Город на Енисее

Город на Енисее
Я по природе домосед. Не в том смысле, что большей частью сижу дома, а что почти безвыездно находясь на малой родине, не испытываю охоты к перемене мест. Так я с 1990 по 2009 год никуда не выезжал из Иркутской области и никак от этого и не страдал. Тем более что в век телевидения и Интернета для того, чтобы знать, что происходит в других городах и странах, вовсе не обязательно ездить туда непосредственно, достаточно получать информацию из источников, которым доверяешь.
Но всему когда-то приходит конец. Начали мои ученики активно и успешно заниматься научно-исследовательской работой, и пришёл конец моему сидению дома. Так в прошлом году Олег Глушков и Андрей Черкасов пробились на всероссийские соревнования (г. Москва) «Шаг в будущее, Юниор!», где успешно выступили, о чём уже писалось в нашей газете.
И, закончив совместную работу «Во что превратилась окружность?», каждый из них пустился в самостоятельное плавание. Конечно, жаль, что не удалось сохранить такой хороший коллектив, а мы сторонники именно коллективной работы, но причина в двухлетней разнице в возрасте. Олег перешёл в старшую группу, а Андрей пока ещё юниор. Олег, как уже писалось в одном из прошлых номеров, выбрал себе новую тему, связанную с искусственным интеллектом. Работа в разгаре, и пока ещё не получены результаты, способные дать успешное выступление. Да и требования в старшей группе гораздо выше...
А Андрей занялся построением математической модели дорожного движения, и успел на этом поприще продвинуться. 3-е место на областном ШБЮ, вызов в Красноярск и Москву говорят сами за себя.
Так вот, получив вызов на соревнования ШБ по Сибирскому федеральному округу, мы не сомневались, что это дело стоящее. Вызывал сомнение лишь тот факт, что на этих соревнованиях не предполагалось юниорской номинации, но это не так страшно, ведь в прошлом году на региональных соревнованиях в Усолье-Сибирском ребята заняли первое место в старшей группе.
 Началось, правда, с того, что в последний момент, за два дня до отъезда, соревнования из-за карантина по свиному гриппу были отложены почти на неделю. Пришлось сдавать старые билеты и покупать новые. Тем не менее, мы не потеряли бодрость духа, и вечером в субботу 21 ноября сели в поезд Иркутск-Москва. Дорога до Красноярска занимает немного меньше суток, и мы прибыли утром. Приятно, что поезд дошёл практически без опоздания.
Я в Красноярске раньше не бывал, только несколько раз проезжал на поезде. Тем не менее, кой-какое представление имел. Я, как патриот Иркутска, привык осознавать свой город как столицу Восточной Сибири. Понятно, что Восточная Сибирь это не государство, и никакой столицы у неё быть не может. Есть Сибирский федеральный округ, куда входит вся Сибирь, с центром в Новосибирске. Но когда-то, давным-давно, в Иркутске располагался генерал-губернатор Сибири (всей!). Но это было давно, в позапрошлом веке. Но  в начале двадцатого века Иркутск по многим параметрам действительно выгодно выделялся из всех восточно-сибирских городов. И А.П. Чехов, находясь здесь проездом, написал много хороших слов о нашем городе, ставя его выше других в Сибири.
У нас в 1918 году появился первый в ВС университет! У нас долгое время был единственный в ВС филиал Академии наук. У нас долгое время была одна из лучших писательских организаций... И было принято Иркутск считать первым городом ВС.
Но, начиная с середины прошлого века, наш город начал потихоньку сдавать позиции. Одним из крупнейших промахов иркутских руководителей стало то, что Сибирское отделение Академии наук открылось не у нас, а в Новосибирске. Всё сходилось в пользу Иркутска, старейший университет, существующий уже филиал, а, главное, Байкал! Но Академия поставила условие, что под академгородок должна быть выделена земля вне черты города, ближе к Байкалу. Местные же власти проявили недальновидность, и сказали, что этого они не сделают. Берите землю в городской черте. В конце-концов, получилось то, что получилось. У нас вполне приличный филиал АН, 9 институтов. Но в Новосибирске раза в два больше. Финансирование же там больше в разы. И научной столицей Сибири стал Новосибирск, а не наш город.  Во многом благодаря Сибирскому отделению, Новосибирск, превратился из заштатного города в известный во всём мире мегаполис, город-миллионер по числу жителей. И среди прочих мелочей, полагающихся мегаполису – оперный театр и метро.
А в Красноярске были руководители куда амбициозней иркутских. Они полвека потратили на то, чтобы нас догнать и перегнать, и много преуспели. Они добились, чтобы в Красноярске было много вузов, в том числе и университет. Они добились, чтобы у них тоже появился филиал АН. И писательская организация там тоже солидная. В своё время Красноярск вернул из Вологды своего знаменитого земляка В.П. Астафьева. Оперный театр – атрибут культурного города, и он у них появился. В 80-х годах Красноярск вышел в миллионеры, и власти добились строительства метро, которое, правда, было заморожено в новейшую эпоху...
