А был ли мальчик? Истины ради...

Читали ли вы повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»?
/Опрос/

Хизир Б., предприниматель: «Считаю, что эта повесть вполне может быть рекомендована для чтения в школах республики».
Товсари М., сотрудник Отделения ПФР в ЧР: «Он первым из русских писателей рассказал о страданиях нашего народа. Было бы хорошо, если бы наша молодежь прочитала его повесть…»
Дени Ю., сотрудник  Урус-Мартановского РОВД: «Я не читал эту повесть, но слышал о ней от своих родителей. Кажется, в ней описывается выселение чеченцев с родной земли. Наверное, в то время, когда эта книга была выпущена, она произвела фурор: ведь советская власть замалчивала такие моменты. Говорят, повесть очень интересная, я собираюсь в скором времени ее почитать».
Марина С., директор библиотеки для слепых: «В книге повествуется о том, что происходит с простыми людьми, когда они попадают в ситуацию войны. Несмотря на то что она написана еще при советской власти, повесть актуальна и в наши дни, потому что народ наш совсем недавно снова пережил трагедию войны».
Тома М., библиотекарь: «Мне очень понравился фильм, снятый по этой повести. История, рассказанная Приставкиным, очень впечатляла. Считаю, что наше подрастающее поколение должно обязательно познакомиться с ней. В ней затронуты серьезные морально-этические проблемы. Все описываемое идеально ложится на нашу действительность. Но мне не хотелось бы перечитывать повесть: это слишком тяжелая вещь».
Хеда Х., студентка: «К сожалению, я эту повесть не читала. Мне кажется, она могла быть актуальна в свое время, но сейчас молодежи интересны другие книги».
_________________________________________________


* * *
Нет, распинать мы не умели,
А то б мы начали с Христа,
Вы всё, что делали на деле,
Нам «шьете» подло неспроста...

Зачем вы сделались приставкой
К чеченской боли, не спросясь?
Была ль на жалость разнарядка,
Иль от себя Вы лили грязь?

Нет, клевета нас не коснется:
Пред Богом, миром - мы чисты,
Не запятнать народ и солнце,
Как Ваши краски ни густы.

...А распинать мы не умели, -
Тогда б мы начали с Христа.
Вы всё, что делали на деле,
Нам «шьете» подло неспроста,

