Прорыв или обрыв?

Где-то месяц назад, я решил разобрать на своей полке, где у меня стоит различная научная литература и прочие необходимые вещи. И попались мне в руки интересные маленькие книжечки, на подобии брошюр. Название первой: «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года». Название второй: «М.С. Горбачев. Революционной перестройке – идеологию обновления. Речь на пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 года». Обе книги напечатаны в издательстве ПОЛИТИЗДАТ в разные годы, но я думаю, все понимают, что речь идет о перестройке. А люди, живущие в России в наше время, моментально проводят параллели.
     И параллели эти появляются не случайно, а после прочтения «кусков» текста из этих книг параллели уже можно не проводить... Параллели просто есть – это факт. 
     «Довести использование попутного нефтяного газа в 1990 году не менее чем до 90 процентов». Что тут говорить, все понятно. Об этом говорили буквально «на днях». Или выдержка из раздела по топливно-энергетическому комплексу: «Повысить производительность труда на 21 – 23 процента, снизить себестоимость электрической и тепловой энергии на 4-5 процентов». Ну и конечно выдержка из раздела по «Капитальному строительству» практически из недавних новостей: «Предусматривать в проектах широкое применение прогрессивных научно-технических достижений, ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования... передовых методов организации производства и труда...». Есть еще третья книжечка: «М.С. Горбачев. Молодежь – творческая сила революционного обновления». Цитировать ее не буду. Почитайте про форум на Селигере.
    К чему это всё? Нет, я не пытаюсь уличить власть в копировании. Подумайте сами – проблемы остались те же самые, ведь эти планы не были реализованы даже частично. Само собой современные стратегии будут содержать практически те же пункты. Но масштабы должны измениться.
     Все то, что декларируется сейчас (или большая часть) – должно было быть реализовано уже к 2000 году, а некоторые пункты (например, тот же нефтяной газ) к 1990 году. И снова – это не укор современной власти. Тут критики быть не может – причем здесь они? Дело в другом. Если декларируется масштабная модернизация страны, то масштаб должен быть соответствующим. То есть, учитывая смуту 90-х, показатели должны быть резко увеличены. Но за счет чего можно увеличить темпы модернизации? Наукоград Сколково – это хорошая идея. Действительно, необходимо сконцентрировать лучшие умы в одном или в двух – трех местах. Но чем будет наполняться новый Наукоград? Кто его будет наполнять? Предполагается, что это будут компании, предлагающие инновационный продукт, которые со временем смогут вырасти в серьезные корпорации на подобии Microsoft или Apple, но при этом совершенно не учитывается то, в каких условиях развивались компании Кремниевой долины, а точнее в каких условиях они начинали это развитие. Изначально, большая часть продукции кремниевой долины – это совершенно новые технологии, аналоги которым сложно не то что придумать, а даже предположить их появление. Ну кто может представить другой принцип работы на компьютере, отличным от принципа Windows? Конечно, можно что-то придумать, но будет ли это настолько же удобно и эффективно? Практически все современные операционные системы базируются на тех же принципах, что и Windows. При этом компания разработчик является едва ли не монополистом в  сегменте операционных систем. Но тогда этого рынка вообще не было как такового, как и рынка мобильных телефонов и связи, устройств работающих в формате HD и тем более в 3D. Сейчас эти рынки уже есть, они уже сложились и их оборот постоянно растет. Когда начинали компании Apple и Microsoft – рынков не было. Они строили дом в чистом поле, не имея конкурентов. Да, японцы качественно делали телевизоры и автомобили, но микроэлектроника и программное обеспечение остались за американцами.
     При всем при этом накладывается еще одна серьезная проблема, которая в наше время имеет свои отчетливые черты. Сейчас множество корпораций редко занимаются одним направлением. Корпорации сейчас занимаются совершенно разными направлениями промышленности. Достаточно посмотреть на портфель брендов Procter & Gamble. Компания помимо шампуней, подгузников и прочих средств гигиены производит так же батарейки (Duracell), продукты питания (чипсы Pringles), бытовую технику (Braun) и многое другое. Компания General Electric производит продукцию от лампочек, до локомотивов и двигателей для электростанций
     Точно так же обстоят дела в Японии – ведущие компании являются многопрофильными, а некоторые практически универсальными. Про японский уровень технологий можно промолчать – все итак известно.
     Возникает вопрос: каким образом будут развиваться наши инновационные предприятия в современных условиях без поправки на существующие положение дел? Были ли конкуренты у больших и мощных ныне американских компаний, когда те только начинали свое развитие?
