Икона апокалипсиса

Икона ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ Конец XVI века. Ярославль. Происходит из Толгского монастыря.
ОПИСАНИЕ ИКОНЫ  Иконография иконы основана на текстах литургии св. Иоанна Златоуста, Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) и комментариях отцов Церкви. Смысл изображений поясняют надписи, размещенные на полях иконы. В центре композиции в круглом, поддерживаемом двумя ангелами ореоле, представлено второе лицо Троицы - Бог Слово, «Единородный Сын» Иисус Христос с развернутым свитком в руке. Выше - Бог Отец (Саваоф) принимает возносимый диск. По сторонам от Него - аллегорические изображения Солнца и Луны и две постройки - увенчанная куполом белокаменная церковь (слева) и олицетворяющая город архитектурная палата (справа). Вход в них охраняют два ангела, облаченные в белые одежды: левый - в священнических, правый - в придворных.
В нижней части иконы, отделенной от верхней изображением «Христа во гробе», на фоне горок разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Неумолимую поступь Смерти заграждает меч Христа-воина, сидящего на кресте, орудии собственной смерти. Его изображение, представленное на фоне темной пещеры (преисподней), господствует над фигурой сатаны, поверженного и скованного архангелом Михаилом.
Проникнутая идеей триумфа жизни над смертью, добра над злом, композиция представляла собой иллюстрацию заключительного акта Божественного Домостроительства - возвращение Христа на небо, воссоединение трёх ипостасей Святой Троицы. Именно эта мысль выражена в песнопении на литургии оглашенных, после второго антифона: «Единородный Сыне и слово Божий, Бессмертен Сын, и изволивый Спасения нашего ради воплотиться от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Итог земной миссии Христа - Его страданий и крестной смерти - обретение для погибшего в Адаме и Еве человечества Небесного Царства, символом которого служат изображенные в верхней части иконы церковь и град - Небесный Иерусалим. Ист.: София Премудрость Божия. М., 2000, с. 76.
ПРОСВЕТЛЁННЫЙ ВЗГЛЯД  Христианство не когда не было «мёртвым» таким, и ни каким иначе. Все существовали разные взгляды, которые привели к расколу христианства. Поэтому люди, которые считают, что они всё знают, как должно быть в православии, заблуждаются. Солнце как образ Господа, образ который всегда присутствовал во все века.  Иногда преобладали и другие взгляды.


Рецензии
А Хранитель Тайны-откроет хотя бы одну тайну или все их отвезет на Суд Божий!?

Виктор Хажилов   03.11.2010 21:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.