Это стихотворение чеченского поэта Л. Ясаева, посланное им Анатолию Приставкину после выхода в свет повести «Ночевала тучка золотая». В одном из своих многочисленных интервью автор посетовал, что среди сотен благодарных писем пришло к нему одно гневное письмо… Очень хочется надеяться, что письмо, посланное Ясаевым, было не одно и что читавших эту повесть и возмутившихся столь явной ложью автора было не один-два, и даже не один-два десятка… «Не читал», «не читала», «слышал, но считаю». Есть во всем этом что-то до боли знакомое... Но вот - прочтите... Отрывок из повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», где талантливо описано, как ЧЕЧЕНЦЫ РАСПЯЛИ МАЛЕНЬКОГО РУССКОГО МАЛЬЧИКА-СИРОТУ, ВСПОРОВ ЕМУ ЖИВОТ И НАБИВ ЕГО УКРАДЕННЫМИ ИМ ПОЧАТКАМИ КУКУРУЗЫ. Те самые чеченцы, которые от начала времен НИКОГДА не били своих детей. Чеченцы, которые  традиционно считали и считают детей - независимо от национальной принадлежности! - АНГЕЛАМИ. Не надо спрашивать самих чеченцев... Пусть спросят потомков тех, кто в свое время нашел приют на нашей земле и стал называться чеченцем. Пусть спросят у тысяч украинских детишек, которых усыновили чеченцы во время страшного голодомора на Украине - они с гордостью носят имя ЧЕЧЕНЕЦ. Пусть хотя бы просто задумаются над тем, что все мы - и христиане, и мусульмане - поклоняемся Единому Богу, живем по Его заповедям, в Едином русле Добра...
А ведь повесть написана задолго до чеченских войн, огненным смерчем выжегших все и вся на нашей земле. Это сейчас ни нас, ни мир невозможно удивить любой ложью... Что уж там можно насочинить после серии приписанных нам так называемых терактов, под большинством которых с готовностью подписывался печально известный господин Басаев, особа, весьма приближенная к определенным службам. /Хотя, истины ради, надо отметить, что к самому чеченскому этносу он имел весьма отдаленное отношение. А если уж совсем точно - совершенно никакого отношения не имел. Разве что прописан был здесь. Для тех же, кто пожелает составить генеалогическое древо его рода, можем порекомендовать обратиться в соседний регион.../   
 Дьявол - в мелочах. Да, А. Приставкин написал о нашей высылке. Но что вынес российский обыватель из этой повести? «Да все вы, чечены, нелюди! Правильно вас выслали! Жаль, что не подохли там все! Как же так можно - дитю малому - кинжалом в живот?» Это не мои литературные фантазии. Это кричала русская тетка в грозненском трамвае, как раз во время бума вокруг сей повести, когда наши в Москве становились в очередь, чтобы пожать «честную руку другу чеченского народа».
«Зрите в корень», учитесь отделять зерна от плевел в дьявольской мешанине полуправды и заведомой лжи. /Вспомните вышедший как раз перед чеченской войной - странное совпадение, не так ли? - фильм «Кавказский пленник» в современной интерпретации. Вспомните листовки русского монархического общества, распространяемые в это же время в Москве - в них была нарисована некая пирамида-схема благосостояния населения Москвы, в которой на самом пике благополучия были записаны чеченцы. Вспомните пресловутые «чеченские авизо»…/ Когда же мы перестанем, словно аборигены-туземцы, покупаться на блестящие «бусики» и безделушки залетных «миссионеров», не подозревая об истинной подоплеке их словесной патоки?
Я ничего не имею против самого Анатолия Игнатьевича Приставкина – душевного человека и, без сомнения, талантливого писателя. Да и - «мертвые сраму не имут...» Всё, что мы думали по поводу этой сцены в повести, было написано и послано ему в письме при его жизни. К его чести, уже при создании фильма режиссером Суламбеком Мамиловым по данной повести из него была исключена страшная сцена распятия. Но повесть-то осталась... И в мозгу российского обывателя гвоздем засело: «звери!» Не зря же эту сцену – но уже в новой версии – показал в своем фильме-страшилке «журналюга всех времен и народов», кумир русских националистов Александр Невзоров. В его фильме чеченцы – уже привычно-с! – распинают раненого паренька-танкиста… Хотел того писатель или нет, но - поступившись правдой жизни ради рейтинга своей повести - он невольно стал первым в ряду тех, кто, смачно целуя нас «в лобики», выжигал на нас тавро изгоев-смертников... Бог всем нам судья... «Над вымыслом слезами изольюсь», - писал как-то классик. Нам пришлось «излиться» из-за подобных вымыслов кровавыми слезами…
...«Не читал», «не читала», «слышал, но считаю».
Так прочитаем. И сделаем выводы.
Сделаем это. Хотя бы раз. И хотя бы сейчас…
Не ради себя. Ради детей наших. Наших общих детей - по ту и эту сторону искусственно возведенной баррикады. Да не живут они во лжи. Даже если эта ложь - во спасение державной «хорошей мины при плохой игре».
                С надеждой, Лула Куни.

2009г.


Рецензии
Я читал эту повесть в 80-е.
Сильнее всего в память врезался именно этот эпизод.
А потом уже не верится тому, что делает брат распятого мальчика...
Поэтому повесть "оттолкнула"...
Всё-таки надеюсь, что это выдумка.
Но ведь люди часто становятся рабами бесов, спобными убить ребенка, слабого бомжа или беременную женщину. Есть такое и национальность здесь не при чём...

