А прав ли гений?

(Эссе об Андрее Николаевиче Колмогорове)

Мнение специалиста по теории вероятности о гениальном математике, по сути, создателе этой сложнейшей и удивительнейшей части науки, вряд ли может быть объективным. Но все же, осмелюсь его выразить.

Когда-то давно, еще в детстве, я не знала о математике ничего, кроме того, что написано в обычном общеобразовательном учебнике. И возможно, так никогда и не узнала бы. Но по счастливой случайности папа принес мне однажды номер журнала «Квант». Небольшой объем, скромный переплет, черно-белые изображения. Ничего особенного. Перелистав его, я улетела в иное измерение! Мне открылся невидимый красочный совершенный мир странных, одержимых идеями людей, необычных задач, статей о том же самом, что написано в учебниках, но вывернутое наизнанку, разрезанное на кусочки и сложенное в иных вариациях. Мне открылся мир другой математики – Колмогоровской! Он был одним из главных создателей и вдохновителей журнала.

Сейчас я могу отчетливо осознавать и говорить – мой путь на математический факультет лучшего университета в мире,  МГУ им. Ломоносова, открылся благодаря ему – Андрею Николаевичу Колмогорову. Журнала «Квант», олимпиады,  учитель математики, который сам когда-то был учеником Колмогорова. Все в моей жизни незаметно, невидимо вело к науке. Провидение Божие? Да, если учесть, что проводником его всегда бывает человек.

Можно ли сомневаться в гении Андрея Николаевича? Нисколько. Свидетельством тому – блистательные труды:  тригонометрические и ортогональные ряды, теория меры и интеграла, математическая логика, теория приближений, геометрия, топология, функциональный анализ, дифференциальные уравнения и динамические системы. Теория вероятностей, математическая статистика, теория информации, история математики. Если же говорить о прикладных исследованиях, то надо добавить к этому списку работы по механике, биологии, геологии, теории стрельбы, теории стихосложения, кристаллизации металлов, теории автоматов. И во всем он первооткрыватель, основоположник, революционер!

Что есть гениальность? Это Божья искра, порождающая огонь, который распространяется от источника в мир через души других людей. Колмогоров всегда верил в своих учеников, верил в любого человека! Он, как ювелир, интуитивно находил таланты, нащупывал скрытые грани в природном алмазе, умел отшлифовать, не повредив внутреннего света, чистоты индивидуальности. Ученый вырастил целую плеяду не менее одаренных учеников, отдавших науке счастье своих прозрений. Вот только академики и членкоры: И.В. Арнольд, А.А.Боровков, И.М.Гельфанд, А.Н.Мальцев, М.Д.Миллионщиков, В.С.Михалевич, С.М.Никольский, А.М.Обухов, Ю.В.Прохоров, Я.Г.Синай, Б.В. Гнедиенко, С.Х.Сираждинов, В.А.Статулявичюс, Л.Н.Большев, А.С.Монин, Б.А.Севастьянов, А.Н.Ширяев. 

Давайте зададимся вопросом: для чего знаменитому, признанному гению, прижизненному классику и творцу математики в нескольких десятках ее течений и ответвлений, треть своей жизни тратить на педагогику? Известно, что Колмогоров болел душой за молодежь, тянущуюся к науке, за не уверенных в себе юнцов, задавленных гранитными пластами мировых знаний, изложенных в учебниках. На пике творческой зрелости, известности и признания он бросил все ради реформы математического образования. Создал знаменитую ФМШ – физико-математическую школу-интернат при МГУ, в которой сам лично вел семинары, открывал научные дискуссии, ходил с учениками в походы. Многих выпускников этого уникального заведения я узнала лично, когда училась в университете. Могу сказать – это математически счастливые люди! Странное выражение? Но точнее выразиться сложно.

Образовательная система несовершенна, Колмогоров это понял сам и пытался доказать другим. Нельзя давать ответы, не задав вопросов. В любом учебнике по математике мы видим утверждения, определения, готовые доказательства. Но нигде мы не найдем причин, истоков, тех самых вопросов, на которые искали ответы великие, когда доказывали теоремы, придумывали аксиомы и формулировали строгие определения каждого понятия. Колмогоров работал над новыми современными методиками, в духе поиска противоречий, попыток найти новое, совершения ошибок.

