проект 1

1.  Сущность проекта:

                Бой с самим собой- есть самый трудный бой. Победа из побед- победа над собой.
       Фридрих фон Логау.

         Арт проект о создании драматической студии для инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата.



   Не скажу ничего нового, если приведу здесь тезис о том, что человек, а во множественном числе: люди,- это существа глубоко социальные, взаимодействующие с себе подобными на всех уровнях . В нас заложено самой природой желание, как механизм, который уже на бессознательном уровне,  подталкивает нас к общению. И это нормально.
   Но бывают случаи, когда человек вдруг замыкается в самом себе, остается один на один со своими мыслями и ассоциациями: такие замыкания на себе самом, неизбежно, приводят в состояние погружённости во всевозможные фобии и депрессии, которые непременно  повлекут за собой различные патологические изменения сознания. И при таком неутешительном развитии событий человек может потеряться, опустить руки, сломаться.  Такой человек уже не всегда в состоянии себе помочь, вновь обрести уверенность и поправить пошатнувшееся человеческое достоинство. И наша обязанность ему помочь, прийти на помощь, принять меры по спасению человека из плена его заблуждений. Потому что на самом деле,- всё должно быть хорошо, и жизнь может быть прекрасна, не смотря ни на что!
   Как избежать опасности? Как остаться на плаву? Как сохранить ясность ума и духовное здоровье себе любимому, а то может быть и помочь кому- то ещё, нуждающемуся в помощи?  Как повременить со своими амбициями и, напротив, проявить  альтруистические способности?
   Подобные вопросы актуальны для всех людей без исключения. Ведь только через решение  которых можно ощутить свою нужность, свою человекоподобность, свой гуманизм.
   Возможно, что многие люди- инвалиды в гораздо большей степени не заражены нравственно, нежели чем прочие члены нашего общества, потому как, свободны от большинства предрассудков и предубеждений свойственных здоровым взрослым людям, ориентированным на собственную карьеру, на жёсткую конкуренцию связанную с ней, на овладения внешними атрибутами успешности, тогда как возможности инвалидов, априори, не позволяют принимать им участие в подобной безумной гонке. Ох, этот безумный, безумный мир! Обратите внимание: инвалиды существуют рядом, а мы их как бы не замечаем, они где- то там, в некой параллельной реальности. Возможно, что в каждодневной спешке и круговороте жизни жизнь инвалидов не всегда заметна? Но Они существуют! Нуждаются в адаптации и в реабилитации, в человеческом понимании и в человеческом участии,- перечислять можно долго, но это перечисление будет лишено всякого смысла, если на существование инвалидов не обратить внимания, не задуматься о том, что они такие же люди, как и все другие. Такие же Люди: со своим физическим здоровьем, и нездоровьем, со своими потребностями и необходимостью решения этих потребностей. Могли бы мы по иному взглянуть на жизнь, чтоб в наше поле зрения попала бы эта параллельная нашей, субкультурная жизнь? Тогда, возможно, мы смогли бы общаться с людьми- инвалидами: вступить с ними в контакт. Смогли бы приобрести те навыки и знания, которые не всегда и в школе, или в университете- то можно почерпнуть? Задумывались ли мы хоть когда- нибудь о том, что удача может отвернуться от нас, и мы сами окажемся в беспомощном состоянии? Таким же бездушным раньше был и я: " с кем угодно может случиться, но только не со мной ",- но вот случилось...
  Теперь о проекте. Считаю исключительно важным обратить ваше внимание  на возможность создания драматической студии для людей с проблемами опорно- двигательного аппарата. Такой студии до сих пор ещё нет в нашем любимом городе Таллинн, а потребность давно назрела и пора переходить от экономических и политических преобразований к преобразованием себя, так сказать, изящным, или возвышенным: таким как,- искусство, театр, милосердие. Мы обязательно должны когда- то начать взращивать в себе принципы и понятия гуманизма, по которым люди могли бы приходить на помощь к другим людям, и помогать им в обретении  небольшого количества счастья, чувства защищённости, того допустимого и измеримого кол- ва этих величин, которое каждое человеческое существо уже должно удостаиваться по праву рождения. Для кого, в конце концов, это в большей степени необходимо? Для людей- инвалидов? Или для всех нас детей планеты Земля?  Оказали бы вы посильное содействие в преодолении недуга нуждающимся членам нашего общества? Задумайтесь об этом. Взгляните, однако: оказывая посильную помощь другим люди,-я становлюсь богаче духовно, а такое богатство  невозможно измерить никакими деньгами!
  Далее.
  После образования студии необходимо задуматься о выборе репертуара: лично мне нравиться Шекспир, но будет ли это Шекспир, или кто- то другой из авторов,- решим сообща. Спешу отметить, что мне уже посчастливилось один раз более двадцати лет тому назад, и я участвовал в постановке пантомимы из " Гамлета ",- Это была история! Пантомима: " Мышеловка ",- делалась для съёмок полнометражного художественного фильма, где режиссёром- постановщиком картины был очень замечательный грузинский режиссёр ( фамилию не помню ), снимавший свою картину на Одесской киностудии им. Довженко. Съёмки происходили летом в жемчужине черноморского побережья Крыма, в Ялте.