Уважаемая Лула, Вы пишете: "...чеченцы, которые от начала времен НИКОГДА не били своих детей".
Это было бы замечательно, но вот что пишет Абдурахман Геназович Авторханов в своих "Мемуарах":
"Если бы мой отец умел читать по-русски и заглянул в словарь Брокгауза, то он знал бы: «...чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами» (т. 38, с. 786).
Поскольку отец этого и знать не хотел, то он однажды отлупил меня нещадно, да еще в присутствии чужого человека, что увеличивало боль позора вдвойне, – и я решил убежать из дому. Вообще отец был для меня человек чужой..."

Ни один человек такого не придумает о себе и своём отце. Значит это правда.
Воспоминания Авторханова вообще очень честные. Как исповедь.

Андрей Иванович Ляпчев   08.01.2014 18:51     Заявить о нарушении
Знаете, Андрей, думаю, ответ на Ваш вопрос и на Ваши сомнения лежит на поверхности.
Да, я тоже верю Авторханову и не склонна считать, что он мог кривить душой. Вполне возможно, что его отец – по принципу добропорядочных англичан, считающих, что из детей можно «выбить черта», только лишь отлупив их, – побил его. Это частный случай из частной жизни. Мы не можем судить родителей за их «несоответствие» общепризнанным канонам. Да, это дикость, когда отец избивает сына. У нас порицается даже женщина, поднявшая руку на своих детей. И вовсе не потому, что чеченцы боятся, что дети вырастут трусами. Просто нет у нас привычки предъявлять претензии к слабым, тем более – мстить. Если женщина или ребенок преступили черту – разбираются с теми, на чьем попечении они находятся, кто опекает их.
Было бы невероятно, если бы отец Авторханова поднял руку на чужого ребенка.
У Приставкина взрослые УБИВАЮТ ребенка.
Это настолько чудовищно, что не укладывается ни в какие рамки.
У нас МСТЯТ только РАВНЫМ себе. Это – ЗАКОН, которому подчиняются все нации, вынужденные – в течение долгих веков – защищать свою землю от полчищ врагов и потому ставшие нациями-воинами. (Речь о нац.-освоб. движениях, а не о захватнических войнах, пусть даже тех же «крестовых походах»).
Есть неписаный кодекс чести, который присутствует у каждого представителя подобных наций в крови. Преступивший этот кодекс выходит за Черту. И уже его потомки начинают мутировать.
И – ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО: мы – люди Писания.
Думаю, этим объясняется всё. Какие бы баррикады ни строили между нами закулисные «арбитры», мы все живем по БОЖЬИМ заповедям. Именно поэтому мне нет смысла объяснять Вам элементарные принципы гуманизма, по которым живут наши народы.
А Приставкину я НЕ ВЕРЮ. АБСОЛЮТНО не верю. Языческие, варварские обычаи – это не про нас. Люди, ставшие абреками в те страшные для чеченцев дни, были просто сильные люди, не пожелавшие бросить свою отчую землю.
Об их психологической устойчивости и непререкаемом следовании законам предков можно судить хотя бы по такому случаю: нквдэшники минировали чеченские кладбища, зная, что КАЖДУЮ ПЯТНИЦУ оставшиеся в живых, избежавшие ссылки (ставшие «абреками») чеченцы приходят – несмотря ни на что – к родным могилам.
Мы говорили об отношении чеченцев к детям. Вот реальный случай:
На каком-то полустанке (в том 44-м году, в феврале, при высылке в Казахстан) чеченцев выгрузили просто в заснеженной степи, за ними никто из местных не приехал (видимо, сообщили не вовремя), дело было под вечер, ночью начался буран… Утром приехавшие на санях казахи стали свидетелями страшной картины – в круге из замерзших мертвецов-мужчин сидели, плача, женщины и дети – живые… Мужчины, чтобы спасти слабых женщин и детей, усадили их в круг, укрыв их от бури, а сами стали живым щитом… В круге стояли и молодые, и старые МУЖЧИНЫ. Дала гечдойла царна.
Вот и всё, уважаемый Андрей. А что там литераторы сочиняют, и будут сочинять о нас (вкупе с борзописцами-журналистами» и историками), – это на их совести.

