Инфантилизм девиантных подростков
Основой девиантного поведения подростка является психический инфантилизм с комплексом характерных признаков: неумением разводить идеальные и реальные цели несоответствующей возрасту наивностью и прямодушием, детской восторженностью, эгоцентризмом, формально-обязательном выполнением долга и подчиняемостью, нежеланием и неумением прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационной несостоятельностью), повышенной обидчивостью, потребностью в утешении и опеке, склонностью к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.[13, с. 77-78]
В основе любой девиации лежит определенная модель человеческого поведения. Три из них могут быть выделены в качестве главных. Те, которые придерживаются теории конформизма (конформизм [от лат. conformis – подобный], не критическое принятие и следование господствующим социальным стандартам, стереотипам массового сознания (7 с 184), считают, что каждый человек изначально является конформистом и стремиться поступать «правильно». В значительной степени это предположение лежит в основе гуманистических теорий в психологии. Люди в основе своей «хорошие» и стремятся реализовать в жизни все заложенные в них возможности, подходящим примером конформистского подхода в девиации является теория напряжения К. Мертона. В соответствии с этой теорией, люди по своей природе являются конформистами, на которых сильно влияют ценности и установки (аттитюды) общества, в котором они живут. Представители этой теории напряжения считают, что люди, являющиеся в своей основе конформистами, с готовностью усваивают такую позицию, но возможности и средства для достижения этих целей доступны им не в одинаковой степени. Некоторым в достижении этих целей помогают образование, сеть социальных связей, личные контакты и влияние семьи. Однако у социально и экономически ограниченных людей нет подобных преимуществ для достижения материального, экономического или политического благополучия. Таким образом, теория напряжения предсказывает, что девиантное поведение имеют место тогда, когда, когда наблюдается осознанное несоответствие между меркантильными ценностями и целями, которые пропагандируются и высоко ценятся в обществе, с одной стороны, и доступностью законных средств для достижения этих целей – с другой. В этом случае развивается напряжение между целью достичь богатства и власти и средствами для их достижения. Группы и отдельные люди, испытывающие подобное напряжение, вынуждены решать, нарушать ли нормы и законы, чтобы достичь частицы столь желанных богатства и власти, или отказаться от мечты и либо имитировать движение к ней. Либо отвергнуть её или активно против неё протестовать.
В соответствии с другой моделью – нонкомформистической – человек по своей природе создание недисциплинированное и при отсутствии ограничений и правил, принятых в данном обществе, легко пренебрег бы общественными соглашениями и без разбора совершал преступления. Сторонники этой точки зрения считают, что человек является по сути «незаконопослушным», и если ему будет позволено делать то, что он захочет, проявит склонность к девиантному поведению. Хорошими примерами подобных взглядов являются нейробиологические теории, например теория социального контроля Тренвиса Хирши, который утверждает, что правонарушения (делинквентность) имеют место тогда, когда тяготение человека к общепринятому порядку или нормативным стандартам ослабевают или в значительной степени отсутствует. Другими словами, социализация, которая обычно удерживает основную человеческую природу под контролем, у делинквентов незавершенна или осуществлялась неправильно. С этой позиции человеческой природе изначально присущи врожденные «плохие» или «антиобщественные» тенденции, которые должны контролироваться обществом.
Третью точку зрения представляют теории научения, в соответствии с которыми человек от рождения нейтрален (не склонен ни к комфортному, ни к делинквентности). Эти теории стремится доказать, что фактически все формы поведения, его убеждения и тенденции усваиваются им из социальной среды в процессе научения. Наиболее всесторонне такой взгляд иллюстрируется социальной теорией научения Павлова, Утсона и Скиннера и теорией дифференциальных ассоциаций Эдвина Сазерленда. Теория дифференциальных ассоциаций – яркая иллюстрация этой – точки зрения. Согласно этой теории, делинквентное поведение усваивается, как и любое другое социальное поведение, через социальное взаимодействия с другими людьми. Оно не является результатом ни психического заболевания, ни нарушений эмоционального развития, ни реализации врожденных представлений о «добре» и «зле». Люди становятся делинквентами в результате научения, под воздействием сигналов, полученных от других людей, которые в свою очередь «научились» быть делинквентами. Следовательно, господство «сигналов», способствующих нарушению закона, над сигналами, препятствующими этому, приводит к формированию преступного поведения. Житейская мудрость, гласящая, что дурная компания провоцирует дурное поведение, с точки зрения теории дифференциальных ассоциаций является справедливой [10, c.13-14].
Свидетельство о публикации №210102101467