Назидательные повести3
Иеромонах Иероним: О памяти смертной
Бог две книги вручил человеку: книгу жизни и книгу смерти. Кто упражняется в книге жизни, тот изучает уроки смерти. Кто читает книгу смерти, тот учит уроки жизни. Кто смотрит в книгу жизни, тот напишется в книге смерти, а кто поучается в книге смерти, того Бог напишет в книге жизни. Два состояния получило человеческое естество, первое – невинность, второе – греховность. Одним человеком грех вниде в мiр, а грехом смерть во все человеки вниде (Рим. 5-12). Страшно имя смерти для человека, ибо она зачата во Эдеме, вкупе с человеком и от его греха родилась и с ним вниде в мiр, её характер многочислен. Для грешников она люта, а праведным – она добра, всем её помнящим – она благодетельница, ибо поощряет на духовную жизнь. Велика есть её сила! Память её есть крепкий страж добродетели, пища души, зерцало, являющее состояние всего мiра, а для инока духовная смертная память есть благоспешное средство к твёрдости духа и забвению мiрской жизни и непоколебимость к совершению пути, на коем поставлен он Богом. Блажен тот инок, который оную имеет пред очами, в уме и в мысли своей. Ибо память смертная обуздает вольное стремление страстей и нерадение о спасении.
Что есть смерть и что есть вечность? На сии вопросы важные и таинственные никто не может удовлетворительно отвечать. О том совершенно знает един только безсмертный и вечный Бог! Спаситель наш в Евангелии ясно показал нам о безсмертии души и о вечности, блаженной и бедственной.
Смерть, хотя и постигает равно и праведных, и грешных, и равно переменяет временное на вечное, но для первых она бывает радостна, а для вторых печальна, потому что грешники, чувствуя свою виновность, страшатся душою впасть в руки Бога жива и Судии неумолимого. Смерть обыкновенно приходит ко всякому не в определённое и ожидаемое время, потому Евангелие и поучает «Бдети». Известно, что население земного шара простирается почти до девятисот миллионов, и каждое поколение исчезает через тридцать лет, и в сие краткое время родится и умирает до девятисот миллионов людей. Следственно слишком 82 тысячи переходит в вечность ежедневно, а слишком 3 тысячи – каждый час, и почти 60 тысяч – каждую минуту.
Какая страшная мысль, когда подумаю, что скоро уже и для меня (грешного Иоанна) придёт время и день, и час той, в который скажут и обо мне: «он умер; он уже в вечности, и где он там душою, не знаем и не ведаем». И поистине, велико есть смертное таинство! И блажен тот, который извещается свыше, или от болезни о своей смерти.
Свидетельство о публикации №210102001502