Как раньше воровали по малому

 
Байки из курилки. ЗОЛОТО. юмореска

Сидим, курим. До звонка десять минут. "Матвей – налей" нам  свою очередную байку.   
… Работал  как-то,  и неплохо получалось, на одном  военном зашифрованном почтовом  ящике.  У нас не товар производился, а изделия и все под номерами.  Три штуки в год.  Работал в  цехе  электроники, тоже под номером. Выпускали какую-то хрень, до сих пор ношу бумажку, перерисовал схему  блока автоматической под настройки  дефибрилляции второго контура этой хрени, ни как не могу разобраться, что к чему.

 Выяснял у главного технолога, первый контур выпускают  в Благовещенске. Я же не могу разорваться  и туда и сюда. Ладно, думаю, не поеду  туда, я не шпион. Мне это ни к чему.  Меня привлекло другое. У нас там была гальваническая лаборатория. 

У этой изделии, т.е. хрени внутри до хрена  всяких электронных схем, все малюсенькие такие. И все меж собой соединяются, как  пазлы  детские.  Вот эти пазлы-мазлы я и вожу  из цеха в лабораторию и обратно. А производство-то военное качество должно быть  высокого качества. ВО!!! КАКОЕ!

 Открою вам военную тайну, за неё мне дали всего  пожизненно условно. Так, что это уже не тайна. Я понимаю так, тайна - это когда, что-то знают не больше двух человек, а если,  знают  три, это уже не тайна.  Так, про качество  уже говорил.  Теперь,  про надёжность и безотказность изделия  при эксплуатации, и на случай  внештатных ситуаций. Вариант № 3 (тропическое  вакуумное  изготовление) то есть оно не ржавеет под дождём.  Не должно,  иначе все контакты отвалятся, и изделие полетит не туда.  Перепутает  Запад с Востоком.  Если вообще полетит.  Значит на контакты особое внимание в процессе  их изготовления.

  Вот умные головы и придумали,  надо контакты  позолотить чтобы,  электрическую  проводимость увеличить. У нас в России некоторые унитазы  ставят себе золотые,  для лучшей  проходимости или проводимости, но они не дураки электропроводку в хоромах  делать  золотой.  Для них это правда, не дорого, но это так неудобно, каждому объяснять  - там,  в стене  провода  из золота. А золотой унитаз сразу в глаза бросается.  Это я на олигархов намекаю.

А ихние гости часто - часто в сортир бегают, надо, не надо, а бегают.  Сядут и завидуют, а некоторые  ноготочком царапают, бес толку, только маникюр себе портят.  И не знают, что там скрытая японская  телекамера вмазана. Что-то я всё про унитазы, надо о проводах. Для простых смертных, в доме вообще  проводку делают из алюминия, а даже не из меди. На нас экономят.

Вспомните школу седьмой класс химию и те, кто штаны протирал в институте несколько лет, должны знать, алюминий  производят в стране  электрическим способом. Я по химии двоечником был, но всё равно помню электролиз называется. Кому не интересна моя лекция, можете не слушать.

А мне лично, химия нравилась, пригодилась в дальнейшем эта наука. Я ещё тогда, с одним корешом всякие там взрывчики на переменках устраивал.  Так кореш на второй год остался по болезни, два месяца в больнице  пролежал, ему правый глаз меняли на стеклянный.

Теперь я знаю, что опилки магния надо поджигать с расстояния в два метра.  Я после химию ещё больше полюбил. Про бенгальские свечи потом расскажу, как сигареты заряжать и "стрелков" угощать.  Как-то меня осенило в этой самой химической  гальванической лаборатории.

 Принёс я эту секретную штуковину из цеха и отдаю тому начальнику-технологу и на словах говорю, что там в этой штуке плохо работает, объясняю «белому халату»  чтобы всё понял.  Я помог ему вскрыть изделие, у меня всегда плоскогубцы в кармане  спецовки. Всегда может пригодиться. Достаёт он оттуда матрицу и что-то прибором замеряет. Я ему подсказываю, плохой контакт «зуб даю». 

Он – возможно, возможно. Не уходи, я заменю плату на новую, отнесёшь срочно назад.  Подходит  к огромному щиту, крутит ручку потенциометра и на прибор поглядывает. Там стрелочка запрыгала.. . Мне  интересно стало.   Установил  стрелочку на ноль, нет на нуль. Там было их два справа и слева.  Я у него спрашиваю – долго ещё, мне курить надо? Пора уже, обед скоро.  Там большое объявление:  «НЕ КУРИТЬ, ВЗРЫВООПАСНО!!!»

Он мне, - если хочешь, стой здесь, можешь посмотреть. Ничего не трогай. Я и смотрю. Пока ничего и не трогаю. Пошли  мы в конец зала, там бассейн с тёмной водой.  «Профессор» мне и объясняет.  Это не вода, электролит. Оказывается электролизом можно не только алюминий добывать, таким образом,  можно и покрывать золотом всякие поверхности. Про хром и никель не говорю.

 Он мне целую лекцию прочитал, а я вам. Они там этим и занимаются.  Покрывают золотом контактики на платах. Я стал таким любознательным, спрашиваю, а зачем на этой ванне решётка, да ещё с замком? Это чтобы случайно никого не убило?  Мастер мне - Там же ток. Несколько градусов. Он подходит к ванне, говорит мне, - отвернись, и начинает открывать номерной замок. Крутил, крутил замок не открывается. Я спиной стою, со счёту сбился, сколько щелчков слушаю, замок-то старый, довоенный. Начальник в карман за шпаргалкой полез.

