годы? - успокоил его Дмитрий.


Рецензии