Достоверно? возможно, но...
Вопрос о достоверности, или "правде" самый интригующий вопрос из все возможных вопросов.
В обыденной жизни мы то и дело встречаемся с разнообразными синонимами этих понятий: авторитетный, надежный, проверенный, заслуживающий доверия; истинный, справедливый, действительный; норма, канон, закон; верно, точно, безошибочно и т.д.
На самом же деле, все эти понятия, в подлинном значении их, можно отнести только к явлениям, подтвержденным опытным путем.
Например: достоверно известно что все предметы на земле падают, а то что бывает - взлетают сами собой, то это, известно не достоверно. Иначе говоря; первое утверждение правдиво, а второе, либо ложно, либо правдиво.
Но согласно закону мышления нельзя по одному вопросу иметь два суждения, исключающих друг друга и таким образом получается; и то, что правдиво, вовсе "не правдиво" и то что "ложно" еще не таково.
Тем не менее, все люди считают первое правдой, а второе ложью, измышлением. Даже измышляющий ложное не осмелится, опытным путем, опровергнуть первое утверждение и прыгнуть, скажем, с балкона своей квартиры.
Закон мышления запрещает считать истинной оба противоречащих друг другу утверждения, что "все предметы падают" и то, что "бывает иногда и взлетают", а человек вопреки собственному мышлению отдает предпочтение одному из этих утверждений.
И тут мы подходим к главному: мы считаем правдой, достоверностью то, что многие считают это правдой и достоверностью, а не то, что доказано рассудком, потому что рассудок, если он последовательно начинает мыслить, то впадает в положение "Буриданова осла", он не может решить, что выбрать.
В вопросах достоверности человек полагается на опыт предшествовавших ему поколений, закрепленной в культуре народа, к которому он принадлежит и на собственный опыт. Собственный опыт жизни убедительнее и достовернее культурной традиции и "мнения всех".
Правда и достоверность покоится как бы на двух опорах, базовая - культура народа, и привнесенная - личный опыт жизни. Человек постигает мир, обучается ориентироваться в этом мире на основе базовых представлений о истинном и ложном, "подправляя", или "укрепляя" их собственным опытом.
В самом слове "правда" содержится "свернутый" вопрос к собеседнику: "Я прав да?"
Судя по тому, что человечество прогрессирует в деле овладения природой, то оно неплохо понимает истину и достоверность, вопреки тому, что об этом говорит мышление.
Это парадокс: человек овладевает миром через его осмысление и в то же время последовательное мышление не может дать ему уверенность в истинности собственных представлений.
На самом же деле, этот парадокс был разрешен еще Аристотелем: он вынес за скобки истинного и достоверного, все что происходит "от случая к случаю", к чему нельзя вернуться и повторить.
Последнее - "вернуться и повторить" по сути дела, настолько суживают рамки аристотелевской истины, что от неё почти ни чего не остается. Последовательное мышление и тут торжествует.
Например: простой химический опыт нейтрализации соляной кислоты щелочью натрия с получением обычной поваренной соли.
Опыт настолько прост и доступен, настолько результаты его стабильны в пространстве и во времени, что надежней и достоверней реакции нейтрализации трудно придумать.
Однако последовательно мыслящий разум и тут усматривает не тождественность одного опыта другому, поскольку каждый раз берется новая порция соляной кислоты и натрия.
Прежнее, исчезло и с прежним опыта не повторишь. Берется "новое".
Еще более разительный пример с больным человеком. Скажем, человек принимает лекарство - "парацитомол" при простуде на протяжении трех дней.
- Как, - спрашивают этого человека, - помогло?
- О, да! - Отвечает он, - помогло.
В этом случае нельзя проверить, что было бы с человеком, не принимай он "парацитомола", так как нельзя его вернуть в "исходное состояние".
В исходное состояние, по сути дела, вернуть ни чего нельзя, в том числе опытную порцию натрия и соляной кислоты, а уж то, что живет и живое, и подавно!
