Слабоволие девиантных подростков

Воля – это способность управлять собой в деятельности с труднодоступными целями. Источником волевой активности являются потребности, осознанные человеком. Слабоволие многих девиантных подростков является как раз следствием неосознанности ими своих потребностей, подчинение поведения мимолётным импульсам. Наиболее полно сущность воли проявляется в основных видах волевых действий, к которым принято относить:
; простое волевое действие;
; сложное волевое действие;
; особо значимое волевое действие.
Простое волевое действие включает два звена: побуждение к действию и само действие, не отличающееся большими волевыми усилиями.
Сложное волевое действие состоит из трех этапов, или звеньев:
; подготовительного:
; основного, исполнительного;
; заключительного.
На подготовительном этапе формируется цель, происходит борьба мотивов. Нередко данный этап сложного волевого действия отличается большим психологическим напряжением, сложностью переживаний, серьезной умственной работой (колебания девианта, желающего явиться с повинной).
На основном этапе происходит реализация принятого решения, исполнение намеченной цели. Основной этап характеризуется преодолением внутренних и внешних препятствий. Внутренние препятствия – это продолжающаяся борьба мотивов. Внешние препятствия - это трудности, встречающиеся при достижении поставленной цели. Заключительный этап характеризуется подведением итогов содеянному, при этом анализируются достигнутые успехи, допущенные промахи, переживается радость достигнутого, которая в будущем будет существенным побудителем для постановки и достижения новых целей, новых сложных волевых действий. Анализируя свои действия после совершения волевого действия, человек накапливает тем самым опыт волевого поведения. Все девианты, в зависимости от сферы волевого проявления, подразделяются на пять групп:
; с сильной положительно направленной волей (случайно, по неосторожности совершившие проступок, преступление);
; с сильной отрицательно направленной волей («злой» волей);
; со слабой волей отрицательной направленности;
; со слабой положительно направленной волей;
; с аномалиями в сфере волевого поведения; данная категория девиантов находится в стадии деградации личности и должна вызывать наиболее пристальное внимание воспитателя, практического психолога.
Из данной классификации ясно, что у одной категории девиантов необходимо в первую очередь изменять направленность личности, направленность воли, у другой – формировать опыт волевого поведения. Так или иначе, в укреплении воли, формировании опыта волевого поведения нуждаются все девиантные подростки.
Научными исследованиями познавательной и эмоционально-волевой сферы девиантов выявлено, что по мере снижения показателей интеллекта вероятность противоправного поведения увеличивается, и наоборот. Связь между низкими показателями интеллекта и девиацией не зависит от социально-экономического статуса, расы и регистрации преступлений милицией. Кроме того. Необходимо подчеркнуть, что эта связь имеет  место не только в случае девиантности несовершеннолетних; равным образом такие выводы справедливы и для взрослых преступников. Сделанные недавно оценки показывают, что, по крайней мере 4% всех заключенных квалифицируются как умственно отсталые. Крокер и Ходжинс (1997) исследовали  преступность умственно отсталых мужчин и женщин, родившихся в Швеции в один год; их количество составило более 15 тысяч. Исследовалась биография испытуемых от рождения до тридцатилетнего возраста. Испытуемые, которые обучались в специальных классах для умственно отсталых детей (как в начальной, так и в средней школе), сравнивались в специальных классах для умственно полноценных людей. Испытуемые, которых считали умственно отсталыми, имели больше шансов быть осужденными за криминальные действия, включая насилие, чем нормальные испытуемые. Авторы также обнаружили, что, как и у детей с нормальным умственным развитием, проблемы с поведением у умственно отсталых детей (до 12 летнего возраста) – как в группе мальчиков, так и в группе  у девочек  - оказались надежными признаками, позволившими прогнозировать проявление антиобщественного поведения во взрослом возрасте [10, c. 52].


Рецензии
Спасибо за интересную информацию.

Игорь Леванов   21.10.2010 21:31     Заявить о нарушении