Назидательные повести5
Назидательные повести
(монашеские)
V
В Костроме, в монастыре Девическом, в древнем кургане вырыты были кости человеческие, и тогда одну кость взяла в келью себе одна послушница и над нею производила поминовение. В некую ночь во сне явился ей покойник кости сей и говорил: «Не поминай меня, я был неверный татарин и нахожусь в тартаре». От сего разумно есть, что за отверженных Богом не должно молиться нам, Христианам. (Об этом сказывал мне И.С. и Е.А.Д.).
VI
Во святой горе Афонской около 1841 года одному иноку-греку во сне было странное видение. На светлых облаках он увидел целые полки афонских святых, грядущих во славе райской жизни, и в самых первых рядах были русские, потом болгары, сербы и прочие славянские племена, а позади всех - греки. Впереди же ликов сих шествовала Богоматерь в неизреченном сиянии Божественной славы со скипетром в руках и в темном одеянии. Тогда старец оный при виде святых и небесной Царицы был вне себя от радости. Но, обратив внимание на первенство русских и на низкую степень греков, он подумал: «Место сие, Святая Гора, наше наследие, а русские – пришельцы…». Тогда вдруг донесся до него выспренний глас: «Справедливо, что это место ваша собственность, потому-то самому и теряется цена ваших подвигов, поелику вы дома, вы в спокойствии. А русские, между тем как пришельцы, терпят более озлоблений и неприятностей разного рода здесь между вами, что и возвышает их особенно в очах Небесной Правды».
VII
В горе Афонской один прозорливый старец некогда увидел целые полки бесов, скаредных видом. Но один из них паче всех мерзостен, и вся спина у него была обтерта, плечи и шея смозолены. Смотря на него, старец дивился, и не знал, чему приписать такое адское безобразие и отличие от других. Тогда бес с улыбкою сказал: «Почему ты дивишься моему безобразию? Вот, чего стоит мне ваша братия, замучили меня, да и только». Прозорливец его спросил: «Да чем же?» Отвечал бес: «Мои товарищи соблазняют вашего брата и всячески стараются сбить с пути, наводя тоску по родным и по родине, внушая им оставить Афонскую гору и идти в мiр, и таковых выходцев отсюда мне приходится таскать на плечах до корабля. И они-то вот и обтерли мне шею и спину. Зато на них разъезжаю по мiру». Услышав сие, старец перекрестился, и бесы, яко дым, все исчезли. От сего видения познается, что спасение везде с трудом приобретается; в безмолвии – от мыслей неправедных, а в общежитии – от прелестей спасаясь, да спасет всяк свою душу. В бытность мою на Афоне в 1859 году старец мне говорил: «У вас, мiрских монахов, жены пред глазами, а у нас, афонских, они предстоят в мыслях». О, природа! Писано есть, «яко несть наша брань в плоти и крови, но к началам и властям и к мiродержателям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным. Аминь.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №210102201521