     Поправки вносить придется и уж тем более учитывать эти поправки. Ныне ведущие американские компании задают тон своим отраслям. Стив Джобс, сооснователь и генеральный директор компании Apple, представляя публике свое новое творение iPhone 4G, не зря говорит о том, что его компания задает сейчас новый стандарт для целой промышленности. Просто посмотрите на прилавки: всюду мобильные телефоны с сенсорными экранами и конкуренция между прежними лидерами сегмента ушла на второй план. Сейчас, стоит вопрос: кто сможет догнать Джобса? И ведь речь не идет о каких-то захудалых фирмах, а о солидных и мощных компаниях, таких как Nokia, LG, Samsung. А ведь iPhone – это только один сегмент рынка. Есть еще телефоны для бизнеса, для спортсменов, для мамы, для папы, для бабушки и так далее. И теперь некогда громадная и всюду лидирующая Nokia все больше теснится из-за прорывов товарищей «рожденных в США». И это только Apple. А такие компании в США есть во всех сегментах, тем более в сфере высоких технологий. Японцы, корейцы и китайцы долго штамповали DVD-плееры или Blu-Ray сейчас, а американцы взяли и вообще отказались от носителя в виде диска. Та же Apple взяла и выпустила мультимедийный проигрыватель Apple TV. Протягивайте провода и смотрите фильмы загружаемые на компьютер из Интернета посредством программы той же Apple, которая называется iTunes и при этом все легально более чем, а продукты мультимедия стали дешевле и доступнее. И это еще один стандарт заданный промышленности и еще один вызов. Смогут ли наши компании выдержать такую конкуренцию со стороны Adobe, Google и прочих? А придется, потому что спрятаться от конкуренции, выбрав неразвитый сегмент, не удастся. Эти коршуны сразу же влезут туда, где пахнет деньгами и задавят небольшие развивающиеся компании или, как минимум создадут массу проблем и максимально сократят их рост.   
     Еще можно вспомнить стандарт GMP (Good Manufacturing Practice). Стандарт зародился в тех же США, а сейчас весь мир считает его эталонным фармацевтики. Да таких примеров множество. Американцы изобретают – весь мир пытается создать нечто подобное. Американцы создают рынок (а значит и правила рынка) – все работают на этот рынок по его правилам. Но американцам всегда есть, что противопоставить конкурентам, если те вдруг выбились на лидирующие позиции.  А у нас что против этого имеется? Вот у американцев против технологического превосходства японцев есть политические рычаги и экономические регуляторы. В 2008, компания Toyota зарабатывала примерно 15 млрд. долларов, а сейчас? Сейчас терпит убыток около 5 млрд. долларов. А теперь давайте вспомним ситуацию с заводским браком японских автомобилей. В США тут же подняли бунт против японского автопроизводителя, смяли его репутацию, а вместе с ней и спрос. Народ запугали до такой степени, что на японские автомобили там еще долго будут смотреть с недоверием. Потом точно так же, американцы запустили компанию против немцев, за нечестную конкуренцию. Итог? А в итоге спасен американский автопром без особых напрягов. Я думаю, что заводской брак встречается и в американских автомобилях и точно так же, американские компании участвуют в коррупционных схемах для продажи своих автомобилей, но они свои просто.
     Так что же делать нам? У России сейчас нет рычагов давления на иностранные компании. Точнее они есть, но уж больно радикальные и древние, которые тяготеют скорее к железному занавесу. Работать в убыток несколько лет наши инновационные компании не смогут (откуда резервы у новой небольшой фирмы?). Налоговые льготы в Сколково помогут генерировать идеи и производить товары для внутреннего рынка, но выйти на западные рынки мы сможем еще не скоро (потому что придется терпеть убытки несколько лет). А для скорейшего развития инновационных компаний необходимо то самое «Окно в Европу»…а еще лучше «Окно в США». Западные рынки более емкие, у населения хорошие зарплаты, люди любят новинки и стремительно пытаются их приобрести. Вот японцы, например, считают делом чести приобрести практически все игровые приставки независимо от страны производителя. А еще стоит учитывать, что в России уже сложилось что-то вроде аллергии на все произведенное в стране. Если, скажем, фильм сняли в России, то он скорее всего не получит оценку выше 7 из 10, только потому что он российский (если это конечно не арт-хаус). А оценивая российское кино наш зритель (иногда справедливо иногда нет) всегда сравнивает его с Голливудом. Наши автомобили сравниваются с западными и японскими образцами. Да вообще любая продукция сравнивается с западной. Даже образ жизни сравнивается, менталитет сравнивается, все абсолютно сравнивается с западом. Это значит только то, что для того чтобы нашим компаниям завоевать российский рынок, сначала придется покорить сердце западного потребителя, что докажет превосходство нашей продукции над западной, японской, китайской, вьетнамской, африканской – не суть важно. И вот тогда наш человек скажет свое любимое: «Эх, могут ведь, когда захотят!». Ну а пока нам остается только следить за тем, как будут развиваться наши инновационные компании  и надеяться, что Наукоград Сколково не превратиться в подобие наших, так сказать, Лас-Вегосов (они же игорные зоны).         


Рецензии
Делаю два вывода: "Все хорошо, то, что вовремя" и "Если декларируется масштабная модернизация страны, то масштаб должен быть соответствующим".
Хорошая, информативная статья.

Максим Максимов 3   22.10.2010 16:29     Заявить о нарушении
Андрей, разместили ваш текст:
http://bratiya-slavyane.com/articles/view/14440/
С уважением

Максим Максимов 3   29.10.2010 20:22   Заявить о нарушении