Лула Куни   16.01.2014 10:12   Заявить о нарушении
ЛУЛА: Это настолько чудовищно, что не укладывается ни в какие рамки. (...)
Есть неписаный кодекс чести, который присутствует у каждого представителя подобных наций в крови. Преступивший этот кодекс выходит за Черту. И уже его потомки начинают мутировать.
И – ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО: мы – люди Писания.
(...) Языческие, варварские обычаи – это не про нас.
АНДРЕЙ: Уважаемая Лула, мы, христиане тоже ведь – люди Писания. А такие чудовичные вещи делали...
Хатынь, Хайбах, Сонгми – пусть не сами убийцы, но их родители или деды были христианами... Здесь не «обычаи»... В мире существует зло, и есть источник зла: дьявол, иблис – как его не называй, он есть и это не метафора, это факт. И многие «выходят за Черту», это не от национальности зависит...
Не хочу об этом говорить, хотя вроде я начал разговор...
ЛУЛА: А что там литераторы сочиняют, и будут сочинять о нас (вкупе с борзописцами-журналистами» и историками), – это на их совести.
АНДРЕЙ: Есть такая избитая фраза: «Хотел - как лучше, получилось - как всегда». У Анатолия Приставкина именно так и получилось, к сожалению... Как чёрт под локоть толкнул...
Какой-то я разговор начал...
Вы очень хороший человек Лула.
Храни вас Всевышний.

Андрей Иванович Ляпчев   16.01.2014 18:42   Заявить о нарушении
Говоря "мы - люди Писания", я под местоимением "мы" имела в виду и мусульман, и христиан. Да, дьявол правит бал...
Согласна, не будем больше об этом... Литература выводит типажи, типичное - как когда-то учили нас. Частное, происходящее в нашей жизни, прежде чем попасть на страницы литературного произведения, должно каким-то образом "отстояться", обрести некую внутреннюю логику... В последние годы литература перешла в иную ипостась.
Не думаю, что я хороший человек в привычном понимании, уважаемый Андрей, - просто пожилой человек, уставший от бесконечной лжи в малых и больших дозах. Когда тебя погружают по самую макушку в эту жижу, поневоле хочется стать бароном М. и вытащить себя за волосы из этого смрада... Народы этой Богом забытой страны давно стали подопытными кроликами для масштабных опытов приспешников дьявола. Вот мы с Вами сейчас пытаемся докопаться до истины в такой - сцементировавшейся за долгие не десятилетия, века (!), мешанине домыслов, лжи и фантасмагории, порожденной элементарным обывательским страхом, что уже поневоле начинаем относиться друг к другу, даже не зная друг друга, - с некоторым подозрением ("а вдруг так и не снял(а) розовые очки?")...)))
Мы живем простой жизнью, радуясь каждому новому дню, познавая простое - суть вечное... Так должно было быть... Но...
Спасибо Вам. За понимание.
Храни Вас Бог.

Лула Куни   17.01.2014 03:06   Заявить о нарушении
Лула, а что такое "хороший человек в привычном понимании"?
Хороший человек - это тот, кто знает, что есть Бог (даже если он - формальный атеист), что за свою жизнь придется отвечать перед Его Лицом.
Уверен, что Вы знаете...
Постскриптум: Пишу статью-рецензию на книжку Пыхалова. Вот для него Бога нет, и его для Бога нет.

Андрей Иванович Ляпчев   17.01.2014 16:32   Заявить о нарушении
Да, знаю...
"В привычном понимании" нашего сегодняшнего общества имелось в виду - у нас обычно хорошесть предполагает привычную совковую интеллигентную беззубость и розовоочковость.
О Пыхалове сказано точно.



