Династия Чжоу
2/1. Тай-бо
3/1. Чжун-юн, родоначальник КНЯЗЕЙ У http://www.proza.ru/2011/02/25/339
4/1. Гун-цзы
5/4. Вэнь-ван
6/5. Чжоу-гун-дан, родоначальник КНЯЗЕЙ ЛУ http://www.proza.ru/2011/05/05/266
7/5. Цао-шу, родоначальник КНЯЗЕЙ ЦАО http://www.proza.ru/2011/10/15/328
8/5. У-ван (Фа) (1122-1115 гг. до Р.Х.)
9/5. Цай-шу, родоначальник КНЯЗЕЙ ЦАЙ http://www.proza.ru/2015/08/02/1922
10/5. Кан-шу, родоначальник КНЯЗЕЙ ВЭЙ http://www.proza.ru/2011/12/02/350
11/8. Чэн-ван (Сун) (1115-1078 гг. до Р.Х.)
12/8. Тан шу-юй, родоначальник КНЯЗЕЙ ЦЗИНЬ http://www.proza.ru/2012/01/19/431
13/11. Кан-ван (Чжао) (1078-1052 гг. до Р.Х.)
14/13. Чжао-ван (Ся) (1052-1001 гг. до Р.Х.)
15/14. Му-ван (Мань) (1001-946 гг. до Р.Х.)
16/15. Гун-ван (И-ху) (946-934 гг. до Р.Х.)
17/16. И-ван (Цзянь) (934-909 гг. до Р.Х.)
18/15. Сяо-ван (Пи-фан) (909-894 гг. до Р.Х.)
19/17. И-ван (Се) (894-878 гг. до Р.Х.)
20/19. Ли-ван (Ху) (878-841 гг. до Р.Х.)
21. Гун-хэ (841-828 гг. до Р.Х.)
22/20. Сюань-ван (Цзин) (827-781 гг. до Р.Х.)
23/20. Хуан-гун Ю, родоначальник КНЯЗЕЙ ЧЖЭН http://www.proza.ru/2015/08/04/242
24/22. Ю-ван (Гун-шэн) (781-771 гг. до Р.Х.)
25/24. Пин-ван (И-цзю) (770-719 гг. до Р.Х.)
26/25. Се-фу
27/26. Хуань-ван (Линь) (719-696 гг. до Р.Х.)
28/27. Чжуан-ван (То) (696-681 гг. до Р.Х.)
29/28. Си-ван (Ху-ци) (681-676 гг. до Р.Х.)
30/29. ***-ван (Лан) (676-651 гг. до Р.Х.)
31/30. Сян-ван (Чжэн) (651-618 гг. до Р.Х.)
32/31. Цин-ван (Жэнь-чэн) (618-612 гг. до Р.Х.)
33/32. Куан-ван (Бань) (612-606 гг. до Р.Х.)
34/32. Дин-ван (Юй) (606-585 гг. до Р.Х.)
35/34. Цзянь-ван (И) (585-571 гг. до Р.Х.)
36/35. Лин-ван (Се-синь) (571-544 гг. до Р.Х.)
37/36. Цзин-ван (Гуй) (544-519 гг. до Р.Х.)
38/37. Цзин-ван (Гай) (519-475 гг. до Р.Х.)
39/38. Юань-ван (Жэнь) (475-468 гг. до Р.Х.)
40/39. Дин-ван (Цзе) (468-440 гг. до Р.Х.)
41/40. Као-ван (Вэй) (440-425 гг. до Р.Х.)
42/41. Вэ-ле-ван (У) (425-401 гг. до Р.Х.)
43/42. Ань-ван (Цзяо) (401-375 гг. до Р.Х.)
44/43. Ле-ван (Си) (375-368 гг. до Р.Х.)
45/43. Сянь-ван (Бянь) (368-320 гг. до Р.Х.)
46/45. Шэнь-цзин-ван (Дин) (320-314 гг. до Р.Х.)
47/46. Нань-ван (Янь) (314-255 гг. до Р.Х.)
