Мария

АЛЕКСАНДР ШУСТИКОВ
МАРИЯ.               
ПЬЕСА.
……………………………………………………………………………

Действующие лица:

Мария – молодая девушка. 26 лет.
Валентина Викторовна – её мать. 72 года.
Галина – подруга  Марии.  22 года.
 Андрей Львович – главврач. 33 года.
Старец. 
………………………………………………………………………………

Действие первое.

Галина: (поёт) Конец рабочего дня. И снова у проходной встречает милый меня… Слышь, Машуля, на природу завтра махнём? Лёха Покровский на шашлыки звал. Поедешь?
Мария: Так звал он тебя, а не всю контору.
Галина: Если еду я, то, значит, едешь и ты… Как лучшая подруга… Маша, да хватит тебе бычиться. Что: так всю жизнь одна и проживёшь?
Мария: Да мне и одной не плохо.
Галина: Ой рассказывайте сказки матерям… Знаешь, что я тебе скажу, подружка дорогая: пока будешь за мамкину юбку держатся – так холостячкой и помрёшь. Честно скажу: живи ты своим умом – не десять лет ведь…
Мария: Ладно: сама разберусь. Сама!… Всё. Пошли.
Галина: Дура ты, Машка. Дура… Сама она разберётся… Да ты против маменьки полслова сказать не в состоянии. Её что: дочка рядом, забот никаких, живи – чаёк прихлёбывай. Маша и дровишек принесёт, и капусточку польёт, и картошечку прополет…
Мария: Галка! Прекрати! А то обижусь.
Галина: Обижайся… Может хоть так тебя проймёт! Обидно за тебя.
             
( появляется Андрей Львович ).

Андрей: Добрый вечер, девушки… Не подскажите: Юрий Владимирович у себя?
Галина: А Юрия Владимировича сегодня нет. Он будет только в понедельник, после обеда. Может, мы чем можем помочь?
Андрей: Да вряд ли… Понимаете: у нас трубу в амбулатории прорвало, а я – человек новый – не знаю к кому обратится.
Галина: Так это к Вовке надо… Сейчас, я позвоню ему…( берёт телефон. Уходит с центра сцены.)
Андрей: А вы, тоже здесь работаете? Можно узнать ваше имя?
Мария: Здесь… Мы вместе с Галиной… Меня Машей зовут… А вы кто?
Андрей: Я новый главный врач в вашей амбулатории… Вот только вчера приехал, а тут сразу и ЧП.
Мария: Не расстраивайтесь… Володя у нас совестливый сантехник. Галка сейчас его найдёт и…

(появляется Галина )

Галина: Всё! Сейчас он подъедет. Можете не волноваться: Вовка сделает…
Андрей: Да мне вот Мария уже объяснила ситуацию…
Галина: А вы кто, если не секрет?
Андрей: Я новый главный врач вашей амбулатории.
Галина: Всё! Всё ясно и понятно… Вы сейчас куда направляетесь?
Андрей: В сторону амбулатории… Куда уж…
Галина: О! По дороге… Если мы пройдём с вами рядом – ваша жена не обидится?
Андрей: Не обидится… Ввиду отсутствия оной… Я – холост.
Галина: Тогда – вперёд! Маша, догоняй…
Мария: Да я не пойду. Мне срочно домой надо…
Галина: Да не сдохнет твой дом! Лови момент, глупая. Мужик свободный, образованный с деньгами.
Мария: Нет!
Галина: Пошли, говорю, дура!… (уходят).
 
Действие второе.