Лула Куни   17.01.2014 17:44   Заявить о нарушении
Завершил статью, о которой говорил в прошлый раз: http://www.proza.ru/2014/01/18/2189
Приглашаю Вас к обсуждению.
С искренним уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   19.01.2014 00:01   Заявить о нарушении
Андрей Иванович! Не велите казнить - велите слово молвить. Вы исходите из того, что нет плохих народов. Я бы сказал иначе: нет народов хороших. Возьмём народ, который для нас с Вами лучше прочих (не будем душой кривить). Способны русские на тот "подвиг", какой изобразил Приставкин? Способны. Не каждый из нас, конечно, но хватает. А кто не способен? Евреи? "Исрагео" опровергает фактами. Какой-то другой народ? Соглашусь, что фанатик-иудей не будет подмешивать кровь в свою пищу. Но выпустить кровь по капле он может. А мусульмане? Крест для них "треф", "харам", "западло" - какие могут быть ритуальные запреты на его осквернение?
Приставкин врёт в другом. У пацана убили единственного родного человека, он знает, кто убил. И что же? Философствует, как Гамлет: зачем вы, дураки, это сделали? Распадётся "связь времён" и т. д. Да он, этот Колька, если вообще с ума не сошёл от этого зрелища, на всю жизнь возненавидит. "Свинарку и пастуха" покажут - на экран с кулаками бросаться будет. Скажут "Расул Гамзатов" - в ответ мат-перемат. (Хотя Расул Гамзатович - верноподданнейший аварец из Дагестана.) Кавказский абориген - стало быть, такой же. Как ни печально, но это не домыслы. Приставкина, к слову сказать, не люблю за его рассуждения о смертной казни. Простите за многословие!

Михаил Струнников   16.02.2018 08:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Михаил.
Не согласен с Вами.
"В семье не без урода". Частенько это повторяю. И подобные зверги могут быть среди разных народов. (В "Братьях Карамазовых" Иван рассказывает реальную историю о генерале, приказавшем затравить собаками мальчика...) Но духовные уроды - они и есть духовные уроды. И не согласен с тем, что можно целые народы обвинять. Мальчик - может, но мы с Вами уже далеко не мальчики... Но и оправдывать, зная о подобном факте, скорее всего, не будет. (Это тоже аргумент за то, что Приставки сцену выдумал.)
Сколько общался с мусульманами - ни от кого из них не слышал, что крест - "западло" или что-то в этом роде... Здесь уж я своему опыту доверяю...

Андрей Иванович Ляпчев   16.02.2018 15:07   Заявить о нарушении
Я народы не обвиняю. Я хочу сказать, что нет народа, представители которого не способны на то, на что что способны представители русских. С этим как раз Вы согласны. А если говорить о знаке креста, то есть сведения, что татары не едят щук: у них видится им что-то похожее. Магомет, я думаю, этому не учил. Но кто знает его учение досконально? Учёные муллы? И те не всегда всё скажут: политика! Извините ещё раз! Поздравляю с прошедшим праздником Сретения Господня!

Михаил Струнников   16.02.2018 18:10   Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил, что татары не едят щук - про это не слышал. Затем знаю, что в межнациональных разборках казанские татары (мусульмане, естественно) обычно поддерживают православных русских...
Но это не суть важно.
О том, чему учил пророк Мухаммед. (Я верю в то, что он был истинным пророком и ислам "от Бога".) Плохому о христианах пророк Мухаммед не учил...
Я действительно читал повесть Приставкина в 80-е годы, а этойтрецензии более 4-х лет. Память, увы, уже не та... Заходите ко мне на страницу, там побеседуем. Если не зайдете, то завтра - Прощенное воскресение. Простите меня, если чем обидел.

Андрей Иванович Ляпчев   16.02.2018 23:24   Заявить о нарушении
И Вы меня простите! А к Вам я зайду как-нибудь и, пожалуй, напишу рецензию, хоть с некоторых пор я стал жаден. Когда осваивал это пространство, много понаписал невесть кому и невесть зачем. Сейчас осторожничаю. Приглашаю и Вас на свою страницу. Всего Вам доброго!

Михаил Струнников   17.02.2018 07:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил Евгеньевич. Обязательно зайду.

Андрей Иванович Ляпчев   17.02.2018 07:52   Заявить о нарушении