Газ тормоз?

     Новый курс российской власти на инновационную модель экономики призвана решить проблему сырьевой зависимости нашего хозяйства. Но похоже не всегда учитывается тот факт, что экономика – это не просто набор разных предприятий и организаций. Экономика – это система, которая работает исключительно в определенных условиях. Система это может быть разной. Разные страны используют свои наработки и идеи. Да, принцип везде похожий, но России все же нужно учесть некоторый опыт.
     Из всех современных мощных экономик, больше всех живут экономики Великобритании и Соединенных Штатов. Эти страны никто не уничтожал в войнах, не разрушал большую часть инфраструктуры, да и они вообще практически не воевали на своей территории. В Европе периодически появлялись экономические гранды, но они потом точно так же исчезали вследствие войн и прочих катаклизмов. В их числе и экономика России. За 20-й век Россия подверглась такому количеству катаклизмов, что удивительно, что страна вообще в каком-то виде еще сохранилась. Первая Мировая, Революция, Гражданская война, Репрессии, Великая Отечественная, Распад СССР. Все это время экономику пытались модернизировать. Наверное успешнее всего получалось у Столыпина – Россия вышла в лидеры роста, за что и была втянута в Первую Мировую Войну. Что было дальше мы знаем. Потом была НЭП, учрежденная уже Советским Правительством, но бездарно свернутой. Еще были коллективизации и индустриализации Сталина. И все вроде бы шло, да чего-то не хватало. Конечной точкой всех реформ стал 1991-й год, «Шоковая терапия», Приватизация, упадок, кризис 1998 года, смена курса…
     В период президентства Путина появилось такое выражение «Россия сосредотачивается». И вот сегодня, у России появились неплохие ресурсы для рывка и вроде бы даже есть желание. Президент Медведев при каждом своем появлении говорит об этом (пускай не всегда в тему), Путин лично ездит по предприятиям и проверяет инновации и прочее. Это все конечно хорошо, но система где? В 20-м веке экономическую систему пытался создать, разве что Столыпин и Сталин. Первый не успел, второго наследники не поняли. Все остальные потуги – это попытки совершить некое действо не имеющее смысла, но имеющее некую наивную мечту в своей основе и огромные риски. А если посмотреть более прагматично, то цель подобных проектов была скорее корыстная. Проект «обгоним Америку за 300 дней» - не более чем глупость, а не какая не система. Работали так – «сегодня сделаем как-нибудь, а завтра посмотрим».
     Давайте посмотрим на то, как развивалась Америка. Заглянем в 19-й век. В США использовали наиболее либеральные методы. Вот например, освоение Дикого Запада (помните у Столыпина был проект «внутренней колонизации»). Как проходило это освоение? Методом естественного отбора. Государство поделило землю на участки и объявило за ними охоту. Люди буквально дрались за землю, многие погибли в этих сражениях, но если ты получил эту землю, то она твоя и никто не в праве ее отнять у тебя. Понятное дело, что человек которому земля нужна только для дачи – не будет рисковать жизнью и здоровьем. Естественным путем там участвовали люди, для которых эта земля была смыслом жизни и дорогой в мечту. Далее так и шло. Так строились американские города. Львиная доля американских городов, транспортных магистралей построены в связи с экономической необходимостью самими бизнесменами, то есть простыми гражданами, а не государством (хоть и не без его некоторого участия). Потом пошли и обратные процессы, когда город строился вокруг железнодорожной станции, порта или просто рядом с дорогой и т.д. Была создана система для комфортного строительства бизнеса и всего того что для него необходимо. Такой же принцип и у «Силиконовой долины (Кремниевой)». Правительство вложилось – получило результат, процесс стал регенерировать сам себя и множиться. Американцы добились подобного эффекта почти во всех отраслях экономики – где-то больше, где-то меньше. Но если вы посмотрите на 20 самых прибыльных компаний США, то увидите, что только 2 компании сырьевые. Остальные – это все от производителей шампуней без слез и газировки, до машиностроения и программного обеспечения. Там и ретейлер Wall-Mart, и производитель электроники и ПО – Apple и Microsoft, производитель напитков Coca-Cola(самый дорогой бренд мира), и машиностроитель General Electric, конечно же несколько крупных банков и т.д. Для сравнения, в России из 20 самых прибыльных компаний – 13 занимаются добычей и поставкой сырья. Из этих 13 сырьевых компаний – 8 имеют нефтяной или газовый профиль. Точнее 7 добывают нефть, а 1 добывает и нефть, и газ. В США около сотни компаний имеют годовую прибыль 1 млрд. долларов и выше, а в России только 10.
     Теперь посмотрим на Европу. Причем смотреть нужно не на отдельные страны, на ЕС в целом. Если уж идет речь об экономике как системе, то иного выбора нет, ведь экономики стран ЕС – это единая система. Выстроена она следующим образом.
     Европу на протяжении 20-го века так же терзали различные катаклизмы. Войны, кризисы и прочее. После Второй Мировой Войны все европейские правительства, как один, начали делать одно и то же – совершенствовать инфраструктуру. Потому как инфраструктура – это снижение себестоимости, мобильность населения, развитие технологий и т.д. Если в США инфраструктура большей частью строилась бизнесом и архаично, то в Европе государство запустило программы развития инфраструктуры. Этим занимался и Де Голль, это предусматривал План Маршалла. Хорошая инфраструктура – это гарант развития малого и среднего бизнеса. Это гарант того, что проценты рентабельности не будут пожираться устаревшими поездами, как у нас или энергетической неэффективностью. И если мы посмотрим на 20-ку самых прибыльных компаний Европы, то увидим, что там преобладают инфраструктурные компании, крупные банки и финансовые организации, фармацевтические предприятия и поставщики высоких технологий. То есть в основе стоит энергетическая независимость Европы (от России, например). Об этом много говорят вокруг, но это имеет отражение и в структуре экономики. BP, Royal Dutch Shell, Total, ENI – добывают нефть и газ. E.ON, ENEL – поставляют электроэнергию и газ конечному потребителю. Остальное – это фармацевтика и банки, не считая испанскую телекоммуникационную компанию Telefonica. Банки крупные, как например Barclays с прибылью 15 млрд. долларов и активами 2,22 трлн. долларов или Deutsche Bank с прибылью 6 млрд. долларов и активами 2,15 трлн. долларов. Весьма удобно открывать и развивать свой бизнес, когда есть электроэнергия, когда есть газ, тепло и дешевые кредиты. Если заболеешь, то есть лекарства, современные, качественные. Это конечно условно все, но «тенденция однако». Ставка сделана инфраструктуру, финансы и медицину, то есть на то, где высокие инвестиционные барьеры. Именно поэтому и приватизация в России была столь неуспешной. У нас так же были высокие инвестиционные риски, но вместо того, чтобы сконцентрировать отрасль, ее как обычно «распилили», да еще и сделали это дешево ( ну кто мог тогда отдать 10 млрд. долларов за предприятие?). В общем, поступили по принципу «пускай лучше свои разворуют, чем чужие», в чем тоже есть здравое зерно, хоть и маленькое. А нужно было создать не только Газпром, но и Нефтьпром, Металлпром и т.