 А по сюжету: приезд  труппы бродячих актёров..., если память мне не изменяет, то на площадке прямо перед Датским замком, где жил наш всеми любимый принц Гамлет, была разыграна эта припакостнейшая история убийства герцога Гонзаго совершённого, однако, в Вене. Мне тогда досталась роль Гонзаго ( как я был счастлив! ), его жена Баптиста,- её исполнила артистка пантомимы Лариса Лебедева. Лариса- талантливая актриса, в настоящее время художественный руководитель театра " Королевский Жираф ", участница спектакля выдающегося эстонского режиссёра- постановщика Адольфа Кяйс " Besame mucho ". В роли соблазнителя и тёмной силы, племянника гецога Луциано талантливо проявил себя актёр пантомимы Николай Курушин, ныне закончивший Санкт- Петербургскую театральную академию, режиссёрский факультет, работающий по специальности, мой друг.  В те памятные времена мы с Ларисой и Николаем ютились под общей крышей театра пантомимы " Терра мобиле ": директор и хозяин театра Вадим Михеенко.
  " Пусть кляча лягается, если у неё зашиблены задние ноги, Вашего Величества и нас с нашей чистой совестью,- это не касается. Наши кости в порядке! "-  ( Гамлет , Шекспир ).
   Да был такой замечательный период в моей жизни! В театре Терра мобиле я проработал с 1987 по 1990 год, там же меня научили искусству быть артистом, без смущения скажу, что прошёл трудную школу. С тех пор многое изменилось в жизни для меня, и сам покорный общему закону переменился я,- теперь уже и кости ни столь у меня в порядке, как прежде! Сохранились лишь воспоминания, да в интернете пятьдесят- семьдесят репетиционных фотографий пантомимы " Мышеловка ", да и другие выступлений, и прочих репетиций театра.
    Театр " Терра Мобиле " ведя постоянную и напряженную концертную деятельность, включающую в себя гастроли от отдалённых уголков Сибири до Кавказских гор, и далее, стран северной и западной Европы, ещё находил возможности для участия в таких престижных театральных форумах, как  международный фестиваль имени Станиславского в Москве в 1988 году, и в городе Пенза фестиваль имени Всеволода Меерхольда, где мы артисты театра пантомимы " Терра Мобиле " сыграли  в спектакле " Личная жизнь " режиссёр В. Михеенко, спектакль проходил в доме- музее Меерхольда, и это было  тоже в 1988 году.
   Вновь мечтаю вернуться к театру, к  " Гамлету ", к драматическому, теперь уже искусству. Летом этого года сделал около восьмидесяти представлений, уличных клоунад, в рамках празднования дней города, в Старом Таллинне на Ратушной площади,  и уже репетирую новую программу, включающую в себя монологи из  произведений великого Шекспира, теперь уже на эстонском языке.  Занимаюсь с " Королём  Лиром " Шекспира, хочу сделать моно- спектакль по мотивам этой драматического произведения. Живя в Эстонии, хочется быть понятным, в первую очередь, эстонскому зрителю,- это же так естественно. Поэтому, и спектакль должен быть, непременно, на эстонском. Обязательно, не забудем и про русских зрителей, и будем готовить драматическую постановку на языке Пушкина и Тургеньева.
  Так же вижу необходимость привлечь компетентного консультанта для помощи в режиссёрском решении при постановке спектакля. Такое привлечение так же потребует финансирования.
  Повторюсь, но это необходимо... Увлечённое погружение участников в создание сценических образов, в ролевые игры, непременно будет создавать положительные условия для реабилитации и адаптации актёров- инвалидов, для социальной реабилитации, для языковой интеграции,- несомненно, это поможет многим людям обрести уверенность и достоинство в своем сложном положении, поможет активно жить и творить, двигаться духовно, если нет возможности двигаться физически - это несомненно позитивное устремлённость. Обязательно нужно отметить, что репетиции в драматической студии это не только интересное и занимательное время досуга, но задача должна ставиться перед коллективом очень определённая: " мы готовим спектакль, мы готовимся к встрече со зрителем.  Именно только при такой устремлённости возможно что- то сделать серьёзное, не лишённое смысла. При таком положении и отношении возможно многое: и завязывать новые дружеские связи, и глядеть более оптимистично на настоящее и будущее, и совершать работу способную развить глубину наших личных и философских воззрений; а так же прививать себе любознательность и интерес ко всему многообразию жанров и направлений в искусстве, воспитывать в себе чувство прекрасного. Непременно,  при правильном отношении, репетиции так же будут способствовать  в преодолении бытовых и жизненных трудностей. Возможно, всё перечисленное мной выглядит формальным набором правильных фраз, но если к созданию театральной студии для актёров- инвалидов отнестись не формально, а с правильным отношением, с тем отношением с которым учил подходить к драматическому искусству великий русский режиссёр Станиславский, тогда с достаточной глубиной понимания можно добиться всего вышеперечисленного. И именно тогда  всё приобретёт лирические тона,  необходимые для осознания изящности  жизни, её сложностей, но нашем непременном желании преодолевать и не сдаваться.
     Участие  физически здоровых актёров в студии было бы тоже очень важно,- актёры без физических недостатков могли бы помогать, например, более эффективному   перемещению актёров- инвалидов колясочников по сцене, что придало бы, возможно, большую зрелищность и выразительность  мизансценам, а так же большую уверенность самим актёрам- инвалидам. Так же это способствовало бы большему пониманию актёрами без проблем актёров- инвалидов, послужило бы препосылкой большей толерантности между студийцами: взаимодействие актёров во время спектакля рождает непрерывность смысла драматической постановки.