А что у нас? Я вовсе не хочу ничего сказать, против Иркутска, он для меня всё равно лучше всех, но вот два факта.
Когда наш оперный театр, после длительных проволочек был построен в конце 80-х годов, его сделали не оперным, а просто музыкальным. Я ничего не имею против оперетт, мюзиклов, рок-опер. Но между этими уважаемыми жанрами и оперой примерно такая же разница, как между рестораном Макдоналдс и настоящим рестораном с изысканной кухней. И то, что опера у нас соседствует с более низкими жанрами, да и, вообще, почти не ставится, сильно принижает Иркутск. Опера должна делить сцену только с балетом!
Второе. Иркутск давно вполне мог бы считаться миллионером и получить все причитающиеся бонусы, если бы наши власти в своё время поступили дальновидно и заявили бы, что территория от Шелехова до Усолья (а то и до Черемхова!) это единый город Иркутск. Уверяю вас, что Новосибирск занимает не меньшую площадь! К сожалению, это с опозданием понял лишь один из наших губернаторов (Тишанин), который, пока был на посту, пытался претворить эту идею в жизнь. Но сменился губернатор, и всё затихло.
Так что, надо честно признать, что в соревновании за право считаться столицей ВС, Красноярск пока нас уверенно опережает. Тот факт, что Сибирский федеральный университет организуется там – ещё одно подтверждение.
Извините за такое длинное отступление, но это я написал для того, чтобы пояснить, какое представление у меня было о Красноярске перед поездкой.
И в целом оно подтвердилось. Я сразу хочу сказать, что, находясь в Красноярске, я постоянно невольно сравнивал его с Иркутском, помня о давнишнем соперничестве. Разумеется, я старался быть объективным, не знаю, на сколько это удалось.
И так, мы сошли с поезда и увидели старинный паровоз, стоящий на запасном пути. Что ж, любовь к истории – дело святое. Иркутский вокзал без паровоза сильно проигрывает. Сам красноярский вокзал довольно красивый, но и наш не хуже. У них большая свободная привокзальная площадь. Нет такой автомобильной толчеи, как у нас. Как им это удаётся? Ведь приезжает и уезжает пассажиров наверняка не меньше нашего.
Вся многочисленная иркутская делегация прошла к автобусу и поехала к гостинице. Дорога заняла немного времени, не больше 10 минут. Надо сказать, что пассажирские перевозки осуществляются в основном муниципальным транспортом, большими автобусами и троллейбусами. Мы были удивлены, что одна из остановок называется «Красная площадь». Да, площадь с таким названием  есть в этом городе.
 Но от автобусной остановки пришлось идти ещё минут десять, что не доставило удовольствия, так как при нас были чемоданы, а многие несли выставочные экспонаты. Дело в том, что из трёх центральных улиц, Карла Маркса, проспекта Мира (бывшей улицы Сталина) и Ленина, только две первых имеют двустороннее движение. Наша гостиница «Север» находится на улице Ленина. Ну, ничего, дошли. Места нам были забронированы, устроились мы довольно быстро. Состояние номеров оставляет желать лучшего. Обои изобилуют надписями вроде «Здесь были Петя и Саша из энска» и ободраны. Но сантехника и электричество в порядке, а, главное, насекомых нет. В иркутских гостиницах не бывал, сравнить не могу.
В Иркутске нам сказали, что Дворец пионеров и школьников (название сохранили с советских времён, что я одобряю!) находится рядом с гостиницей, и будем ходить туда пешком. Верным оказалось лишь второе. Идти пришлось сорок минут быстрым шагом до конца огромной улицы. А ехать нельзя, так как улица односторонняя! Можно, конечно, потратить минут пять, дойти до проспекта Мира, потом опять дойти до Ленина, но это морока. По мне сорок минут ходьбы только на пользу, если не считать, что все дни были холодные, ветреные и снежные. Практически всегда шёл снег, но почему-то он не чернел, как у нас. Мы приходили в чистой обуви, в отличие от Иркутска и Москвы.
Сразу бросилось в глаза, что деревянных домов в центре гораздо меньше чем у нас. Но меньше, не значит, что нет совсем. Архитектура деревянных домов отличается от наших, на мой взгляд, интереснее.
Много красивых домов дореволюционной постройки, постройки середины прошлого века. Но много и безликих построек того времени, когда, ради экономии, шла борьба с «архитектурными излишествами». Как и у нас.
Центр довольно компактный, четыре километра в длину и два в ширину, три главных параллельных улицы и набережная Енисея. Он ограничен Енисеем, делающим изгиб, речкой Качей, вроде нашей Ушаковки и железной дорогой. И так, что бросается в глаза при сравнении центра Красноярска и центра Иркутска?