1. Княжество Чжоу
Племя Чжоу (название которого было потом перенесено на занимаемую им территорию и дало имя правившей здесь княжеской династии) пришло в речные долины Центрального Китая с Запада. Родоначальником княжеского рода Чжоу считался некий Ци (известный по своему посмертному титулу как Хоу-цзи), который исполнял должность управителя земледелия при легендарном императоре Яо (http://www.proza.ru/2010/08/12/252). Его потомки были вождями племени Чжоу на протяжении многих поколений. Один из них – Дань-фу в начале XIII в. до Р.Х. получил княжеский титул гун. Тогда же земли, занимаемые племенем Чжоу в Цишани были официально признаны его наследственными владениями. По свидетельству Сыма Цяня, именно Дань-фу, получивший посмертный титул Гу-гуна, отверг обычаи кочевников: он стал строить города, окруженные стенами, и предместья вокруг них, сооружал здания и дома и расселял в них народ. При нем чжоусцы стали поголовно переходить к земледелию. Своим наследником Гу-гун объявил младшего сына Цзи-ли (получившего потом титулы Гун-цзы и Ван-цзы). Старшие братья Тай-бо и Юй-чжун, не желая, чтобы подданные вопреки воле их отца провозгласили их князьями, бежали в земли Цзин (на самый юг Китая) и отреклись от власти. (От них вела свое происхождение боковая ветвь рода Чжоу – княжеская фамилия У).
При Гун-цзы княжество Чжоу становится одним из самых могущественных в составе Шанской империи. Он много воевал, побеждал соседние племена, усмирял врагов Шан и строил новые города. Император Тай-дин (правил в 1194-1191 гг. до Р.Х.) даровал Гун-цзы почетный титул бо, но потом велел его умертвить. Ему наследовал сын Чан (который более известен под титулом Си-бо («Повелитель Запада»). Чан еще более возвысил значение рода Чжоу. За почти полвека своего правления он заметно увеличил пределы княжества и перенес столицу из района Цишань на восток, во вновь отстроенный город Фэн (неподалеку от современной Сиани). За несколько лет до смерти Чан принял титул вана («государя»), который кроме него носил только император, и стал именоваться Вэнь-ваном («Просвещенным правителем»). В последующие века Вэнь-вана почитали как одного из величайших мудрецов древности, много сделавшего для процветания своего государства. Косвенным образом такую высокую оценку подтверждают и данные археологии. Они свидетельствуют о том, что как раз в правление Вэнь-вана чжоусцы сделали огромный шаг вперед в своем экономическом и культурном развитии. После его смерти (в 1135 г. до Р.Х.) власть над Чжоу принял его сын У-ван.
2. Правление чжоуского У-вана
У-ван (при жизни его звали Фа) обладал большим могуществом, отличался справедливостью и во всем старался подражать своему отцу. Поэтому, когда деспотия шанского императора Чжоу-синя (1154-1122 гг. до Р.Х.)стала невыносимой, владетельные князья начали обращаться к У-вану с призывом свергнуть его и самому занять престол. Но У-ван считал это за большой грех и долго не соглашался. Только после того, как Чжоу-синь совершил новые тяжкие преступления (в частности, убил сына вана Би-ганя с целью посмотреть, как устроено его сердце), У-ван согласился начать против императора войну. На 11-м году своего правления (в 1122 г. до Р.Х.) он собрал 300 боевых колесниц, около 50 тыс. латников и выступил на восток в карательный поход против Чжоу-синя. У Мэнцзиня его армия переправилась через Хуанхэ. Здесь его поджидали союзные владетельные князья со своими армиями. Встреча с шанскими войсками произошла в долине Муе, в окрестностях столицы Шан. Хотя армия Чжоу-синя была очень многочисленной, никто из его солдат не хотел сражаться за него, все желали, чтобы У-ван скорее вступил в столицу. Поэтому союзники шанцев повернули оружие и стали сражаться против них, открыв путь У-вану. Чжоу-синь бежал в Шан, облачился в одежды с драгоценной яшмой, бросился в огонь и погиб. У-ван вступил в столицу и, подъехав к месту, где лежал обгоревший труп прежнего императора, выпустил в него три стрелы. Вслед затем он сошел с колесницы, секирой отсек голову Чжоу-синя и подвесил ее к большому белому знамени. После этого он покинул столицу и на другой день совершил в нее торжественный въезд. Вопреки ожиданиям, он не объявил себя императором, а поручил земли Шан сыну Чжоу-синя, Лу-фу (тот принял титул У-гэна). Надзирать за ним У-ван поручил своим младшим братьям Гуань Шу-сяню и Цай Шу-ду. Он освободил из тюрьмы заключенных, распределил зерно между бедными и одарил всех своих союзников. Свершив все это, он распустил войска и уехал обратно в свои владения. В 1115 г. до Р.Х. У-ван умер.