Нужно признать, что истинность, достоверность, правда - это статистические понятия, усугубленные личностным отношением к этой статистики. И тут мы выходим из области "достоверно - знаемого" в область "предполагаемо - знаемого", последнее и есть то, что обычно называем верой.
Как мы уже показали; "достоверно-знаемое" есть ни что иное как "статистически достоверное", то есть в себе самом содержит некую величину, пусть ничтожно малую, опровергающую достоверность. "Предполагаемо-знаемое" гораздо сложнее, так как в это понятие включены все теории, все то обобщение статистики достоверного, которое увязывает разные массивы этой статистики в единую научную парадигму.
Как мы уже показали, что статистически достоверное ускользает от последовательного мышления, то есть мышление не доказывает его истинности, то еще больше сомнений у мышления относительно теорий и гипотез, то есть относительно "предполагаемого - знаемого."
Основа гипотез и теорий лежит в области доверия к научным школам, к авторитетам, их выдвигаемым. Конечно, критика мышления таких не доказанных построений, выдвинула к ним ряд требований, как бы предложила компромисс между логикой мышления с одной стороны и, с "предполагаемо - знаемым", с другой.
Этот принцип сформулированный Ульямом Оккамой, известен как "бритва Оккамы". Суть его в том: раз уж мы не можем описать мир так, как того требуют законы мышления, раз мы вынуждены в него вводить произвольные допущения, то давайте сведем эти допущения к минимуму. Классический пример такого компромисса мы находим в элементарной геометрии, в постулировании (допущении) известных аксиом. Нам предлагают принять на веру, что "точка есть то, что не имеет длинны и ширины" и т, д.
Это очень роднит науку с религией, которая так же основана на некоторых базовых, бездоказательных аксиомах. В православном христианстве такая аксиоматика сведена в "Символ веры". Разница между научными теориями и гипотезами и базовыми основами вероучения в том, что "предполагаемое - знаемое", изменчиво и подвижно во времени, а аксиоматика вероучения неизменна в веках.
Если мы сойдем на уровень бытовой, то следует признать, что большинство наших суждений, наших "правд" и "истин" основаны на вере, в форме доверия к кому-то.
Человек не может быть, одновременно, во всех местах, с тем чтобы стать очевидцем. Читая газеты, слушая радио, телевизор, человек доверяет (или не доверяет) увиденному, прочитанному, или услышанному и таким образом формирует для себя и в себе самом облик достоверности и истинности мира.
Задача государственной идеологии была и остается, и будет заключается в том, чтобы правда, истинность и достоверность на всем пространстве государства, формировалась одна.
Культурное, политическое, правовое пространство, определяющее государственность, невозможна, если не будет всеобщего представления о том, что такое достоверность, правда, истинность.
Из этого вовсе не следует, что представления эти, на самом деле истинны и достоверны, но в том-то и дело, что истинны и достоверности нет. Даже в области бездушной материи, последовательно мыслящий разум не находит безусловных истин и "правд", а по мере удаления от бездушной материи в область материи живой, "правды" и "истины" становятся еще более зыбкими, и почти исчезают тогда, когда мы имеем дело с обществами.
Экономика, политика, социология, право и т.д. сплошное правдоподобие! Континуум вер и надежд. Материалистическая религия масс, разбавленная такой же, по сути, верой в Бога. Последовательному мышлению здесь делать нечего. Его заменяют эмоции, вера, не обоснованные, произвольные суждения. Политика – это область искусства, то есть искусственности, деланности правдоподобных истин.
Прокопьевск 1997 год.
Свидетельство о публикации №210102101061
Михаил не знаю отчества, Вы пишите, что- человек не может быть, одновременно во всех местах, с тем, чтобы стать очевидцем. С этим
можно согласиться. Но нет ответа, как быть человеку-какое
формировать представление о мировых событиях, или событиях страны,
области.
Нина Гоцаценко 21.10.2010 21:05 Заявить о нарушении
Михаил Анохин 22.10.2010 05:46 Заявить о нарушении