В книге «Беседы о математике и математиках» Б. М. Писаревский и В. Т. Харин заметили:

«В свое время А. Н. Колмогоров анализировал понятие математической одаренности. К элементам таковой он относил алгоритмические способности (нахождение удачных, нестандартных путей преобразования сложных выражений, решения уравнений), геометрическую интуицию, а также искусство "последовательного логического рассуждения", особенно умение логически мыслить в задачах с новой, нестандартной постановкой».

Колмогоров видел, что нельзя всех учить одинаково. Есть таланты, будущие светила, благодаря которым наука способна двигаться дальше, развиваться и совершенствоваться. И таланты нуждаются в серьезной поддержке, в адекватном обучении: не стандартном, направленном на исследование и поиск, а не на запоминание готового ответа.

Простая мысль? Вполне.

Прав ли был гений, что тратил себя на будущее, забыв о настоящем?

Государство решило, что не прав. Государству было трудно понять, зачем математика интересует область воспитания и формирования будущих ученых. В педагогике разберутся свои гении, решили там! Андрей Николаевич потерпел фиаско, впервые в жизни его светлые искренние идеи не были восприняты и оценены по достоинству. Почему?  Исторические причины поражений находятся в сфере многомерного и непредсказуемого человеческого фактора. Здесь включаются скрытые механизмы страха: «как бы чего не вышло».

Колмогоров тяжело переживал провал и вынужден был реализовывать замысел не в обширном океане, а лишь в узком коридоре возможностей. Через этот «коридор» мир обрел его последователей.

Иногда бывает любопытно заглянуть в будущее с поправкой на возможные варианты развития ситуации. Я задумалась, если бы Андрею Николаевичу удался проект реформы образования? Сколько сейчас было бы новых технологий, сколько свершилось бы открытий людьми, которым не попался в свое время скромный журнал «Квант», о ком болело сердце гения на исходе жизни. Чем они заняты сейчас, ненайденные таланты, не выращенные гении науки? Считают финансы, прогнозируют рынки, торгуют машинами, налаживают учетные системы? Счастливы ли они?

Я вспоминаю годы учебы, пронизанные светом идей великого ученого, наполненные его детищем – наукой, как огромное состоявшееся счастье! Тонкая незримая нить между ним и мной, между его желанием подарить свет и моей надеждой найти «своих» в темноте не оборвалась, не потерялась… Она продолжится дальше – к моим детям, к моим ученикам. А значит гений прав! 


Рецензии
Здравствуйте, Юлия Игоревна!

Обратился к Вам по имени-отчеству больше для того, чтобы подчеркнуть уровень моего отношения к Вашей статье. Уточню: уровень высокий. Дело не только в том, что Вы рассуждали здесь о вкладе Великого учёного в развитие математики и науки вообще, о его самоотверженном служении Отечеству. Я всегда был сторонником его идей о новом подходе к изучению математики, хотя и не являлся его учеником. Здесь я взял слово потому, что стремление "избавиться" от высшей математики в технических ВУЗах достигло такой степени воплощения, что возникает тревога за будущее инженерных наук. Объём изучаемого математического аппарата не всегда дотягивает до соответствующего объёма советских техникумов. Если добавить сюда "прогрессивные" методы изучения предмета, то будет понятна причина моей тревоги. Вспоминаем: Каждая наука настолько наука, сколько в ней матеметики. А мало математики, тогда сколько науки??? Жаль, что ответом на этот вопрос не заняты в Минобрнауке.
Благодарю Вас, Юля, за отличную работу!
Как всегда, мои самые добрые пожелания и не только Вам!

Иван Думанов   04.02.2022 22:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван Данилович! Да, я писала это эссе от всей души. Если бы Андрей Николаевич попал к нам в современные вузы, он наверное очень расстроился бы. Но и принялся бы наверное в свойственной ему манере брать на себя ответственность и действовать. Сейчас очень мало серьёзных учёных готовы заниматься педагогикой, если не сказать больше - их просто все меньше и меньше. Ориентиры молодёжи сбиты, перекошены ложными авторитетами и ложными целями, это какая-то лавина, которую нам - родителям - трудно остановить без участия учителей и преподавателей. А они сейчас отстраненны от темы и совершенно безучастны, к сожалению. Мне одна моя ученица, которую я готовила в вуз, с удивлением и восхищением сказала: «Вы так интересно все рассказываете! У нас в Школе ничего не рассказывают, только ставят видео-уроки и задают домашку». И вот как я ей могу объяснить, что такое настоящий урок математики?! Как ей передать способность размышлять, искать ответ не среди трёх вариантов теста, а вообще его искать? Вот что удручает.

Юлия Знаменская   05.02.2022 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.