Валентина Викторовна.: И где тебя носит после работы?… Антоновна, вон уж, часа два как домой прошла… Я её жду и жду, а ей только гули-погули… Капусту-то когда, скажи, квасить будем?… Михайловна, вон, говорила давеча: луна-то уходит… Торопиться пора, а тут: только бы шляться… Что: в батьку своего непутёвого родилась?… Такой же был – лишь бы дома не сидеть… Так где была-то? Не иначе: в какой–нибудь компании?… А ну дыхни!…
Мария: Мама… Да нигде я не была… Ну чуток задержалась с Галей… Что уж, теперь: и с подружкой не поговорить?
Валентина Викторовна: Вот-вот: знаю я эту подружку… Эта подружка до добра не доведёт… Этой Гальке только хвостом вертеть… И с одним погуляет – и с другим… А потом, вон, принесёт в подоле – кто виноват? Да мужики, счас, не признаются… Им лишь бы девок портить… Ох, смотри, Мария, принесёшь в подоле, - убью! На раз захлестну!… Лучше уж одной  жизнь прожить – чем с нынешними мужиками якшаться!…
Мария: А если я хочу  замуж выйти?… Ведь и ребёночка нянчить хочется…
Валентина Викторовна: Нечего мужику в моём доме делать! Смотреть: как он тут вино жрать будет, куревом пыхтеть, да к любовнице бегать…
Мария: Да почему так-то?  Ведь есть и хорошие, добрые мужчины… По тебе получается: все мужики – сволочи?!
Валентина Викторовна: А так оно и есть!… Да-да-да… Вспомни-ко батюшку своего родимого?  Не одной юбки не пропустит бывало!… Нет-нет… Нету мужиков хороших… Лучше и не думай!… Всё… Хватит разговоры разговаривать… Так с капустой-то что делать будем?… Вот, нагулялась, весь вечер кончился… Что теперь-то: на ночь глядя… Ладно: спрошу завтра – может срок-то ещё не кончился… Садись: чаю, хошь, попьём – а то весь-то день на ногах… И по телевизору-то смотреть ноне стало нечего – один разврат…
Мария: Но ведь есть и хорошие фильмы, мама… Помнишь: на той неделе – про девушку и юношу инвалида… Как красиво…
Валентина Викторовна: И ничего красивого не было!… Я говорю: один разврат – и всё!… Ладно: пошли спать – нечего электричество, почём зря, жечь… Всё! Утро вечера – мудренее…

Действие третье. 

Андрей: Ой, здравствуйте… Ведь вас. насколько я помню, Марией зовут?
Мария: Да.
Андрей: Так вы вон в том доме живёте? А меня поселили вон там… В жёлтом домике… Правда, там ремонт бы надо сделать.
Мария: Так вы подайте заявку в сельсовет. Они обязаны помочь.
Андрей: Да я в курсе… Скажите, Мария, а вы вечером что делаете?  Может,  в кино вместе сходим?
Мария: Какое кино, Андрей  Львович… У нас уж лет десять как кино прикрыто… Невыгодно стало. Да и ходили мало – у всех «видики» , антенны спутниковые…
Андрей: Тогда, может, просто прогуляемся? Вечер тёплый обещают…
Мария: Нет-нет… Мне вечером некогда. Надо дома капусту квасить, да и картошка в яму ещё не опущена… Нет-нет!
Андрей: Так может вам помочь? Заодно и с мамой вашей познакомите… Вы ведь с матерью живёте?
Мария: Не-ет!… Нет, мы привыкли с мамой всё сами делать. Нет-нет…
Андрей: Тогда, может в следующий раз? Вы номер телефона амбулатории знаете ведь?
Мария: Да-да… Извините, Андрей Львович, я на работу опаздываю… До свиданья. (уходит).
Андрей; До свиданья…(уходит в другую сторону).

Действие четвёртое.