3. Чжоу-гун
Чжоу-гун по имени Дань был одним из сыновей знаменитого чжоуского Вэнь-вана. В детстве его отличали сыновья почтительность и искреннее человеколюбие. Когда чжоуским князем стал старший сын Вэнь-вана, У-ван, Дань был одним из самых верных и деятельных его сподвижников. В 1122 г. до Р.Х. У-ван пожаловал Даню княжество Лу. Однако Чжоу-гун (под таким именем Дань вошел в историю) не отправился в свои владения, а остался помогать У-вану. Когда У-ван скончался, ему наследовал Чэн-ван (1115-1078 г. до Р.Х.), бывший в то время еще ребенком. Чжоу-гун, боясь, что народ, услышав о кончине императора, взбунтуется, взошел на престол вместо Чэн-вана и стал управлять всеми делами в государстве. Это вызвало к нему ненависть со стороны других братьев. Двое из них, Гуань-шу и Цай-шу, соединились с шанским царевичем У-гэном и подняли восстание. Чжоу-гун собрал войска, выступил на восток и разгромил мятежников. Он велел казнить Гуань-шу и У-гэна, а Цай-шу сослал. Через два года мятеж был окончательно подавлен, и все чжоухоу (владетельные князья) подчинились дому Чжоу как своему главе. Когда Чэн-ван подрос, он принял власть из рук Чжоу-гуна и поручил последнему строить новую столицу на реке Лои. Однако и позже Чжоу-гун продолжал ведать государственными делами и был для своего племянника мудрым советчиком. Китайская традиция приписывает ему авторство нескольких сочинений. Так его перу принадлежит трактат «Чжоуские чиновники», где впервые проведено разделение чиновников по их обязанностям. В другом сочинении – «Установление управления» - Чжоу-гун изложил свои соображения о том, как сделать управление государством более удобным для народа.
4. Эпоха Западного Чжоу
Вторичное поражение шанцев было расценено всеми современниками как знак явного расположения Неба к дому Чжоу. С этого времени легитимность новой династии уже ни у кого не вызывала сомнения, и она прочно утвердилась у власти. Чтобы обезопасить своих потомков на будущее от новых мятежей шанцев Чжоу-гун часть их переселил во вновь образованное княжество Сун, часть – в княжество Вэй, а часть – в свой собственный наследственный удел Лу. Заметная доля шанцев, причем наиболее квалифицированная, оказалась в районе реки Ло, где под руководством Чжоу-гуна была построена новая столица Чжоу – город Лои (Чэнчжоу). Итогом всех этих перемещений стало то, что шанцы вскоре слились с местным населением и перестали существовать как единая этническая общность.
