Таинственный городок на черепах рыб - Череповец

Сегодня застенчивая красота Севера подарила белому пароходу последний чудесный подарок, а, значит, это дар нашему путешествию. И теперь я совершенно уверена, что этот скромный, тихий городок построен на… черепах рыб. Да, да, пожалуйста, поверьте! Но все же, быть может, нужны доказательства? Извольте.

Ведь этот городок зовут Череповец.

Чер – рыба на языке тех людей, того фантастически далекого века.

Реп – Гора. Да, городок смотрится в зеркало тихих вод реки с невысокой горы.

Весь – было такое племя – племя Весь.

Значит, город зовут Череповесь? Но у слов, даже у их окончаний свой поток жизни, и в нем изменилось, чуть изменилось слово и теперь оно звучит Череповец.

И вот мы в Череповце… И потом мы в удивительном, прекрасном и мудром музее… И здесь нас ждет постижение невероятной, казалось бы, непостижимой связи, вернее, сочетания – это сосуществование христианства с язычеством. Невероятно, да?

И мы увидели два деревянных создания – их зовут «Тетя Аня» и «Дядя Саша». Это всего лишь деревянная ось и круглая голова и лицо, где обозначены глаза, нос и рот, но как ни удивительно, выражение лиц совершенно разное. «Тетя Аня» действительно некий символ христианства. «Дядя Саша» – некий символ язычества. Но главное, главное они живут рядом и живут даже сегодня - в деревнях, во многих деревнях на Волге. И согласитесь, что эти «примитивы», как говорят теоретики искусства - повторяю главное и с трудом постижимое – они рядом!

А еще тут живут милы, пока длится день, притихшие деревянные домовые. Я думаю, что им здесь живется тяжело: они не привыкли жить в музеях, но привыкли охранять теплый дом из родного дерева, огонь, пылающий в печи, студеную в жаркий полдень воду и сладкое молоко в глиняных крынках…Правда, иногда, совсем немножко, совсем недолго они любят пугать детишек, прятать, а потом, конечно, конечно, класть на место их игрушки из дерева и цветных тряпочек – нехитрые, но милые детям игрушки.

И тогда в благодарной и покоренной моей фантазии – та первозданная Русь с идолами, Весной, опьяненной Солнцем, голосами птиц, запахами земли, расцветающих цветов и деревьев… Вот в смертельной схватке за любовь два лося и Весна, босая в лохмотьях тонкого хитона - ведь она продиралась сквозь колючие ветки кустов, услышав рев бешеных лосей… Она в безумном порыве мужества бросается между ними – ведь сегодня никто не должен погибнуть… И тут внезапно в мою послушную, готовую ко всему фантазию врывается кто-то пока неизвестный; он в рубахе из алого шелка, он высок, широк в плечах, глаза его сияют какой-то дикой силой, он готов к смертельной схватке с солнцем, Весной, к схватке с неминуемой, несущей ему гибель, даже ему, властителю Зимы, властителю ледяных ветров, снегов, задушенных льдами рек, птиц, что не успели улететь, скрыться – да он готов к смертельной схватке с новым Временем – с Весной, несущей ему гибель.

Но время, которое мчится, как дикий мустанг, время вновь вернуло меня в чудесный музей этого города на черепах рыб, города Череповец, в скромный зал музея…

И внезапно я услышала… Или этот голос был снова щедрый подарок фантазии? Конечно, не стихи, а голос?

"О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной,
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.

Моей простушки несравненной
Я помню весь наряд простой
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой – любовь
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? Приникнет к изголовью?
И усладит печальный сон."
/Константин Батюшков/

Зеркало поэта… Константина Батюшкова!
Да, он из того сияющего Пушкинского круга! Вы, конечно, помните этот блистательный круг…

"К ней как-то Вяземский подсел
и душу ей занять успел."
/Александр Пушкин/

Нет, это не фантазия… это зеркало Константина Батюшкова…

Здесь, в скромном доме великолепного музея, зеркало в раме красного дерева… Конечно, в нем живет множество отражений тех, тех, ушедших в никуда… Да, множество блестящих глазок, «очи голубые», как сказал поэт, локонов – «локоны златые», как увидел их поэт, отражения сияющих улыбок, лебединых шеек, утопающих в волнах кружев…

Вы прекрасно знаете, и я думаю, тоже верите, что фантазия – великий маг и легко, мгновенно может воссоздать из пепла времени ушедший мир, людей, животных, растения и даже, даже воздух того времени. Да, Великий маг поймал само время в свои золотые сети.
В этом зеркале истинного поэта живут и отражения юных поэтов его друзей, офицеров, блестящих гардемаринов; отражения сияющих улыбок и скорбных глаз, прекрасных глаз, тех, кто и сегодня смотрит на нас из глубины темных полотен… Ведь это портреты кисти великих художников России, лица тех, кто разлучены с нами лавиной времени, оно, никем еще не покоренное, мчится вперед и… «не дает ответа»… как сказал наш Великий…

А потом опять наш белый теплоход «Николай Васильевич Гоголь» - и как чудесно каждый раз, это правда, уверяю Вас, так часто произносить это имя…

И вдруг внезапная гроза, бешеный ливень, совсем черная вода и отраженный в ней оранжевый шар солнца… И потом оно отважно кинулось в черную пропасть воды, и тьма скрыла уплывающий городок, таинственный Череповец, ведь он возник на черепах рыб.

/Череповец/


Рецензии
Здравствуйте.Понравились Ваши рассуждения.Я тоже люблю выяснять,что от чего произошло.А в Череповце я была лет 20-ть тому назад,с гастролями театра,поэтому с интересом читала.С уважением Евгения.

Евгения Горская   20.10.2010 15:51     Заявить о нарушении