Галина: Ну, дальше то что? Хотел к вам в гости?… Во, умора… Да, матушка твоя устроила бы ему варфоломеевский день! Так как: до варфоломеевской ночи он бы не дожил.
Мария: Галка, прекрати!
Галина: А что: «прекрати»?… Да соглашайся ты на свиданье. Переживёт твоя капуста… Я ещё раз говорю тебе: такой вариант…
Мария: Что ты всё о деньгах, да положении. Я и сама неплохо получаю.
Галина: Дура ты! При чём тут деньги?!… Он – мужик!… Ох, сдохнешь ты вместе со своей маменькой… Заживо ведь себя хоронишь!… В гости пригласишь – нельзя. На природу – нельзя. Какая пьянка в конторе – тоже нельзя. Да вечером по деревне пройтись – и то нельзя… Я понимаю: мать надо уважать и любить. Но у тебя ведь и свой ум должен быть! Ты же не девочка! Женщина должна быть замужем и иметь детей! Вот так я считаю… А уж если нет мужика на роль мужа, так значит надо родить себе ребёночка… А то ведь к старости и стакана воды некому будет подать! Одумайся, Маша!
Мария: Я подумаю…
Галина: Честно, мне, как лучшей подруге, скажи: хочешь замуж?
Мария: … Да…
Галина: Этот Андрей тебя устраивает?
Мария: Как сказать… Хороший, кажется, человек…
Галина: Вот и прекрасно!… Давай я вам свиданье устрою? Комар носа не подточит…
Мария: Не подточит… Моя матушка всё узнает. От неё не скроешься.
Галина: Да я тебе гарантирую… Так провернём операцию, что самому Штирлицу завидно станет… Соглашайся, дура…
Мария: Нет, страшно… Если мать узнает – всё…
Галина: Ну и целуйся сама с собой по ночам всю оставшуюся жизнь!
Мария : Ну хорошо… Чёрт с тобой – уговорила… И,  что мне делать?
Галина: Ты завтра домашних животных идёшь пересчитывать по деревне?
Мария: Да.
Галина: Лидку Репанину знаешь?
Мария: Ну.
Галина: Она бычка держит.
Мария: Ну, дальше-то что?
Галина: Дальше – моя забота… Зайдёшь завтра к Лидке – ничему не удивляйся… Поняла?
Мария: Ох, и авантюристка ты, Галка…
Галина: Для тебя стараюсь… Потому что, ты моя лучшая подруга. Всё? Вопросы? У матросов нет вопросов… Время прихода к Лидке я тебе завтра утром подскажу… Ну: по боевым постам!…

Действие пятое.

Мария: (входит в квартиру) Ау… Люди… Хозяева дома?… Лидия Владимировна, вы дома?

В комнату входит с другой стороны Андрей.

