Кошмарные сновидения императора российскогоНиколая
Кошмарные сновидения императора российского Николая I
Заявка на документальный фильм.
3 части
Я пытаюсь представить события 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов. Как каждый из находившихся в тот день на Дворцовой площади воспринимал его, что думал в решающий миг истории, какие чувства испытывал, какие мысли преследовал?.. Как страдал и трусил князь Трубецкой, назначенный накануне руководителем переворота. Как боялся и трусил, поставленный перед выбором применять оружие, или нет, ещё не ставший царём, Николай?..
Декабристы не простили Каховскому убийство Милорадовича. А ведь примени они военную силу, возможно бы ход истории изменился. В их руках была судьба свободы... Царь долго колебался, прежде чем отдать приказ: «Стрелять!» А декабристы не смогли воспользоваться мгновениями, минутами, часами его колебаний...
Сны — реальность кино. Фильм непременно надо строить по принципу сновидений, где события создают разорванную карусельную канитель из конкретных образов, переходя, как наваждение от конкретного факта к общей картине действительности. Общее нагнетание атмосферы, неуверенность, страх: Петропавловская крепость; Шлиссендорф; пустынный, зловещий остров Голодай, с могилами повешенных декабристов; каторжный удел «князей» («князья» — так называли ссыльных декабристов в Сибири) самоотверженность их жён; разбитость их блестящих судеб, — и вместе с тем — высокая миссия их поступка. А. Пушкин писал: «Из искры возгорится пламя». Это «искра» свободы, которая сжигала сердца, испепеляла действительность, заставляла страдать и приносила личною свободу на жертвенный алтарь истины.
В снах реальность проецируется на подсознание, синтезируется, уплотняется, и производит естественный отбор событий, фактов, впечатлений, рождая образы ушедшего дня, прошедших дней, прожитых жизней. Всем и всегда снятся сны. И в ту печальную эпоху XIX века всем снились сны. Но российскому царю Николаю I самые страшные! Если провести историческое исследование, то увидим, что во всё его царствование бесконечный рой событий и потрясений не сменялся ни минуты. Кутерьма заговоров (то декабристы, то «петрашевцы»), вольнодумцев, непримиримых поэтов (Пушкин, Лермонтов, Шевченко и др.), которых он угомонял, репрессировал, казнил... Всё это смешивалось в одно целое, невыразимо мощное чудовище, которое вызывает непреодолимый животный страх во сне и наяву. А утром, каждый день перед глазами трясущееся лицо царицы, этого «засушенного опёнка» (слова Т. Г. Шевченко из поемы «Сон»; дело в том, что у царицы был нервный тик, который начался 14 декабря 1825 г., после сообщения о попытке переворота), как напоминание о первом дне взошествия на престол.
Царь Николай — несчастный больной человек, обречённый короной и властью. Та же тень, в той же цепи образов фантастического сна. Та же покинутость, то же одиночество, та же обнажённая душа за строгим облачением. Николай I — человек, поставленный в определённые условия, вынужденный поступать согласно обстоятельствам, быть, по сути, марионеткой в драме событий. Правда, не столь безобидной, как на сцене или во сне.
Структура сна позволит нам свободно давать реминисценции в прошлое и настоящее, т. е. разрушить временной барьер, и действие фильма спокойно сможет происходить в прошедшем, настоящем и будущем одновременно, создавая таким образом сюрреалистический акт подачи фактов эпохи, давая возможность оценить события с точки зрения нынешнего дня. Многие произведения А. С. Пушкина имеют характер сна. Это и сны Татьяны в «Евгении Онегине», и сны героев в «Руслане и Людмиле», и во многих других. Украинский поэт Т. Г. Шевченко был сослан Николаем в солдаты (по случаю не казнён) за поэму «Сон». Где сон — это только предлог чтобы разоблачить действительность. Сны неоднократно позволяют описать реальность и в произведениях М. Ю. Лермонтова, и во многих произведениях М. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского... Сон, как предлог, как выражение сокровенного, скрытого за семью печатями...