 Наконец, открыл замок,  попросил помочь откинуть тяжёлую решётку. Я всегда, пожалуйста. Помог. Интересуюсь, для своего общего развития.  Это, вы ток выключили, чтобы вас не убило? Он оправдываться, - да не убьёт, току мало, по технике безопасности положено.  Вон, полковник стоит, военпред, он же инженер по технике безопасности, он же и охранник по совместительству.  На трёх окладах. Зануда, страшный. Всё ему мало.

 Я снова спрашиваю: Зачем по инструкции решётка, если не убьёт? 
- Чтобы не украли.   
– Что, чтобы не украли? Эти вот фиговинки?  И тут он сознался, - Золото, - сказал  шепотом начальник и покосился на зассыпанного генерала.
– Какое ещё золото? Он опять мне лекцию по гидролизу. Вот, видишь провода, а это штанги, это катодная  на неё крепятся  матрицы, и платы. А это анодная штанга, на неё  подвешивается  золотой слиток, включается  ток и процесс пошёл.

 – А почему  золото не крепится,  а просто на крючках подвешено? Он мне весь технологический процесс на пальцах  поясняет.  Оказывается, надо, несколько раз за смену снимать платы, для лабораторных измерений толщины  золотого покрытия на контактах,  устанавливать, менять  другие платы. А слитки часто поворачивать на 180 градусов, для равномерного расхода убывающих золотых электронов. За границей всё автоматически. У нас своя инструкция, вот и приходится открывать и закрывать.  И охранник  ходит.

 – ДА, -говорю я,  - сложно украсть. Надо же всё предусмотрели. Вспомнил Юрия Деточника из кинофильма "Берегись автомобиля!" 
- За пятьдесят лет, ни одного случая, я здесь тридцать лет уже начальник лаборатории.

Матвей закурил новую сигаретку. Затянулся, продолжил  байку.
Походит к нам подполковник военпред,  интересуется кто я такой. Начальник ему - это подсобник из цеха № 7я-БЛИ продукцию носит, у него накладная. Всё строго по списку  сдаёт, принимает, замечаний нет. Вот интересуется, хочет перейти к нам в лабораторию. Нам требуется корректировщик ванн.

Я глаза вылупил, первый раз слышу такое слово. - У нас в декрет уходит скоро одна. Вот парень свой из цеха. Ему и решётку не тяжело поднимать. Смышлёный, в химии силён. Еще в школе интересовался. Будет следить за химическим составом электролита, здесь на глазок нельзя.

А что? Хорошую идею мне подкинул начальничек. Надо его  через первый отдел протащить,- сказал сторож. Через неделю я перевёлся в лабораторию корректировщиком химических ванн.  Их там зараза восемь штук. Золотая, только одна и с решёткой и охранник один на восемь ванн, и постоянно бегает подписывать бумажки в подсобку. Не думал, что мне так повезёт. В мои обязанности входило ещё и раз в неделю сливать рассол и чистить саму ванну вонючим раствором. Формулу не скажу, секрет, подписку давал.

-  Матвей, а слитки золота, ты домой на сохранение носил? Мы дружно над ним смеялись. 
-  Нет, их снимали и под охраной  в специальный сейф убирали.               
-  И, ты работал с золотом? И ни одного слитка не увёл?               
-  Нельзя было воровать, я за него отвечал. Утром  каждую смену, я, начальник лаборатории и этот сторож-генерал без погон, снимали анодные золотые  пластины по два килограмма каждая и взвешивали на электронных весах. Составлялся промежуточный акт в журнал все цифры разносились по столбикам.

- Вот тут, тебе и пригодились гирька с высверленным вкладышем с рынка? Кто-то сострил.         
- Нет, я так грубо никогда не работаю.
- А как,  расскажи. 
- Ну, ладно, вы только никому    
- Не, не никому.
- Чистил я ванны раз в неделю, охранники глаз не сводят,  за каждым моим движением следил. Так я утречком каждый день, когда закрывал решётку золотого бассейна под пристальным взглядом  военпреда, и начальника лаборатории (код замка менялся почти каждый день) незаметно через решётку ванны подвешивал на катодную штангу своё обручальное кольцо на проволочке, и опускал его в электролитик. 
  Через восемь часов в конце смены, я вынимал колечко, и надевал на палец.  Дома взвешивал. Оно было почти на грамм тяжелее, чем утром чистейшего золота. На работу я надевал уже другое новое кольцо.  У меня их несколько. В п\я на работе все знали, что я женат. Знали в первом отделе и на проходной. Все знали. 
-  Матвей, так как ты прокололся, что срок получил?   
-  А я не говорил,  что прокололся.    
-  Да, ну? А срок за что?               
-  В кармане на проходной нашли кусочек проволочки,  от той  хреновины.
-  Аааа, учтём. А кольцо?   

- Так я и на суде с кольцом был, никто, и слова мне не сказал.               
- И за проволочки срок мотаешь?               
- Говорят, что это изделие на стрельбах Японию с Северной Кореей перепутала.  Следствие, и как всегда я виноват, стрелочника нашли.  В Благовещенске тоже одного гальваника  посадили. Отчитались по полной  программе. 
               
–  На тот  почтовый ящик тебе уже никак на работу не устроиться?
–  Так я племянника устроил в ту лабораторию, он тоже женатый.  Мы дачу на его тёщу оформили, а она  его в завещание  не забыла вписать,  а вторую дачу мы на тёщиного брата …

 Раздался звонок, конец  обеденного перерыва.


Рецензии
До чего народ у нас смышленый! Хорошо написано, как по-живому.

Александр Орешкин   25.01.2015 09:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.