2. Цель и аудитория.
   
  Через погружение в драматургию, через работу над созданием сценического образа, через ролевые игры и упражнения по актёрскому мастерству: актёры- инвалиды могли бы открыть в себе таланты, жизненные ресурсы, возможно, не использованные ими ранее- это тоже цель проекта.
    Думаю, что творчество,- это та моторика и динамичность, которая способна пробудить в актёрах- инвалидах скрытые ранее от них самих жизненные ресурсы, вместить в их сознание  ощущение их нужности и  значимости, дать возможность вновь обрести пошатнувшееся достоинство,- о чём я уже упомянул выше, а это, в свою очередь, позволит не чувствовать себя бесполезным сломанным винтиками системы, а напротив, поможет ощутить себя гармоничной личностью и, несмотря, ни на какие физические недостатки даст ощущение своей причастности всему положительному происходящиму в нашей стране.
     Всякое же, объединение творческих людей, будь- то студия, театральная труппа, любой коллектив единомышленников- это всегда стабильность, оптимистичность, позитивный пример. Необходимость задуматься в рамках творческого коллектива о постановка спектакля- это придание хорошей целе надёжного фундамента, это уже не иначе как, постановка сверхзадачи, той самой, которая бы рассматривала встречу со зрителем, с заинтересованной аудиторией, как необходимое условие серьёзного отношения к творческой реализации. Таким образом: встреча со зрителем, взаимодействие с другими творческими коллективами, интересная жизнь, позитив во всём!
  Именно только при такой устремлённости возможно что- то сделать серьёзное, не лишённое смысла. При таком положении и отношении возможно многое.
   Творческий замысел:
   Можно было бы попробовать создать такой театр, о котором писал Станиславский: то есть двигаться от театра- представления к театру- переживания. Можно было бы попробовать отказаться от условностей театра таких как костюмы, декорации, всех этех внешних привычек, к которым так привык зритель, которые у него ассоциируются с театром, или их минимизировать. Возможно, можно было бы создать бедный, или голый спектакль, когда есть сцена, зритель, актёры произносящие реплики и всё! А, может быть, и сцена не обязательна, то есть представление может, при определённых условиях начаться где угодно и когда угодно, почти спонтанно, тогда и аббревиатура бедный или голый театр в данном контексте не подразумевает ни какого негативного или оскорбительного содержания, а предлагает экстраполироваться от укоренившихся в сознании штампов. Так же, по мере сил, попытаться противодействовать распространению сомнительных положений и направлений в восприятии, то есть противопоставить драматическое искусство, призванное воспитать в зрителе чувство прекрасного, гуманизм и прочее подобное индустрии развлечений, которое воспитывает поверхностное восприятие и поверхносное отношение; поощряет такое ангажированное потребительское бескислородное существование в нашем мире производства и потребления.  Возможно, что в современной трактовке драматического театра важен не антураж и штампы связанные в нашем сознании с представлением о театре, а глубина зрительского восприятия вызванная глубиной переживания актера в театральном действии. Поэтому и язык постановки это только привычка и условность, потому как чувства и глубина переживания могут быть донесены зрителю невербально, то есть когда язык на котором произносятся реплики перестаёт быть главной смысловой доминантой в понимании жизни персонажей, смещается на второй план. Может быть,- это и есть то, о чём говорил