Для канвы повествования предлагаю взять постановку оперы Т. П. Чайковского «Пиковая дама», или «Евгений Онегин», потому что они созданы по произведениям А. С, Пушкина, а он их писал в Николаевскую эпоху и они являются зеркалом XIX века (по словам В. Белинского). Постановка оперы: репетиции, разговоры актёров в кулуарах, премьера, аплодисменты, цветы, сцены в гримерной, фойе, ресторане, — своеобразный мост в нашу действительность, но ведь это сон! Такая драматургия позволит нам собрать разрозненные факты воедино, и мы органично вмонтируем документы Николаевской эпохи. Указы с подписью императора, особенно о казни декабристов. Досье из архивов тайной полиции графа Бенкендорфа на видных деятелей литературы А. Пушкина, М. Лермонтова, Т. Шевченко, Ф. Достоевского и др. Документы о предоставлении наград и поощрений, подписанных Николаем I. К примеру, указ о предоставлении чина камер-юнкера А. С. Пушкину, нижнего чина при дворе, которого поэт не мог простить царю до смерти. Или указ о предоставлении художнику П. Федотову ежемесячной стипендии в суме 100 рублей. Документы об освобождении Т. Г. Шевченко из крепостничества, и подобное. Кроме документальных бумаг ввести в фильм документы времени, выраженные в произведениях искусства: картины, книги, памятники зодчества.
Кроме выше сказанного, в фильме хочется взглянуть на декабристов с политической стороны. И не только, потому, что они «были далеки от народа» (В. И. Ленин), но и потому что были политически совершенно не готовы пойти на решительные действия, не способны взять власть в свои руки. Ими двигали, скорее, благородные мотивы, мотивы чести. Затем они не были монолитны в своих взглядах. Об этом говорит и свидетельство А. С. Пушкина, посещавшего их собрания, в X незаконченной главе «Евгения Онегина»:
«Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
и не входили глубоко.»
Об этом говорит и тот факт, что получив наказание за дерзкую попытку изменить строй, почти все благородно, с высоко поднятой головой, стойко его отбывали. Лишь неугомонный Лунин «имел зуб на царя», и продолжал то, что сейчас можно назвать «политической работой». Он писал статьи об общественной ситуации в России. За что был арестован в ссылке и умер в Шлиссендорфе. Статьи его посмертно были изданы в США. А вот, Анненков, например, не любил вспоминать о декабристом восстании. Батенков, о котором забыл Николай I во время вынесения приговоров, просидевши 20 лет в одиночной камере Петропавловской крепости и вышедши на свободу, отрешенно занимался сельским хозяйством. В целом, они покорились судьбе, начали жить согласно обстоятельствам. Их выступление можно оценить, как благородный протест против царского самодержавия. Хотя революционный процесс, который начали декабристы, продолжается по сей день. С накатами и отступлениями, с затишьями и взрывами, с перемирьями и войнами. Это процесс обретения свободы, обретения независимости, вечный путь к истине.
Задача будущего фильма, ещё раз оценить Николаевскую эпоху, показать разрыв между властью и действительностью, между властью и человеком. Осознать место человека в мире, его предназначение, его роль в истории. Это касается и личностей декабристов, и личности царя, и каждого из нас.
А в художественном аспекте, хочется определить пути для создания «Нового кино», которое разрушит рамки традиционного восприятия, перенесёт угол зрения в область ассоциаций, подтекстов, образов и фактов. Где будет присутствовать дух свободного парения, вольная кинематографическая беспредельность, безграничная непогрешимость иллюзорной природы кино, совершенное совершенство кинотеней, этих правдивых впечатлений реальной действительности, без строгих конструкций и «зажимa».
Свидетельство о публикации №210102000917
Анатолий Бурматоф 26.05.2014 06:22 Заявить о нарушении