д. Сделать из них мощные корпорации и за счет них отстраивать инфраструктуру. Заводы по производству холодильников, утюгов, телевизоров – продать иностранцам по полной стоимости или хотя бы процентов за 70-80, и тем самым наполнить бюджет. Бюджет нужно было направить на поддержание военной промышленности – нашего единственного поставщика высоких технологий, которые можно внедрять и в гражданские проекты.
     Любопытно дела обстоят в Китае. Начну сразу же с 20-ки самых прибыльных компаний этой страны. 9 из них – это банки, 1 страховая компания, 1 инвестиционная компания. То есть из 20-ти самых прибыльных компаний Китая – 11 компаний занимаются финансовой деятельностью. Остальные –это 6 сырьевых, 2 транспортные и 1 компания, которая занимается строительством транспортной инфраструктуры – СССС-China Communications Construction.  Банки крупные, например ICBC имеет прибыль более 16 млрд. долларов и активы 1,4 трлн. долларов. Курс очевиден. Бурно растущей китайской экономики необходимы большие объемы сырья, большие объемы кредитов и хорошая инфраструктура. Китайская энергетическая безопасность – это тема, которая звучит не реже, чем аналогичная про Европу (и тут Россия, что называется, подсуетилась). Китайские банки работают эффективнее даже западных, что говорить о региональных? Инфраструктуру Китай строит стахановскими темпами и уже объявил о реализации амбициозных и смелых проектов, типа трансконтинентальной магистрали длинной 18000 км «Шанхай-Лондон» и сверхзвуковой железной дороги. Инфраструктура Китаю необходима как воздух, потому как растущий уровень жизни поднимает и заработные платы, а значит и себестоимость производства. Китай должен повышать рентабельность своих производств за счет сокращения других издержек – например транспортных и энергетических. В России же транспортная модернизация ограничивается Сапсаном, экономическая целесообразность которого вызывает большие вопросы. Те же китайцы так же закупили у Siemens партию поездов аналогичной модели, но сделали это вместе с технологией и теперь делают его сами, а позже разработали и собственные модели.  Россия же, имеет в данном контексте, много возможностей. Наше географическое положение позволяет сконцентрировать товарооборот между всеми основными экономическими центрами мира. Через Россию могут пойти магистрали «Лондон-Токио», «Лондон-Пекин», «Лондон-Шанхай» и прочее. Более того в России куда ниже странновой риск, нежели в Средней Азии, где каждый день государственные перевороты и прочие приятности. Да и магистрали эти в России уже проложены – их просто нужно модернизировать и связать с иностранными. К сожалению, эти преимущества не используются. А наш Премьер вынужден признать, что на Дальнем Востоке Федеральная трасса – по уровню качества соответствует сельской дороге.
     Еще одно экономическое чудо 20 века совершила Япония. Страна, которая имеет очень скудные запасы полезных ископаемых является второй экономикой мира после США. Япония, после Второй Мировой войны приняла свой курс развития экономики. Высокие Технологии и Высокий Уровень качества – это стало для японцев практически религией. Появилась японская экономическая школа (как сейчас зарождается китайская), появилась японская модель экономики. Однако в технологиях японцы далеко не лидеры. Японцы лидеры по внедрению технологий в жизнь, а тренды задают американцы все же. Японцы превзошли всех в другом. В этой стране наилучшим образом развита переработка отходов. Данная отрасль не только позволяет Японии не превращаться в свалку и экономить дефицитную землю, но и получать сырье для производства новой продукции. Так же японцы славятся энергетической эффективностью. Для России с ее географическим положением и соответствующим климатом – это весьма актуально. Одними счетчиками дело не исправить. Часто случается так, что мы, например, отапливаем улицу. Вот Президент запретил в будущем производство ламп накаливания, но этого же очень мало. Много говорится об энергоэффективности и об альтернативных источниках энергии, но пока лишь проводятся какие-то пробные очень робкие шаги. Говорят, что этим процессам мешают энергетические и топливные компании, которым экономия населения не выгодна и что некоторые даже специально скупают патенты, чтобы разработки не пошли в массовое применение. Но у меня возникает вопрос: а почему бы этим самым громадным корпорациям не заняться этими направлениями? Почему бы например нефтяным компаниям не начать собственное развитие альтернативной энергетики, получить дополнительные прибыли и избавиться самим (и помочь избавиться стране) от нефтяной иглы? Или почему Газпром может показывать новости и кино, играть в футбол, но не может наладить производство экономичных ламп и т.д.? Ну ведь им это самим будет выгодно. Ну ладно там частные компании, которые ориентированы на быструю прибыль, но государственные то корпорации? Зачем иностранцев звать туда, где можем сами. У Газпрома же есть средства для инвестиций, у Роснефти есть, у РЖД есть…
     Еще стоит обратить внимание на туристический опыт таких стран, как Турция, Греция, Египет, Черногория для организация наших южных зон отдыха, а так же на опыт таких стран как Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Канада для организации зон отдыха в более холодной местности. Нужно изучить опыт Франции и Швейцарии для горнолыжного туризма в России – гор то у нас хоть отбавляй.
     Да и вообще, в России есть все, в отличии от Греции. И горы, и леса, и озера, и моря, и реки. Есть полезные ископаемые какие угодно. Есть разработки в конце концов – технологии нет, системы нет. Мы можем применить многое, России не нужно выбирать свое место в разделении труда. Россия может заниматься всем. Все что нам нужно – это европейские дороги, японское качество, американская хватка и китайская дерзость. Разве мы не можем делать качественно? Разве у нас нет хватки? Разве у нас нет дерзости? У страны, которая создала безотказный автомат Калашникова, победила Гитлера и полетела в Космос – все это есть. С дорогами сложнее, но и этому обучимся.          