Андрей: Здравствуйте, Мария…
Мария: Здравствуйте, Андрей Львович… А Лида где?…
Андрей: Мне позвонили полчаса назад… Сказали, что хозяйке плохо. Нужна, мол, помощь… Я пришёл… И Лида - так ведь её зовут? – объяснила мне ситуацию. И ушла…
Мария: А если кто постучится?
Андрей: Лида предупредила – сидеть тихо и никому не открывать… Вот… Так может, хоть сядем?  Что  стоять-то?
Мария: Хорошо… Давайте сядем. (садятся на диван) И что вы хотите мне сказать?
Андрей: Если вы пришли, то, значит, вам известна причина нашей встречи… Вы хотите замуж?
Мария: Предположим: да… Но вы же меня совсем не знаете… Или у вас – любовь с первого взгляда?
Андрей: А что: бывает и со второго?
Мария: Но это как-то всё равно… Ну неправильно… Надо повстречаться подольше, узнать всё же получше… А если я – мегера? Или хочу замуж по расчёту? Просто: из-за вашей зарплаты.
Андрей: Да я и не думал, что завтра поведу вас в ЗАГС… Просто, может нам начать встречаться открыто. Я – холостой, вы – не замужем… Ну, а вашей матери мы объясним серьёзность наших намерений…
Мария: Тогда я точно до свадьбы не доживу… Вы не знаете мою мать… Нет, она хорошая женщина, но… Её муж… Мой отец… Он умер не совсем давно… Ну, неудачный был у них брак. А развестись… Мать считала это позором… Вот так они и маялись… Папка погуливал, конечно… Поэтому сейчас моя мама, просто, ненавидит мужчин. И уверена, что можно жизнь прожить и одной…Вот так… Поэтому, говорить что - либо ей – не следует… 
Андрей: Тогда, может, нам встречаться тайно?… А потом, когда…
Мария: А потом, когда я буду с животиком, мы придём к маме и скажем: «Вот тебе подарок, мамочка»…
Андрей: Ну, почему, так-то?
Мария: А что: мы с вами, на  свиданиях, в «крестики-нолики» играть будем?
Андрей: Тогда я не вижу выхода… Но нельзя ведь так всё оставить! Это издевательство… Да разрешите мне переговорить с вашей матерью. Я постараюсь убедить её…
Мария: Один шанс из миллиона…
Андрей: Но, может, вы сами не пытаетесь убедить Валентину Викторовну? Подумайте: возможно, вам хорошо и вдвоём?
Мария:  Да я не против замужества… Да-да, Андрей Львович, я хочу иметь мужа. Я хочу иметь ребёнка… Но не могу я пойти против матери! Потому что, если я пойду ей наперекор – она умрёт. Она искренне считает, что делает мне добро!…(плачет)…Я не знаю, что мне делать… Не знаю…(плачет)…
Андрей  двигается к Марии, гладит её по волосам, успокаивает. Но Мария воспринимает это как прелюдию к сексу.
Мария: (вскакивает с дивана) Зачем вы это делаете? Или что: заманили меня сюда, воспользовались моей слабостью и решили…
Андрей: Маша… Да вы что… У меня и в мыслях-то такого не было. Поверьте?
Мария: Знаю, знаю… Все мужики на одно лицо! Извините, что оказалась не такая – какой бы вам хотелось… Прощайте, Андрей Львович.(уходит)
Андрей: Ну вот… Ничего не понимаю… Что этим женщинам надо…(уходит).

Действие шестое.(прошло два месяца. Как это показать – задача режиссёра)

Мария: (сидит за рабочим столом. Хмурая.)
Галина: (входит, садится напротив)… Что, подружка, грустно на душе?… Ой, Маша, не понимаю я тебя… И что ты тогда взбеленилась… Ну что он, совсем дурак, чтобы при первой же встрече под юбку лезть? Вот теперь сама  и страдай…
Мария: Да ерунда это… Галка, я – беременна.
Галина: Что?
Мария: Я – беременна.
Галина: И с кем ты нагуляла? Или что: тайно и от меня с Андреем встречаешься?
Мария: Нет… Не с кем… Ну я же в здравом уме!
Галина: Так что: ветром надуло? Но мы же не в сказке… Может другое что? У врача была?
Мария: Да… Второй месяц пошёл…
Галина: Точно: сказка… Если ты не врёшь…
Мария: Да не вру я!!! Честно! Ни с кем! … Ей богу, ветром надуло! Я сама не знаю: что думать…
Галина: Матушка-то знает?
Мария: Тогда  я  здесь уже бы не сидела…
Галина: Да… Дела… Ну если всё так, как ты утверждаешь – то это непорочное зачатие… А что… Её ведь тоже Мария знали…
Мария: Да уймись ты!… Ты скажи: что мне делать?
Галина: А ты сама не догадываешься? Автобусы в райцентр, ежедневно, ходят.
Мария: Я не хочу туда… Я хочу родить… Я хочу, чтобы у меня был ребёнок…
Галина: А как же Валентина Викторовна?
Мария: Поставлю перед фактом… Ну, не убьёт же она меня, в самом-то деле.
Галина: Ой, не знаю… Не знаю… На обед-то пойдём?…(Мария кивает)… Пошли, подружка ты моя…

Действие седьмое.

