Маскарад Римас Туминас театр Вахтангова

РЕЦЕНЗИЯ

спектакль «Маскарад» Лермонтов
Театр «Вахтангова»
Режиссер  Римас Туминас
Премьера 21.01.2010

Спектакль «Маскарад» по произведению Лермонтова, поставил в театре им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас. Большинство спектаклей Римаса Туминаса с глубоким трагическим уклоном, так например, спектакль «Играем… Шиллера», который был поставлен на сцене театра Современник, поразил меня своей глубиной драматизма. В первой части спектакля, мы увидели стул, привязанный за одну ногу, его подняли почти к потолку и там оставили, а в конце второго акта Марии Стюард отрубают голову и этот стул падает с огромным грохотом на пол, олицетворяя кончину правления королевы. Так ставит Туминас, со своим творческим стилем и драматическим подчерком.
Но, вернемся к спектаклю «Маскарад», как только занавес открылся, мы увидели снежный сад, в белом, словно покрытом пудрой оформлении. Женская статуя пела нам о своей горестной судьбе, мелодией из романса «Гори, гори, моя звезда» Булахова П., как будто дух этой девушки сейчас расскажет, что с ней произошло. В предвкушении истории ее рассказа, мы наблюдали за странным парнем, играющим с  маленьким комочком снега. Похоже, это бродяга, решил развлечься и слепить снежную бабу. Незаметно на авансцене, появился и главный герой Арбенин, которого играет Евгений Князев, он наблюдал за происходящим как черт из табакерки. Пока на сцене пробегала толпа людей за Зведичем (Леонид  Бичевин), молодым человеком, которому ни в любви, ни в картах не свезло, Арбенин (Князев), с дьявольским прищуром любовался, и, похоже решил дать совет не везучему юноше. Как сладко говорил Арбенин, словно упиваясь своим шикарным тембром, дьявольски дурманящий голос доходил до конца последнего ряда в театре. Эффектный, уверенный в себе Арбенин, насытившийся светской, так скажем тусовкой, смотрел на пылающего юношу Зведичева и  продолжал натаскивать его в вопросах любви и игры.
Одурманивающий голос Евгения Князева периодически, подхватывал вальс Хачатуряна так, что можно было захлебнуться в волшебной музыке с падающими на сцену белыми хлопьями снега. В спектакле трагедия сюжета чередуется с комичными сценками, будто разрежая накаленную обстановку. Например, после монолога Марины Есипенко, в роли баронессы Штраль, которая кричала об эмансипации женщин, подхватили мимо проходившие дамы и каждая как только могла, изрекала свою правоту. Кто-то резким писком повествовал о несправедливости и угнетении, кто-то своим раздеванием пытался дать освобождение от зависимости женской души, скованной мужским отношением того времени. Все они хотели, уравнения в правах и мне очень импонирует этот момент спектакля, на который обратил внимание Римас Туминас.
В сцене возвращения домой Нины (Мария Волкова), где Арбенин ждет ее в домашнем кресле, вот в этот момент и зарождается сомнение в голове у Абенина, что молодая жена не искушенная возможно захочет большего, чем просто быть супругой. И когда Нина приходит вся разгоряченная после  бала, да еще без браслета, Абренина охватывает ужас. Красавица птичка, на которой браслеты выглядели, как тюремные кандалы может упорхнуть от него, на глазах мягкий и томный Арбенин превращается в тирана, он катает Нину по сцене из стороны в сторону, словно игрушку. Бог знает, что он там себе смог надумать, после разговора со Зведичевым открывшим свою маленькую тайну, победу в любовных делах, когда девушка на балу отдала ему свой браслет в знак возможного продолжения отношений.  В гневе черт был зол, да еще посыпавшийся красный снег в конце первого акта, ознаменовал приход лавины гнева и самоедства Абренина. Между мизансценами прокатывают снежный шар, вырастающий все больше и больше, ощущение такое, что это эгоизм Абренина все растет и растет, а в конце спектакля, Арбенин падает и снежный шар поглощает его полностью. Арбениным управляла ревность и исключительная претензия на «владение» другим человеком, Ниной. Ревность возникла, когда эту претензию он мнимо, поставил под вопрос, что и  вызвало сильный страх его потери. А, слепая ревность порождает зависть – это когда хочется обладать, а не получается.
Спектакль грустный и сложный, снег падает почти во всех знаковых мизансценах под музыку вальса, такое  ощущение, что ешь сахар с сахаром.  Как будто Римаса Туминаса ограничили в технических возможностях или в творческом излиянии. Хотелось бы напомнить о так называемых фишках Туминаса, статуя прекрасной дамы грамотно дополняла почти все сцены, а прорубь, в которой выплывают то рыбы, то мертвецы, проигравшие в карты, является сильным встрясывающим элементом всего спектакля. Да и толпа людей выкативших пианино, так желали насладиться музыкой, что не найдя клавиш разорвали его на клочки. Думаю, спектакль запомниться московской публике ярким и по Туминовски сдержанным, со своим тонким вкусом к трагедии с тонкой прослойкой комизма.


Рецензии