Однако сильная центральная власть в Чжоу существовала не более столетия. Уже при внуке Чэн-вана, Чжао-ване (1052-1001 гг.до Р.Х.), в управлении государством, по словам Сыма Цяня, стали проявляться слабости и изъяны. Предоставив чиновникам все государственные дела, император посвящал время исключительно охоте. При нем впервые удельные князья стали позволять себе своеволия и насилия. Чжао-ван погиб во время похода против отпавших инородцев мань на юге Китая. Его сыну Му-вану (1001-946 гг. до Р.Х.) пришлось подавлять сепаратистское выступление князя Чу, который самовольно присвоил себе титул «вана» («государя»). В последующие годы князья становились все более независимыми. При внуке Му-вана, беспечном и легкомысленном И-ване (934-909 гг. до Р.Х.), дела царского дома пришли в такой упадок, что стихотворцы стали сочинять о нем сатиры. При его внуке Ли-ване (878-841 гг. до Р.Х.) чуйский князь вновь присвоил себе царский титул и объявил себя самостоятельным. Однако Ли-ван не преследовал узурпатора, так как не имел для этого достаточно сил. Пишут, что этот государь был жесток и бесчеловечен, предавался излишествам и проявлял высокомерие. Главный смотритель его двора, Жуан-гун, зная о любви государя к деньгам, всеми правдами и неправдами вымогал их у вельмож и простого народа. Чжухоу (владетельные князья) не любили Ли-вана и не являлись к его двору. В 841 г. до Р.Х. подданные восстали против императора и изгнали его в Чжи. Власть в государстве перешла к двум советникам – Чжао-гуну и Чжоу-гуну, которые правили вместе (это правление был названо Гун-хэ, что значит «общее согласие»). В 827 г. до Р.Х., когда Лин-ван умер в Чжи, советники возвели на престол его сына Сюань-вана (827-781 гг. до Р.Х.) и провозгласили его императором. В 789 г. до Р.Х. войска Сюань-вана были наголову разбиты кочевниками-жунами у Цяньму. Сюань-ван набрал новое войско, выступил против врага и изгнал жунов из Китая. Это было последнее крупное деяние императорского дома Чжоу.
Сын Сюан-вана, Ю-ван (781-771 гг. до Р.Х.), на третьем голу своего правления страстно влюбился в простую девушку Бао-сы. Он удалил свою прежнюю жену-государыню из рода Шэнь вместе с ее сыном И-цзю, сделав старшей женой Бао-сы, а ее сына Бо-фу провозгласил своим наследником. Отец прежней жены Шэнь-хоу не стерпел оскорбления и вместе с западными варварами цюаньжунами напал на Ю-вана. Император призвал на помощь владетельных князей, но никто не явился на его вызов. Армия Ю-вана была разбита у горы Лишань (в 771 г. до Р.Х.). Победители овладели западной столицей империи Цзучжоу (расположенную в родовых владениях Чжоу) и разрушили ее. Ю-ван был схвачен и убит. После этого владетельные князья, соединившись с Шэнь-хоу, возвели на престол прежнего наследника - старшего сына Ю-вана. Это был Пин-ван (770-719 гг. до Р.Х.).
5. Эпоха Восточного Чжоу
Сделавшись императором, Пин-ван в 770 г. до Р.Х. переехал на восток в Лои (в Чэнчжоу), так как в старой разоренной и разрушенной столице он не чувствовал себя защищенным от нападения жунов. Земли, искони принадлежавшие роду Чжоу, он отдал князю Цинь, поручив ему защиту западных пределов империи от вторжений усилившихся жунов. Во время правления Пин-вана Чжоуский дом окончательно впал в бессилие и сохранил реальную власть лишь в небольшом домене вокруг Лои. Сильнейшие князья перестают считаться с императором. В последующие века постепенно возвышаются могущественные княжеские дома Ци, Чу, Цинь и Цзинь. Именно они во многом стали определять политическую жизнь страны. Что же касается чжоуских ванов, то роль их в событиях последующей эпохи была настолько ничтожной, что о них почти не упоминают китайские хроники. В 256 г. до Р.Х. последний император Чжоу по имени Нань-ван (314-255 гг. до Р.Х.), не имея сил для борьбы со своим могущественным вассалом – правителем Цинь, решил отказаться от престола, лишь бы сохранить жизнь и свободу. Он явился к циньскому князю Чжао-сян-вану и формально передал ему все свои владения, после чего получил позволение возвратиться в столицу и жить в ней, отказавшись от всяких претензий на административную власть. Но во время обратного пути в том же году Нань-ван умер. Так как он не оставил после себя детей, то с его смертью династия Чжоу пресеклась.
Китай и Великая степь http://www.proza.ru/2011/02/18/339
Свидетельство о публикации №210101900279