Мария: Мама, я хочу тебе сказать одну важную вещь…
Валентина Викторовна: Что опять у тебя? На работе что не так?
Мария: Да нет: другое… Только обещай, что не будешь ругаться… Хорошо?
Валентина Викторовна: Так, доченька… Давай-ка без предисловия… Натворила чего – так говори: легче будет. Так:  что?
Мария: Мама, я – беременна…
Валентина Викторовна: ЧТО?!!!
Мария: Я – беременна…
Валентина Викторовна: Ты сошла с ума? Или это мне снится?… Ты – дура?…
Мария: Мама… Я тебе ещё раз говорю: я – беременна…
Валентина Викторовна: Так: и кто он, этот паршивец? Новый врач? Слышала, говорили люди добрые – положил он глаз на тебя… Так это ты с ним мне подарочек нагуляла? Говори, сучка, когда мать спрашивает!
Мария: Мама… Нет… Я не знаю. Но как на духу – ни с кем я не спала! Поверь ты мне!
Валентина Викторовна: Неужели ветром?… Сказку рассказать хочешь, доченька?… Ну-ну, рассказывай… Так: какой кобель тебя испортил? Говори?!
Мария: Мама… Я тебе, как матери – всё честно говорю… Посоветоваться хотела: что мне делать… А ты… Я, как на духу, как перед богом – клянусь: ни с кем я не спала!
Валентина Викторовна: Уйди с моих глаз! Скотина! Сучка! Бесстыжая! Да видеть тебя не хочу! (уходит)
Мария: (кричит вслед) Мама!… Да я на самом деле – ни с кем не спала! Да поверит мне, кто – нибудь…(плачет в голос. На стадии истерики)
Валентина Викторовна: (возвращается) Так вот, доченька, тебе моё слово материнское… Если ты ни с кем, так значит ничего и страшного не будет… Завтра! В район! На аборт!
Мария: Мама… Мама… Зачем?… Пусть он будет… Мама… Он же не виноват… Мама… Пусть он будет… Мама… Я сама его выращу… Мама… Пусть он будет… Мама…
В.В.: В район! В больницу! Я всё сказала! Завтра!!!
(расходятся в разные стороны)

Действие восьмое.

(на автобусной остановке)
Валентина Викторовна: Да где же он сегодня запропастился-то?… То за час уже стоит, а тут: ждёшь –да ждёшь… Ну никакого порядку не стало… Ну, как? У тебя  всё нормально?
Мария: Нормально всё у меня… Всё хорошо…
Валентина Викторовна: Ладно, не сердись… Да и зачем он тебе? Мы и вдвоём живём неплохо… А тут: пелёнки, распашонки – маета одна… Ладно: приедем домой, выспимся, успокоимся… По сто грамм выпьем…  Может, здесь в магазин успеем? Давай: туфли тебе новые купим?
Мария: Не надо мне ничего…
Валентина Викторовна: Да улыбнись ты… Ну всякое бывает… А ты что: точно ни с кем?…
Мария: Хоть сейчас-то поверь? Не было у меня ни-ко-го!
Валентина Викторовна: Ну, тогда я, точно, ничего не понимаю… Чудес-то ведь нет на свете…
(появляется Старец)
Старец: Добра тебе, Мария…
Мария:  Здравствуйте…
 Валентина Викторовна: Ты кто такой? Откудова нас знаешь-то?
Старец: Ты: великий грех  совершила, женщина, заставив чадо своё исторгнуть плод человеческий из чрева её… Убила ты мир и счастие Земли нашей… И Дух и невеста говорят: прийди…А если кто отнимет что от слов Книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в Книге жизни и в святом граде и в том, что написано в Книге сей…(старец исчезает)
Валентина Викторовна: Маша… Это что за старик-то здесь стоял? О каком это граде божьем он рассказывал?… Про Христа, что ли? А я тут при чём? Ты хоть что поняла?
Мария: (плачет)
Валентина Викторовна: Ничего не понимаю… Какая книга, какой град святой?… Пойду-ка я, поспрашиваю: когда этот автобус будет…(уходит)
Мария: (плачет)…

                ЗАНАВЕС
2009 год.
Долматово.


               


Рецензии