Оба города растянулись вдоль главных рек. Как я уже говорил, деревянных кварталов в Красноярске не осталось. И у нас их всё меньше и меньше. Да и то, что в центре Иркутска они сохранились, это скорей следствие экономической слабости, нежели радения о сохранении старины. Нельзя сохранить всё. Вообще, красноярцы не боятся ставить новые высотные дома в исторической части, и новички органично вписываются в городской пейзаж. Но красивых старинных каменных зданий там не меньше нашего, пожалуй, и побольше.
То, что у власти находятся амбициозные люди, сразу видно. Много площадей, на каждой площади стоят памятники, либо просто скульптурные группы. Одному Василию Ивановичу Сурикову, одному из самых знаменитых уроженцев Красноярска, целых четыре памятника! На редком доме нет мемориальной доски, правда, трудно читаемой. Памятники различным знаменитостям, в том числе и тем, что в Красноярске не бывали, например Пушкину. Помнится, у нас стоял пушкинский бюст во дворе факультетских клиник, а потом исчез невесть куда. Но в этом скульптурном обилии есть и некоторый перехлёст, свойственный богатым провинциалам. Лет десять назад стали входить в моду «шутейные» памятники, и Красноярск не остался в стороне. «Памятники» пьянице, чудаку с зонтиком, влюблённым…
Тут мы проигрываем безнадёжно и навсегда. Возникает вопрос, на какие деньги это делается? И не лучше ли было бы их пустить на более насущные нужды горожан?
Но, нелишне напомнить, что территория Красноярского края простирается от Саян до Северного Ледовитого океана. Это весь бассейн Енисея! И наша область, самая большая среди областей, смотрится в этом сравнении бледненько.
Впечатляет памятник командору Резанову, герою знаменитой рок-оперы «Юона и Авось». К сожалению, в нашу культурную программу не вошла Красноярская опера. Нам выпало посетить Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина и посмотреть пьесу «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита. Это, конечно, лишь моё мнение, но я был глубоко разочарован. Грубый солдатский юмор, не думаю, что подобную вещь дали бы в иркутском театре. Впрочем, публике понравилось. Вспомнились слова из пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые»: «публика дура, она всё съест».
Запомнилась автобусная экскурсия по вечернему городу, которую нам провела Нелли Ефимовна Лалетина. Редкий энтузиаст своего дела и настоящий патриот своего города. Она показала нам самые красивые места, рассказала об основных моментах красноярской истории, а свою историю красноярцы любят и лелеют. Нам, иркутянам не грех поучиться. Никто из мало-мальски известных красноярцев и гостей города за последние триста лет не остался без внимания...
И я подумал, что знаменитых иркутян не меньше, и они достойны нашей памяти,  литераторы, учёные, конструкторы, космонавты, военачальники... Если бы мы о них вспомнили, впрочем, такая работа у нас потихоньку ведётся. Но движение идёт не только вперёд, сколько назад. Так, мы утратили знаменитый портрет Вампилова в Первомайском. Если мы сами себя и свою родину не уважаем, то, как требовать уважения от других?
Много чего можно было бы ещё написать, но рамки путевых заметок ограничены. Что сказать в заключение?
Город понравился, я почувствовал его неповторимый дух. Я, почему-то, представлял его хуже. Многое надо у красноярцев перенять. В чём-то, безусловно, лучше мы. Есть желание побывать там ещё, чтобы никуда не торопиться, просто походить по городу, желательно летом.
А что касается спора о «столичности», тут мы в роли догоняющих, и, скорей всего, так и останется. Как и то, что Ангара впадает в Енисей, а не наоборот


Рецензии
Интересная статья, Григорий. Красивейшие места - Иркутск и Красноярск. Иркутск ещё и научные центры имеет, как и Новосиб. Моя мама родилась в Иркутске. Я ездила на теплоходе "Композитор Прокофьев" по Енисею до Дудинки с заездом в Норильск, в доме-музее Сурикова были мы, завозили, дом Астафьева видела со стороны реки. Эти три города самые большие в Сибири, малой Родиной точно не назвать. Плотину Енисейскую видела ниже Красноярска. В Ч. тоже делают памятники, потом сносят неудачные творения. Особенно много денег распыляется в праздники на фейерверки и пр., так труднее проверить, куда деньги ушли. Иркутск много старинных зданий имеет, а в Красноярске я не видела таких. Обь возле Новосибирска видна из окна поезда, вокзал конструкция у них такой же, как у нас, всего таких 4 было построено в СССР. На Урале тоже не так много больших городов миллионников: Ч. на Южном Урале, Екат в 180км от нас и Пермь, дальше только в Сибири Новосиб и Красноярск. Я Сибирь представляла себе по Астафьеву, так оно и вышло в общем-то. Мы были в июне и мошки ещё не было. Мне всё понравилось в Сибири, в первую очередь природа и люди отзывчивые, к тому же рек у нас больших нет, мы озёрный край, а тут Енисей быстрый, мощный.

Наталья Прохорова   19.03.2024 09:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Приятно встретить заинтересованного читателя.

Григорий Рейнгольд   02.04.2024 06:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.