Станиславский, когда предлагал  актёрам и режиссёрам " перерасти толпу ",- хотя в современном восприятии и трактовке это выражение , звучит не совсем политкорректно и вежливо по отношению к зрителю. Здесь требуется пояснение: не всякий член нашего общества, или прохожий- это уже зритель. Зрителем может стать каждый выполнивший определённый ритуал: для этого нужно прийти в театр и оставить своё пальто в гардеробе. Я улыбаюсь, о чём же я только, что писал, а теперь сам себе противоречу; наверняка, хотел схитрить, а подразумевал Станиславского, который когда- то давно сказал, что театр начинается с вешалки? Наверное, что для того чтобы прийти в театр нужен особый душевный настрой,- вот о чём я. О том что приходя в театр зритель надеется отдохнуть, отвлечься, а уходит потрясённый и переполненный впечатлениями.
  Кто же может стать нашим зрителем? Попробуем разобраться.
Многообразие нашей зрительской аудитории во- первых: будет создаваться самым ближним кругом общения участников и организаторов драматической студии для инвалидов,- это социальные работники, семья, друзья, знакомые.
  К этому подключатся профильные организации, такие как клубы инвалидов и пенсионеров, дома инвалидов, пенсионеров, дома престарелых, а так же любители драматического искусства и любые желающие.
  Во-вторых, по опыту знаю, что дети- это самая благодарная зрительская аудитория, искренняя, не предвзято относящаяся к любому творческому проявлению, поэтому было бы правильно искать своего зрителя среди детских интернатов и школ для детей- инвалидов, в детских садах и школах.
  Реализация идеи этого проекта, и образование драматической студии при доме инвалидов на ул.Эндла 59 города Таллинна, вот:  совместная с председателем союза инвалидов Юрием Ярве, со мной, со всеми людьми способствующими продвижению проекта, включая актёров- инвалидов с проблемами опорно- двигательной системы организма,- великая, не побоюсь высокого слова, идея, требующая своей реализации, и побуждающая нас к кропотливой работе. Конечно, потребуется очень многое: соответствующий транспорт для инвалидов, что- бы актёров можно было привезти к месту репетиции, по окончанию занятий: всех развести по домам. Для этих целей нужно финансирование от соответствующих структур и фондов. Выбрать нужную транспортную фирму и договориться обо всём. Всё  будет возможно, но в рамках нашего содружества и сотрудничества с председателем союза инвалидов.

3. Ожидаемые и измеряемые результаты.

  При правильном отношении, всё происходящее на сцене должно иметь строго определённый адрес, поэтому  каждая репетиция, априори, направлена на зрительское восприятие, конечный адресат любой сценической постановки это зритель, для труппы состоящей из актёров- инвалидов, наверное, так же необходимо прививать такое же отношение. Поэтому раз в месяц мы будем проводить репетицию в присутствии зрителей, так же в качестве зрителя и консультанта по драматургии в такой день будет приглашаться Адольф Кяйс, наш прославленный режиссёр- драматург. То есть, планируется десять- двенадцать репетиций с показом для зрителей.
   При выполнении условий репетиционного графика: два раза в неделю по два часа мы к осени 2011- го года один двухактный спектакль для взрослых и один одноактный спектакль для детей.

4. Планируемые мероприятия в хронологическом порядке.

  Представим зрительскому вниманию нашу работу в актовом зале дама инвалидов г. Таллина уже в начале осени 2011- го года.
  Возможно, участие нашей студии в концертах приуроченных празднованию для города в 2011 году.


Рецензии