Рецензии
Разделяю ваш оптимизм, но "создала безотказный автомат Калашникова, победила Гитлера и полетела в Космос" Россия не сейчас, да и не сама.
Вы пишите о "системе". Все указанные достижения исторически принадлежат той системе, которой сейчас нет. Это не значит, что сейчас мы не можем обратиться к прежнему опыту и что-то заимствовать, но как вы знаете система штука самодостаточная, а потому и заимствования тоже могут быть лимитированными, впрочем как и из других систем тоже.

Максим Максимов 3   22.10.2010 16:18     Заявить о нарушении
Спасибо за критику)
В статье о том и речь, что уж если та, прошлая и невероятно хрупкая система(не смотря на внешнюю нерушимость) создавала Чудеса Света, не побоюсь этого слова, то уж точно при создании более совершенной системы наша страна может сотворить чудеса куда более величественные.

Андрей Щуковский   23.10.2010 21:05   Заявить о нарушении
Это не критика. Вы описали свое видение, а я коротко выразил свой взгляд. Думаю это не критика, скорее просто дополнение.

Максим Максимов 3   25.10.2010 00:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте Андрей, разместили «Газ тормоз?» вот здесь
http://www.bratiya-slavyane.com/articles/view/14441/
С уважением

Максим Максимов 3   03.11.2010 01:43   Заявить о нарушении